О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты посчитались

Российские аэропорты подвели итоги работы в 2014 году. В целом для участников рынка он закончился со значительным ростом объемных показателей, несмотря не неблагоприятные тренды на международных рынках

Российские аэропорты подвели итоги работы в 2014 году. В целом для участников рынка он закончился со значительным ростом объемных показателей, несмотря не неблагоприятные тренды на международных рынках. Кроме того, аэропортам не стоит слишком бояться высоких финансовых потерь и в случае снижения перевозок - по сравнению с авиакомпаниями они находятся в привилегированном положении.

Лидером роста по итогам года предсказуемо стал аэропорт Сочи, одиннадцать месяцев назад принимавший зимнюю Олимпиаду. Его услугами в 2014 году воспользовались 3,1 млн пассажиров, что на 28% больше, чем годом ранее. На внутренних воздушных линиях (ВВЛ) обслужено более 2,7 млн пассажиров, что на треть превышает результат 2013 года. На международных воздушных линиях пассажиропоток превысил 311 тыс. человек, рост показателя составил 9%. Таких результатов удалось достичь впервые за последние 23 года, отмечают в компании.

Руководство аэропорта сочло значимыми событиями открытие новых направлений авиакомпаниями Air Serbia, Orenair и Red Wings и введение режима "открытого неба", которое уже привело к расширению сотрудничества с турецкими авиакомпаниями и открывает перспективу авиасообщения с Пекином и Тегераном. "За истекший уникальный период для города Сочи и аэропорта мы превратили воздушную гавань главного курорта России во всесезонный авиаузел, способный работать со всеми категориями пассажиров и грузов в условиях повышенных нагрузок", - описал прошедший год генеральный директор управляющего аэропортом холдинга "Базэл Аэро" Леонид Сергеев.

Аэропорт Санкт-Петербурга "Пулково" даже несколько превзошел ожидания руководства, обслужив 14,26 млн человек в 2014 году. Рост в сравнении с 2013 годом составил 11%. Соотношение пассажиров МВЛ и внутренних ВВЛ на конец года составляло 50% на 50%, в первом случае рост составил 1,2%, во втором - 22,8%. Сотрудничество с "Пулково" в 2014 году начали три авиаперевозчика: "Московия", German Wings, Tap Portugal, было открыто 12 новых направлений. Наиболее востребованными пунктами маршрутной сети аэропорта стали Москва, Симферополь, Сочи, Калининград, Архангельск, Анталья, Хургада, Франкфурт-на-Майне, Шарм-эль-Шейх и Ларнака. Всего в 2014 году рейсы из "Пулково" выполняли 70 авиакомпаний по 159 направлениям.

Согласно ранее озвученным планам, в 2015 году аэропорт может обслужить 15 млн человек. Руководство предприятия отметило тенденцию перераспределения пассажиропотока в пользу внутренних линий. В частности, в конце года представители аэропорта объявили о скором открытии после реконструкции старого терминала, который теперь будет выполнять функцию посадочной галереи для рейсов ВВЛ. "Мы приостановим планы по развитию международного сектора - он не будет востребован в ближайшие годы", - сказал тогда генеральный директор компании "Воздушные ворота северной столицы", которая управляет аэропортом, Сергей Эмдин.

Москва сворачивает потоки внутрь страны

Московский авиаузел продемонстрировал не предвещающие кризиса результаты. Лидером роста среди трех аэропортов стало "Внуково", увеличившее пассажиропоток на 13,9% в 2014 году в сравнении с 2013 годом. Его услугами воспользовались 12 млн 733 тыс. пассажиров. "Год был неоднозначный. Экономическая и политическая ситуации во всем мире не могла не сказаться и на деятельности аэропорта Внуково. Но мы считаем, что при любых обстоятельствах и условиях надо двигаться вперед", - приводятся слова председателя совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталия Ванцева в сообщении на сайте компании. Во "Внуково" также отмечают постоянное расширение маршрутной сети и увеличение числа авиакомпаний-партнеров.

Максимальное число пассажиров - 33,04 млн человек - обслужил аэропорт "Домодедово". Объем пассажирских авиаперевозок аэропорта по сравнению с 2013 годом вырос более чем на 7%. "Рекордные показатели пассажиропотока в 2014 году стали абсолютным максимумом для России и Восточной Европы", - отмечается в сообщении компании. О соотношении объема перевозок на ВВЛ и МВЛ в "Домодедово" предпочитают умалчивать. В минувшем году в аэропорту началась реализация масштабных инфраструктурных проектов: строительство второго сегмента аэровокзального комплекса и реконструкция второй взлетно-посадочной полосы.

Число клиентов "Шереметьево" за аналогичный период увеличилось на 7,9% - до 31 млн 568 тыс. пассажиров. Этот показатель является рекордным за всю историю аэропорта, отмечают в пресс-службе компании. Пассажиропоток на МВЛ в прошедшем году сохранился на уровне 2013 года - порядка 18,5 млн пассажиров, на ВВЛ - вырос на 22,8%, до 13 млн 075 тыс. человек. В аэропорту отмечают, что наибольшей популярностью пользовались такие направления как Анталия, Париж, Прага, Пекин, Нью-Йорк, Амстердам, Рим, Шанхай и Шарм-эль-Шейх. Внутри страны пассажиры предпочитали Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Краснодар, Екатеринбург, Минеральные воды, Ростов-на-Дону, Калининград, Самару, Владивосток и Хабаровск.

Регионы растут неравномерно

Среди региональных аэропортов высокий темп роста продемонстрировала Пермь. За 2014 год его пассажиропоток вырос на 14,6% - до 1,3 млн пассажиров. ВВЛ воспользовались 869 тыс. человек, что на 16,8% превышает аналогичный показатель 2013 года, МВЛ - 450 тыс. человек, рост на 10,7%. Самыми популярными направлениями у пассажиров ВВЛ стали Москва, Санкт-Петербург, Казань, Анапа и Сочи, также активно пассажиры летали на зарубежные курорты. В 2014 году руководство пермского аэропорта продолжило искать инвестора. ФАС одобрила схему проведения нового конкурса, прием заявок завершится 6 февраля 2015 года.

Новосибирский "Толмачево" рапортует о значительном росте интереса к региональным перевозкам. Рост пассажиропотока в этом сегменте в 2014 году превысил показатели 2013 года на 19%, перевезено более 368 тыс. человек, сказано в сообщении компании. Из них 44,2 тыс. пассажиров воспользовались рейсами в рамках государственной программы субсидирования региональной авиации. Почти на 20% выросло количество трансферных пассажиров аэропорта, доля трансферного пассажиропотока аэропорта увеличилась до 7%. Всего "Толмачево" в 2014 году обслужило 3,96 млн пассажиров, что на 5,6% больше, чем в 2013 году. Из них ВВЛ воспользовались 2,4 млн человек, МВЛ - 1,5 млн человек. Специалисты аэропорта обещают, что в 2015 году продолжится работа по расширению маршрутной сети. Ожидается открытие регулярных рейсов в Сеул, Нижний Новгород, увеличение частоты рейсов в Симферополь, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Якутск, Мирный, Сургут, Новый Уренгой, Ханты-Мансийск и другие города.

Общий пассажиропоток аэропортов УК "Аэропорты Регионов" по итогам 2014 года вырос на 8,5% и составил более 10,3 млн человек. За минувший год аэропорты холдинга открыли 38 новых внутренних и международных направлений. Быстрее всего рос аэропорт Нижнего Новгорода "Стригино", обслуживший в 2014 году на 23,4% больше пассажиров, чем в 2013 году. Самый крупный аэропорт холдинга - екатеринбургский "Кольцово" обслужил 4,5 млн пассажиров, увеличив собственный результат на 5,4%. Как изменились показатели на ВВЛ и МВЛ в сравнении с прошлым годом, в сообщении компании не указывается.

Падение международного трафика не скрывают в Уфе. Услугами уфимского аэропорта воспользовались почти 2,4 млн человек, что на 7,3 % больше, чем в 2013 году. 1,63 млн из них воспользовались ВВЛ, рост к 2014 году составил 11,4%. На МВЛ же наблюдается снижение на 0,7% до - 748 тыс. человек.

Аэропорт Владивостока отмечает общее снижение пассажиропотока на 3%. В 2014 году его услугами воспользовались 1,8 млн пассажиров. Несмотря на этот минус, руководство компании настроено оптимистично: "Достигнутые в 2014 году результаты производственной деятельности мы оцениваем положительно, в условиях значительного сокращения международных рейсов базовой авиакомпании, ее провозной емкости, а также несмотря на влияние кризисных явлений в туристической отрасли, нам удалось удержать показатели пассажиропотока практически на уровне прошлого года", - сказал генеральный директор ОАО "МАВ" Игорь Лукишин. При этом среди значимых событий ушедшего года отмечаются развитие регулярного сообщения с ключевыми хабами Восточной Азии и городами Дальнего Востока и Сибири, рост пассажиропотока на отдельных направлениях составлял до 378%. Отмечается также появление в маршрутной сети внутрикраевых направления авиакомпании "Аврора".

Большой рост маленьких аэропортов

Аэропорты с меньшей интенсивностью полетов в основном закончили год на положительной ноте, несмотря на значительное падение, в ряде случаев, международного трафика. Например, аэропорт Белгорода увеличил пассажиропоток на 41,5%, обслужив 396 тыс. 932 человека. При этом на ВВЛ рост составил 21%, МВЛ выросли почти в два раза. Объясняется этот эффект открытием рейсов на популярные курорты: в Салоники, на Родос, Кос и на Гоа, а также в Бишкек. Для внутрироссийского пассажиропотока стимулом стало открытие субсидируемых рейсов в Казань, Калининград, Краснодар, Минеральные Воды, Симферополь и Сочи.

Не прошли даром усилия руководства аэропорта Кургана - его пассажиропоток вырос на 20,7% в 2014 году. Услугами воздушной гавани воспользовались 81,5 тысяч человек. Рост стал возможен за счет открытия рейсов в Сочи и Санкт-Петербург в летней программе, а также увеличением частоты полетов в Москву. "Несмотря на непростые экономические условия, в первые дни января пассажиропоток также вырос по сравнению с прошлогодними праздниками", - говорит директор ОАО "Аэропорт Курган" Дмитрий Коваленко. Руководство аэропорта также возлагает большие надежды на открытие международного пункта пропуска в аэропорту. Соответствующая работа началась в 2014 году.

Беспрецедентный рост международного трафика наблюдался в аэропорту Томска. Рост пассажиропотока МВЛ превысил 160%. "Столь значительный показатель обусловлен тем, что открытие международных рейсов состоялось только в мае 2013 года", - объясняют в компании. Общий пассажиропоток аэропорта составил 537,2 тыс. человек, что на 14,3% больше, чем годом ранее. Количество пассажиров на внутренних воздушных линиях составило 471,8 тыс. человек - рост на 6,1%. Более чем на треть улучшил показатели аэропорт Горно-Алтайска, обслужив почти сорок две тысяч пассажиров. "Пик пассажиротрафика пришелся на летний период, когда загрузка воздушного судна из республиканского аэропорта на всех направлениях составляла около 100%", - констатируют представители предприятия. В 2015 году запланировано открытие новых направлений, способствующее дальнейшему развитию.

Потерял 12% международных пассажиров аэропорт Читы, однако общий показатель перевозок увеличился на 5% - до 329,5 тыс. человек. На 13,7% уменьшилось количество пассажиров МВЛ в аэропорту Благовещенска. Совокупный рост трафика составил +0,8% к 2013 году. Зато в Благовещенске значительно увеличилась интенсивность полетов деловой авиации по заявкам крупнейших энергетических компаний страны "Роснефть", "РусГидро", "Газпром" и других. На 15,6% увеличился объем обработанных аэропортом грузов и почты.

Трафик аэропорта Южно-Сахалинска сохранился на прежнем уровне, было обслужено 853,7 тыс. человек. При этом количество обслуженного груза и почты сократилось на 12% меньше. Специалисты аэропорта полагают, что причиной отсутствия роста стало объединение авиакомпаний "Владивосток Авиа" и "Сахалинские авиатрассы" - маршрутная сеть объединенной компании "Аврора" была оптимизирована и количество рейсов в Южно-Сахалинск сократилось. Вместе с тем, авиакомпания "Трансаэро" прекратила в 2014 году выполнение чартерного рейса в Бангкок, а "Оренбургские авиалинии" перестали летать на Гуам.

Аэропорты возьмут свое

Специалисты и участники рынка не прогнозируют быстрого возврата к привычным темпам роста пассажиропотока и не рассчитывают на скорое восстановление международного трафика. Однако аэропорты в кризисный год будут чувствовать себя лучше, чем авиакомпании, уверен глава Airport Invastments Сергей Детенышев. Несмотря на возможное снижение производственных показателей, аэропорты имеют шанс сохранить рентабельность на прежнем уровне. Во-первых, у них, как правило, нет валютных кредитов. Во-вторых, лизинг перронной техники хоть и номинирован в иностранной валюте, но составляет не такую масштабную часть затрат, как лизинг воздушных судов для авиакомпаний. Кроме того, тарифы аэропортов регулируются ФТС и, вероятнее всего, будут расти вслед за растущими затратами....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка