О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мобильные летают по прямой

Разработчики IT для реализации авиабилетов все больше внимания уделяют развитию мобильных сервисов

Разработчики IT для реализации авиабилетов все больше внимания уделяют развитию мобильных сервисов. Их аудитория продолжает расти несмотря на общие негативные тренды и обосабливается в отдельный сегмент пассажиров со специфическими потребностями - они совершают бронирования в последний момент (last minute) и летают, преимущественно, без пересадок между крупными аэропортами. Создатели приложений для путешественников стараются перехитрить друг друга, предлагая все более удобные интерфейсы, однако часть идей по "мобилизации" отрасли реализовать пока не удастся в силу ряда технических и даже законодательных ограничений.
 
Как неоднократно подчеркивали представители авиационной отрасли, кризис - время развития новых идей и решений. Например, нездоровая экономическая ситуация и сопутствующее стремление граждан экономить, а также спад доверия к деятельности турагентов и рост интереса к внутреннему туризму в совокупности дали заметный толчок развитию сегмента самостоятельных путешествий. Соответственно, возросла потребность в технических решениях, позволяющих такие путешествия организовывать. Агентство Ozon.travel, например, недавно представило новое мобильное приложение, рассчитанное именно на пользователей смартфонов.
 
Кто эти люди
 
По наблюдениям специалистов компании, сервис должен быть особенно интересен пассажирам, бронирующим билеты за короткое время до вылета - от одних до трех суток. Такие last minute бронирования составляют до 12% от общего числа заказов. Максимальную популярность имеют внутрироссийские маршруты между крупными региональными и столичными аэропортами, много летают в Москву с юга России, из городов Приволжского федерального округа и с Урала, рассказал генеральный директор Ozon.travel Дмитрий Яковлев. Представители Aviasales отметили, что заказы, сделанные с планшетных компьютеров, отличаются более высоким средним чеком, летают эти пассажиры на более далекие расстояния. "Вернувшись с работы, человек берет iPad, мечтает о Таиланде, смотрит билеты и покупает. С iPhone совершается много покупок день в день и много на деловые направления, на Andorid покупают много внутренних рейсов", - отмечают в компании. Создатели приложения Momondo, видя такие тенденции, пока решили даже не включать в набор функций возможность составного бронирования, хотя в будущем, обещают, эта опция появится.
 
Несмотря на то, что к потенциальной аудитории приложений относят фактически всех, кто имеет смартфон с выходом в интернет, а это порядка 66% населения, представители компаний признают, что реально ими пользуется совершенно определенная категория населения. Это молодые люди, которые активно используют разные гаджеты в своей повседневной жизни и предпочитают их стандартным ПК.
 
Помимо тех, кто покупает билеты для собственных нужд, компании видят потенциал развития в корпоративном сегменте - над этим сейчас как раз работают специалисты Ozon.travel. Несмотря на то, что пока это менее 3% от общего числа продаж, в компании надеются, что новые реалии бизнеса изменят этот показатель в большую сторону. Тем более, что другие участники рынка, как например глобальные разработчики IT-решений для авиационной отрасли из компании Amadeus, еще в 2013 году говорили о том, что в сегменте корпоративного туризма происходят качественные изменения, которые связаны с техническим прогрессом: чем проще становится процесс подготовки к путешествию, тем больше функций компания может выполнить самостоятельно. Сегодня в Ozon.travel предлагают решения, благодаря которым сотрудники компаний-партнеров смогут покупать билеты для командировок даже через мобильное приложение, пользуясь специально для этого разработанной услугой.
 
Их все больше
 
Отдельные игроки рынка отмечают, что доля людей, активно использующих все возможности своего "умного телефона", сокращается: в 2014 году их было 59% против 70% годом ранее. Руководство компании Tripsta, например, считает, что повлиять на интерес пользователей к приложениям может спад продаж мобильных устройств, но очевидной угрозы сегменту пока нет. "Конечно, дальнейшая востребованность Tripsta app также зависит от продаж устройств на базе iOS - в связи с увеличением цен их популярность в России может снизиться. Тем не менее, мы считаем, что многие наши пользователи, включая тех, кто пользуется устройствами не на базе iOS, заинтересованы в установке приложения", - говорит генеральный директор Tripsta Филипп Бринкманн (Philipp Brinkmann). Пока же сохраняется положительная динамика: за год количество бронирований через мобильное приложение Tripsta увеличилось на 115%, в компании полагают, что в 2015 году эта цифра вырастет еще больше. Аналитики компании уверены, что соответствующее приложение установлено у трети пользователей сервиса. Оно особенно востребовано среди пользователей iPhone 4/4S и iPhone 5/5S, так как разработано специально, чтобы изображение меняло размер в зависимости от ширины экрана.
 
Отмечают повышенный интерес пользователей и мета-поисковики авиабилетов. Например, в Momondo говорят, что количество пользователей мобильных приложений сервиса в прошлом году выросло на 170%, причем за 2014 год установки приложения на Android-устройства составили 28%, на iOS - 72% от общего числа. "Мы, как и вся онлайн-тревел индустрия, ожидаем продолжения роста интереса к мобильным платформам, поэтому инвестируем средства в развитие приложений и постоянно ведем разработку новых опций", - рассказывают в компании, отмечая, что в последнее время прирост происходит в основном за счет регионов.
 
Приложение Aviasales установлено в каждый восьмой российский iPhone, посчитали, в свою очередь, представители этого сервиса: это 3,3 млн установок на iOS и около 2,5 на Android. По статистике мета-поисковика, около 40% всех поисков проходят через приложения, как минимум еще на 10% рынок может вырасти в этом году. "Совершенно очевидно, что количество пользователей будет увеличиваться, так как меняется сама модель потребления. Раньше вы шли в кассу, потом пересели за компьютер, потом прилегли с ноутбуком, а теперь стоя в очереди за вином, нашли себе билеты в Бордо", - описывают тенденции рынка представители компании. В Ozon.travel говорят, что интерес именно к мобильному приложению вырос на 20% за год. Общий рост количества заказов через это OTA, по словам Д.Яковлева, оказался "выше запланированного". Всего в базе компании порядка 1,3 млн клиентов.
 
Кто во что горазд
 
В условиях растущего интереса к самостоятельному туризму в целом и к приложениям OTA и мета-поисковиков в частности каждый из разработчиков стремится похвастаться своими ноу-хау. "Управление онлайн-трэвел агентством требует синергии большого управленческого опыта и знания ключевых трендов в сфере IT, поскольку именно оперативная интеграция передовых IT-решений позволяет добиваться конкурентного преимущества на нашем рынке", - охарактеризовал этот процесс исполнительный директор сервиса Biletix Игорь Атамановский. Ozon.travel попытался привлечь пользователей возможностью задавать параметры поиска в игровом режиме - рисуя пальцами на сенсорном экране. По замыслу создателей, интуитивно понятный интерфейс соответствует именно потребностям пользователей мобильных телефонов: в нем нет таблиц, граф и строк для заполнения. Momondo, напротив, считает наличие таблиц плюсом и может похвастаться диаграммой стоимости авиабилетов и матрицей цен для выбора оптимального сочетания дат вылета и возврата. Для визуализации качества каждого предложения используются смайлы, отражающие пользовательский рейтинг того или иного варианта. В Aviasales делают ставку на принцип честной цены - чтобы стоимость билета в поиске не отличалась от той суммы, которую спишут с карточки. Также предлагается воспользоваться функцией голосового поиска и возможностью распознавания данные пассажира по фотографии паспорта.
 
Куда дальше?
 
Однако, несмотря ни на какие новшества, возможности мобильных приложений остаются несколько ограниченными. Характерная проблема мета-поисковиков - отсутствие нужных разработок со стороны партнеров: OTA и авиакомпаний. "Для метапоисков создание качественного приложения - непростая задача. Дело в том, что партнеры (авиакомпании и ОТА), на чьих сайтах непосредственно происходит бронирование, часто не имеют своих приложений или даже мобильных сайтов. При переходе с приложения метапоиска попадает на полноценные версии сайтов, где на небольшом экране ему нужно ввести свои данные и совершить покупку" - рассказывают специалисты Momondo. В итоге их пользователи зачастую лишь проверяют цены с помощью приложений, а бронирование совершают на десктопной версии сервиса".
 
Руководство Ozon.Travel считает, что возможности мобильных приложений потенциально могли бы быть расширены. В частности, пользователей наверняка привлекла бы возможность "не отходя от кассы" зарегистрироваться на рейс прямо через мобильное приложение OTA, не используя при этом сервисы авиакомпаний. Идеальным продолжением этой идеи могла бы стать возможность не распечатывать бумажный посадочный талон, а пользоваться только смартфоном для прохождения предполетных формальностей и посадки в самолет. А вот многие другие функции, вроде регистрации негабаритного багажа или заказа специализированного питания, по словам Д.Яковлева, не особо востребованы у пользователей мобильных приложений. Количество таких запросов столь мало, что проще обрабатывать их "вручную", чем внедрять в приложение автоматизированные решения. Однако предполагается также развитие и в этом направлении: рано или поздно мобильные приложения смогут полноценно выполнять роль собственного турагента, уверены в компании....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка