АвиаПорт.Ru
27 марта 2015, 12:44
"Зеленые" и светятся
Увлечение экологичными и энергоэффективными технологиями, захлестнувшее Европу, Северную Америку и частично Азию, не обходит стороной и российские аэропорты
Расходы на сокращение расходов
Ответственность за сохранение природы, доведенная до степени экологической лихорадки, распределена по всей авиационной отрасли. Сокращение потребления топлива и, как следствие, выбросов в атмосферу, является целью производителей самолетов и вертолетов, авиационных двигателей, агрегатов и материалов. Свою лепту вносят авиакомпании, провайдеры услуг по аэронавигационному обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту. Не остались в стороне от генеральной линии и аэропорты.
Очень условно можно выделить два направления работы: внедрение инновационных решений и новых технологий, а также изменение и оптимизация процедур. Ярким примером первого подхода может служить разработка компании Siemens - электродвигатель, который, по заявлению производителя, может использоваться в качестве силовой установки самолетов. "Благодаря соотношению веса и мощности, впервые электродвигатели могут использоваться при создании самолетов с взлетной массой более двух тонн", - говорят в компании, выражая надежду, что эти силовые установки в скором времени будут использованы на региональных пассажирских самолетах. Второй подход демонстрируют авиакомпании, которые экономят топливо за счет мойки фюзеляжа (что означает снижение сопротивления), изменения режимов снижения высоты или, к примеру, руления на аэродроме на одном двигателе.
Как и все высокотехнологичные решения, "зеленые" новации требуют немалых инвестиций. Из размещенного на сайте Федеральной авиационной администрации (FAA) США отчета о реализации программы по снижению вредных выбросов в американских аэропортах следует, что только в 2014 году на эти цели аэропорты и спонсоры проекта потратили $20 млн. Для воздушных гаваней Атланты и Денвера, например, были закуплены телетрапы с возможностью охлаждения салона воздушного судна (ВС), в ряде аэропортов расширяется парк перронной техники, работающей на природном газе, оборудуются наземные источники электропитания для спецтехники. Правда, в отчете не сказано, насколько эти вложения окупаются. Но все же стоит говорить не только о PR-эффекте, но и о конкретной экономии, так как подобные новации позволяли сокращать издержки в период высоких цен на энергоносители (а эти проекты были запущены именно тогда).
Одна из масштабных программ по сокращению потребления топлива реализуется в германском Франкфурте-на-Майне. Совместно со специалистами из заинтересованных регионов и базовым авиаперевозчиком Lufthansa, управляющая аэропортом компания Fraport реализует проект электрификации перронной техники. Например, на официальном сайте проекта сообщается, что для обслуживания самолетов семейства Airbus A320 и Boeing 737 аэропорт использует трапы, работающие на солнечных батареях. Экономить удается за счет использования на аэродроме электромобилей вместо машин с бензиновыми двигателями и лоудеров увеличенной грузоподъемности.
Агентство "АвиаПорт" решило выяснить, проявляют ли интерес к экологичным программам российские аэропорты, какие "зеленые" технологии и с какими целями ими применяются.
Рулить - экологии вредить
Недавно аэропорт Франкфурта приступил к эксплуатации гибридно-электрического авиационного тягача TaxiBot. Разработанный израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI), в настоящее время он получил одобрение Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и эксплуатируется компанией Lufthansa LEOS ("дочкой" Lufthansa Technik AG). TaxiBot имеет мощность 800 л.с. и предназначен для буксировки авиалайнера с выключенными двигателями между местом стоянки и взлетно-посадочной полосой. В запуске авиационных двигателей нет необходимости до тех пор, пока тягач TaxiBot не отделится от воздушного судна. Он работает в режиме Pilot Control - пилот управляет рулением тягача из кабины самолета. Сегодня тягач сертифицирован для буксировки узкофюзеляжных самолетов, однако эксплуатанты и производитель настроены к концу 2015 года распространить возможности TaxiBot также на Boeing 747 и Airbus A380. Применение TaxiBot во Франкфурте позволит авиакомпании Lufthansa сэкономить до 2700 тонн топлива в год, считает руководство перевозчика.
Имеющие опыт эксплуатации тягача специалисты компании Lufthansa уверены, что разработка их партнеров может быть использована и в российских аэропортах - никаких особых требований нет, утверждает директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе Мартин Рикен (Martin Riecken). "TaxiBot может использоваться в любом аэропорту, однако, с точки зрения экономической целесообразности, новинка в большей степени актуальна для крупных хабов с существенным временем буксировки, так как в этом случае затраты на топливо, которое расходуется в процессе стандартной буксировки, будут значительно снижены", - сказал он, отвечая на вопрос агентства "АвиаПорт". Производители, со своей стороны, не только заверили, что система TaxiBot может работать в крупных аэропортах России, но и рассказали, что уже сегодня ведутся переговоры с различными заинтересованными сторонами - потенциальные партнеры пытаются оценить возможности и перспективы сотрудничества.
Аэродромное молчание
Российский рынок об экономии средств говорить стесняется, делая упор на защиту окружающей среды. Но и в этом преуспели не все: представители российского аэропортового бизнеса, за некоторым исключением, неожиданно скромно ответили на просьбу агентства "АвиаПорт" рассказать о применяемых ими "зеленых" технологиях и перспективах развития в этом направлении. При этом отдельные аэропорты стремятся не отставать от мировых тенденций и расширяют спектр применяемых энергосберегающих технологий.
В частности, в столичном "Домодедово" отметили, что уделяют большое внимание охране окружающей среды, а аэродромная техника, используемая при обслуживании воздушных судов, отвечает "зеленым" стандартам. "Высокоэкологичные двигатели тягачей и автолифтов соответствуют классу не ниже Euro-4, самоходные трапы TLD GSE, в отличие от классических трапов, передвигаются не на дизельной, а на электрической тяге, а выхлопная система перронных автобусов снабжена заглушкой, которая автоматически перенаправляет поток газов в сторону, противоположную открывшимся дверям", - привели там несколько примеров. В прошлом году аэропорт в рамках работы по переходу на использование наземного оборудования и специальной техники на электрической тяге закупил 20 экологичных пассажирских трапов, а сегодня их уже 25. "В конструкции самоходных трапов TLD Green применен ряд современных решений, таких как аккумуляторные батареи повышенной производительности, позволяющие эксплуатировать его без подзарядки на протяжении стандартной рабочей смены, и специальные датчики безопасности, блокирующие движение трапа во время нахождения на нем пассажиров", - подчеркнули представители аэропорта.
Аэропорт "Внуково" в целях уменьшения негативного воздействия на окружающую среду для обслуживания воздушных судов использует наземные источники электропитания, что позволяет уменьшить применение передвижных источников электропитания и вспомогательных силовых установок воздушных судов. "Это позволяет сократить загрязнение атмосферы продуктами сгорания автомобильного и авиационного топлива, а также уменьшить шумовые нагрузки на авиационный персонал и пассажиров", - комментирует представитель аэропорта. Наземные источники электропитания воздушных судов используются также и на телетрапах. Для того, чтобы обеспечить максимальную экологичность процесса руления ВС, на аэродроме предусмотрены скоростные рулёжные дорожки.
Впрочем, то, что могут себе позволить крупнейшие аэропорты, не всегда оказывается доступно в регионах. Как ранее рассказал в интервью агентству "АвиаПорт" директор по стратегии и развитию хэндлинговой компании Swissport Russia Сергей Рыжов, валютная нестабильность и падение курса рубля привели к значительному удорожанию и без того дорогой спецтехники, что поставило под вопрос ее модернизацию на российских аэродромах.
Есть и барьеры, зависящие не от состояния отечественной экономики, а от других факторов. Возможности для применения новшеств вроде TaxiBot на наших аэродромах могут быть ограничены их конфигурацией и состоянием и имеют только относительную целесообразность, признали на условиях анонимности отдельные представители отрасли. "Расстояние на руление в российских аэропортах минимальное. А в случае, если полосы от перрона удалены, то, как правило, в наличии только одна рулежная дорожка, и, как правило, с реверсивным движением, что при использовании такой процедуры - буксировки ВС на точку запуска - уменьшает реальную пропускную способность", - объяснил один из специалистов.
Кроме того, не все современные технологии применимы для холодного и пасмурного российского климата. Те же солнечные батареи, например, и во Франкфурте можно использовать не на 100%. А в условиях полярной ночи они будут вовсе бесполезны.
Тягач вовсе не нужен
Производители авиационного оборудования предлагают другие решения, при которых можно обойтись и вовсе без тягача. Альтернативу процедуре буксировки разрабатывают в холдинге "Технодинамика", который на момент объявления о разработке еще назывался "Авиационным оборудованием". Устройство, над которым трудятся инженеры холдинга, должно представлять из себя электродвигатель, интегрированный в систему шасси, что позволит осуществлять руление по перрону без использования основных двигателей, в том числе и хвостом вперед, и позволит эксплуатанту отказаться от использования перронных тягачей.
Согласно ранее озвученным данным, объем инвестиций в разработку и постановку в серийное производство перспективного изделия должен составить примерно 600 млн рублей до 2015 года. В "Технодинамике" агентству "АвиаПорт" подтвердили намерение представить систему на МАКС-2015. Первым "подопытным" должен стать самолет SSJ-100. По подсчетам производителей - специалистов из "Объединенной авиастроительной корпорации" - экономия времени использования маршевых двигателей за счет использования этой установки может достигать 40 минут или 200 литров топлива за процедуру взлета. Кроме того, в российском аэропорту до 15 минут можно ждать тягача, посчитали тогда в ОАК, и стоимость такого ожидания составит в среднем 77 долларов.
Ранее компании Safran и Honeywell презентовали совместную разработку - электрическую систему руления (Electric Green Taxiing System, EGTS). Технология создавалась с целью существенно сократить расход топлива во время руления, что, в свою очередь, должно приводить к снижению выбросов вредных веществ. Согласно оценкам Safran и Honeywell, отказ от использования маршевых двигателей во время руления должен позволить ближне- и среднемагистральным самолетам экономить до 600 кг топлива в день. В совокупности с сокращением вредных выбросов (за которые в западном мире авиакомпании вынуждены платить) это означает экономию $200 тыс. в год на один самолет.
Пока о громких сделках по поставке этого оборудования заказчикам официально не объявлялось. Согласно ранее опубликованной информации, меморандум о взаимопонимании был подписан между производителем оборудования и авиакомпанией Air France. Перевозчик, чей флот включает более 120 ближне- и среднемагистральных ВС, обещал оценить перспективы использования новой технологии и возможности для экономии. Рассматривается также возможность совместной работы с корпорацией Airbus, которая могла бы предложить заказчикам установку EGTS на новые самолеты. Не исключалась и возможность партнерства с китайской корпорацией COMAC в части производства С919.
Позаботились о природе
Обвинять российский бизнес в полном "экологическом бездействии" было бы неправильным. Операторы аэропортов подчеркивают необходимость применения более экологичных решений не только в вопросах, связанных с передвижением перронной техники. Например, представители управляющей компании "Базэл Аэро" рассказали об использовании в аэропорту Краснодара экологически безопасных технологий уборки снега: для предупреждения и удаления гололедных образований на аэродромных покрытиях там применяется новый тип реагента - жидкий химреагент с пониженным классом опасности "3", взамен гранулированного, имеющего класс опасности "4".
"Мировой опыт показывает, что использование ацетатных реагентов улучшает экологическую обстановку вокруг аэропортов. В ряде стран они являются единственными разрешенными реагентами для борьбы с гололедом в аэропортах. Ацетатные реагенты безопасны для человека, системы подземных вод, животных и растений", - прокомментировали в "Базэл Аэро". Кроме того, в аэропорту продолжаются работы по реконструкции перрона и ИВПП, в ходе которых планируется ввести в эксплуатацию места стоянок с отдельным сбором противообледенительной жидкости. Дополнительно в управляющей компании рассказали, что для выполнения аварийного ремонта аэродромных покрытий в этом году планируется использование ремонтного материала с содержанием неагрессивных рапсовых масел.
Экономят на свете и воде
Кроме того, в аэропорту Краснодара экономят на свете - переход от использования обычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы позволил сэкономить до 1,2 млн рублей в 2014 году, посчитали в холдинге. В другом аэропорту холдинга экономят на воде. С апреля 2010 года в аэровокзальном комплексе аэропорта Сочи начали работу солнечные коллекторы - 132 пластины общей площадью 303,6 квадратных метра, которые обеспечивают здание аэровокзала горячей водой. В летнее время солнечные коллекторы работают весь световой день - в среднем это 10 часов. В ночное время температуру горячей воды в аэропорту догревают электронагревателями, установленными в баках-накопителях. В прошлом году в таком режиме солнечные коллекторы работали до 15 ноября, рассказывают в "Базэл Аэро". По подсчетам специалистов, работа солнечных коллекторов за полгода экономит около 650 тонн мазута. "Расходы на их обслуживание минимальны: содержание солнечных коллекторов в чистоте, обеспечение работы насосов, прокачивающих воду через теплообменники для подогрева, контроль уровня наполнителя (70% этиленгликоль)", - объясняет представитель компании.
Московский аэропорт "Домодедово" тоже активно использует энергосберегающие технологии. Так, в пассажирском терминале производится замена светильников на светодиодные. Кроме экономии электроэнергии, эти лампы обладают рядом других преимуществ - они экологически чистые и не содержат вредных веществ, нуждающихся в специальной утилизации, а также вырабатывают свет, близкий по спектральному составу к солнечному. "Ведение постоянного мониторинга и контроля экологической обстановки позволяет оперативно устранять выявленные нарушения. Воздушная гавань не собирается прекращать работу в этом направлении и планирует дальнейшее расширение парка "зеленой" техники и внедрение самых современных экологичных технологий", - подчеркивают представители аэропорта.
Специалисты аэропорта "Внуково" на запрос "АвиаПорта" ответили, предоставив ранее публиковавшиеся данные. Однако, несмотря на то, что с момента внедрения этих технологий прошло немало времени - они проектировались вместе с новым терминалом - эффект от использования ощущается до сих пор. "По показателям энергоэффективности новый терминал "Внуково" уверенно лидирует. Благодаря использованию метода интерфейсного проектирования, нам удалось выявить нефункциональную избыточность энергосистем и сократить расчетную мощность объекта с первоначально запроектированных европейскими специалистами 22 МВт до 18,7 МВт, то есть на 3,3 МВт", - напомнили в компании.
Светодиодными лампами пользуются и в новосибирском "Толмачево". В частности, ими оснащены подъездная дорога к аэропорту, часть помещений пассажирских терминалов и служебных помещений, несколько осветительных мачт на перроне аэродрома. Расширять использование такого типа ламп планируется и в дальнейшем. В настоящее время порядка 30% используемых в аэропорту "Толмачево" ламп - светодиодные....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 27, 2024
Аэрофлот успешно поддерживает непрерывность автоматизированных бизнес-процессов совместно с российской ИТ-компанией IBS
Март 28, 2024
Аэропорту в Абхазии не хватает выделенной территории
Март 28, 2024
Аэропорт в Хайкоу отметил рост числа отправляемых международными рейсами посылок
Март 28, 2024
В тобольском аэропорту началась сезонная подготовка к работе в летний период