О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Борьба за место на шельфе

Airbus Helicopters в конце лета впервые привезла в Россию тяжелый вертолет Н225. В Airbus Helicopters Vostok ожидают, что в октябре он будет сертифицирован российскими авиационными властями

Airbus Helicopters в конце лета впервые привезла в Россию тяжелый вертолет Н225. Компания показала машину на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015, провела презентацию в аэропорту Остафьево и ВИП-терминале Пулково. В Airbus Helicopters Vostok ожидают, что в октябре Н225 будет сертифицирован российскими авиационными властями. В то же время, на сегмент офшорных перевозок - основной для европейской машины - в России есть и другие претенденты.

Новая машина - дальнейшее развитие более ранней разработки EC225. В компании делают ставку на безопасность, усовершенствованную авионику и расширенные возможности по работе в экстремальных условиях. Именно эти конкурентные преимущества, ожидают в Airbus Helicopters, обусловят успех нового варианта Н225 на российском рынке.

Сейчас в мире эксплуатируется около 50 коммерческих вертолетов Н225. Крупнейший офшорный оператор этих машин - Bristow Group - имеет в парке 26 вертолетов этого типа. Они, в частности, успешно осуществляют авиационную логистику в нескольких проектах на арктическом шельфе.

Для нефтяников и других покупателей

Предложить новую машину в компании планируют, в первую очередь, нефтегазовому сектору. Коммерческий директор Airbus Helicopters Vostok Артем Фетисов во время беседы с журналистами на презентации машины в Остафьево заявил, что компания планирует принять участие в нескольких тендерах по обновлению парка авиационной техники, которые будут открыты российскими нефтяными компаниями в "ближайшем времени".

Сегодня на территории российского шельфа, по данным "Известий", насчитывается 15 платформ. Восемь из них - стационарные. Среди них платформы в районе Сахалина (проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2"), платформы на Каспийском и Балтийском шельфах, а также платформа "Приразломная" в Печорском море.

Российский нефтегазовый сектор рассматривает планы по увеличению количества офшорных проектов. В марте этого года "АвиаПорт", рассказывая о перспективах экспансии Airbus Helicopters на российский рынок, напоминал, что цифра в обозначении проектов на Сахалине может возрасти и до "9", а планы "Роснефти" по освоению Арктики обещают заказы на вертолетные работы, в которых будут задействованы более сотни бортов.

Помимо оффшорных перевозок, новый вертолет может заниматься и геологоразведкой, выполнять спасательные работы и оказывать помощь в пожаротушении, однако для российского рынка Airbus Helicopters предлагает прежде всего оффшорный вариант. "Машина находится в сегменте Ми-8 по весу и возможностям, - говорит А.Фетисов, - Вряд ли российские заказчики вне нефтегазового сектора будут брать более дорогой вертолет". Кроме того, в компании не ожидают заказов на эту машину и от российских силовых структур.

На выставке Jet Expo 2015 была представлена VIP-версия вертолета H175, в Airbus Helicopters намерены предложить VIP-покупателям и соответствующий вариант H225. В компании "АвиаПорту" сообщили, что "интерес есть по всем машинам", однако пока не смогли назвать конкретных данных и заказчиков. Это, отчасти, связано со сроками по сертификации Н225 в России и поставками Н175 VIP-клиентам в Европе.

Конкурентное окружение

Сегодня офшорные перевозки на российском шельфе осуществляют вертолеты семейства Ми-8. Так авиационной логистикой в сахалинских проектах занимается оператор "Авиашельф" (долю в капитале компании имеет Bristow Group) - он эксплуатирует модификации Ми-8Т и Ми-8МТВ-1. Перевозки на платформах в Каспийском, Балтийском и Печорском морях также осуществляются на вертолетах семейства Ми-8.

Помимо отечественных машин, а также вертолетов H175 и H225, на рынок российских офшорных перевозок претендует еще один игрок. 29 декабря 2014 года "Роснефть", Ростех и итальянская Finmeccanica подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Документ предусматривает поставку "Роснефти" 160 вертолетов AW189 до 2025 года. Сборка машин будет организована "Вертолетами России" и AugustaWestland на совместном вновь образованном предприятии HeliVert. Об этом "АвиаПорт" также сообщал в марте этого года.

Удаленность нефтяных платформ от большой земли на российском шельфе невелика. На Сахалине она составляет не более 30 км, а самая большая дистанция - 55 км - разделяет сушу и месторождение "Приразломное".

Численность одной вахты, работающей на нефтяной платформе, составляет около 15 человек. AW189 в стандартной комплектации может вместить 16 пассажиров, и столько же может взять на борт H175. Семейство Ми-8 и H225 обладают куда большей вместимостью - эти типы вертолетов могут взять на борт около 25 человек.

Однако дальность полета станет важным фактором для офшорных перевозок в новых шельфовых и арктических проектах - в нынешних условиях компаниям придется найти наиболее эффективную модель перевозок. Дальность полета AW189 без дополнительных баков составляет 907 км, у Н175 - около 1100 км. Выше практическая дальность у Н225 - она составляет 1204 км без дополнительных баков. Ми-8 в этом отношении отстает от своих западных конкурентов - максимальная дальность семейства в среднем составляет только 610 км с основными баками. Однако создаваемая "арктическая" версия Ми-171 предполагает использование дополнительных баков, существенно увеличивающих продолжительность полета.

Рыночная ситуация

В июне 2015 года некоторые российские СМИ сообщили, что "Роснефть" отложила свои планы по началу разработки арктических месторождений. Речь идет об остановке проектов сразу на нескольких участках арктического шельфа.

Чистая прибыль двух крупнейших российских нефтяных компаний в первом полугодии сократилась относительно аналогичного периода прошлого года. Согласно отчетам "Роснефти" и "Лукойла", компании потеряли около 26% и около 59% чистой прибыли соответственно. "Газпром", в то же время, демонстрирует положительную динамику - в первом полугодии 2015 года прибыль компании составила около 690 млрд руб. Это почти вдвое превышает показатели первой половины 2014.

Устанавливать цену на H225 для своих клиентов в Airbus Helicopters Vostok намерены в тесном партнерстве с будущими заказчиками и исходя из требований к каждой отдельно взятой машине. Так или иначе, вертолет в любой комплектации будет ощутимо дороже отечественного Ми-8. А.Фетисов не видит в этом большой проблемы для европейского разработчика: H225, в отличие от Ми-8, соответствует стандартам "GP", предъявляемых европейскими нефтегазовыми компаниями к эксплуатируемой на платформах авиационной технике. А.Фетисов считает, что западные партнеры, которые будут выходить на шельф вместе с российскими компаниями, смогут платить за безопасность и настаивать на приобретении именно европейских машин.

А.Фетисов также назвал себестоимость одного часа Н225: по его словам, она составляет от 1500 до 1800 долларов. По данным "АвиаПорта", стоимость летного часа нового Ми-8 находится в сопоставимом диапазоне.

В Airbus Helicopters Vostok российский рынок для Н225 оценивают приблизительно в 50 машин - в три раза меньше, чем заказ "Роснефти" на 160 бортов AW189.

Глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков считает, что покупка вертолетной техники российскими нефтяными компаниями будет зависеть от темпов освоения шельфа. "У "Лукойла" эти планы более реалистичны: они активно осваивают шельф Каспия и Балтики, и на Балтику делается основная ставка. С этой точки зрения спрос будет", - говорит В.Крюков. Однако перспективы арктического шельфа эксперт считает туманными. "Движения в этом направлении не стоит ждать раньше 2020 года", - считает он. Относительно "Роснефти" В.Крюков считает, что компания ориентируется на совместное предприятие с Augusta Westland и сейчас не рассматривает необходимость активизации покупки вертолетов. "Шельф у них в большом объеме не осваивается", - заключает В.Крюков....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка