О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАК лишается части функций

Дмитрий Медведев поручил забрать у Межгосударственного авиационного комитета полномочия по сертификации воздушных судов, эксплуатируемых в России

На заседании правительства Российской Федерации 26 ноября рассмотрен проект постановления, согласно которому Межгосударственный авиационный комитет (МАК) лишается права выдавать сертификаты типа для эксплуатируемых в России воздушных судов, а также разрешительные документы для отечественных аэродромов. За комитетом пока останутся функции по расследованию авиационных происшествий. Объявление о таком решении председатель правительства России Дмитрий Медведев сделал перед началом заседания.

Премьер-министр уточнил, что документ предусматривает передачу федеральным органам исполнительной власти функций и полномочий, которые почти 25 лет назад были в добровольном порядке делегированы Межгосударственному авиационному комитету. "Время показало, что эти полномочия нужно иметь именно в нашей системе исполнительной власти. Для совершенствования системы государственного управления гражданской авиацией предлагается предоставить Минтрансу, Минпромторгу, Росавиации функции по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов, аэродромов. Указанные полномочия будут закреплены в положениях об этих министерствах и агентстве. Потребуется ещё что-то, передайте - мы этот вопрос также можем рассмотреть, если посчитаем это целесообразным", - пояснил Д.Медведев перед заседанием.

Газета "Ведомости" 27 ноября сообщила со ссылкой на министра транспорта Максима Соколова, что типы воздушных судов будет сертифицировать Министерство транспорта, двигатели - Минпромторг, международные аэропорты - Росавиация, которая сейчас сертифицирует аэропорты федерального значения.

Как сообщили "Известия", сотрудники газеты обратились за комментариями в Минтранс, Минпромторг и Росавиацию. В ведомствах изданию подтвердили факт распоряжения премьер-министра, однако комментировать подробности отказались.

Предпосылки

Разговоры о том, что МАК может потерять свои полномочия в России, начались после того, как в начале ноября текущего года Авиационный регистр комитета приостановил действие в России сертификата на семейство узкофюзеляжных самолетов Boeing 737 серий Classic и Next Generation до получения совместного уведомления Росавиации и Службы сертификации типа воздушных судов США (FAA) о летной годности самолета.

В этот же день в Росавиации заявили, что комитет не может остановить эксплуатацию Boeing 737 в российских авиакомпаниях, поскольку запрет на полеты воздушных судов может ввести только специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Глава ведомства Александр Нерадько сообщил тогда, что заявление МАК связано с расследованием обстоятельств катастрофы самолета Boeing 737 в Казани, произошедшей два года назад. По его словам, на экстренном совещании единогласно решено, что сейчас нет оснований для прекращения эксплуатации воздушных судов данного типа.

Как сообщило ТАСС, в РФ насчитывалось почти 190 самолетов Boeing 737 разных модификаций. До недавнего времени крупнейшим эксплуатантом воздушных судов этого типа была авиакомпания "Трансаэро", в парке которой было 52 ВС данного типа. На данный момент у авиакомпании "ЮТэйр" 50 таких самолетов, у Orenair - 16, у S7 ("Глобус") - 13 экземпляров, и еще 12 - у "Аэрофлота".

Впрочем, президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун заявил информационному агентству ТАСС, что приостановка сертификата МАК может затронуть эксплуатацию лишь шести зарегистрированных в России Boeing 737, находящихся в авиапарке двух авиакомпаний - "Аврора" (дочернее предприятие "Аэрофлота") и "Газпромавиа".

Напомним, ранее члены Общественной палаты официально обратились в правительство с просьбой передать полномочия МАК федеральным органам исполнительной власти, отвечающим за авиационную безопасность. Член Общественной палаты Владислав Гриб тогда пояснил, что МАК сосредоточил порядка 35 различных полномочий в сфере гражданской авиации и часть этих функций можно передать Росавиации, Ространснадзору и Минтрансу. В.Гриб направил письмо председателю правительства РФ Д.Медведеву, в котором отмечается, что юридический статус МАК и выполняемые им функции несовместимы, а правовое положение комитета противоречит нормам как российского, так и международного права. В.Гриб подчеркнул, что одним из решений может быть выход России из состава этой организации, отметив, что в случае выхода нашей страны из МАК, он будет напоминать клуб любителей авиации, и по сути представлять собой обычный консультационный орган. Он также добавил, что МАК, его должностные лица и принимаемые ими решения неподконтрольны российской административной и судебной системам. "Следовательно, МАК является надгосударственным органом, абсолютно свободным в принятии любых решений, что исключает юридические механизмы привлечения его должностных лиц к ответственности, а также не позволяет использовать предусмотренные законодательством РФ средства судебной и административной защиты нарушенных прав субъектов авиационной деятельности", - заключил В.Гриб.

Идею поддержал и руководитель общественного совета при Ространснадзоре Петр Иванов. По его мнению, одна и та же организация не может одновременно сертифицировать воздушные суда и заниматься расследованием авиационных происшествий. Газета "Коммерсант" со ссылкой на слова П.Иванова напомнила, что тема передачи полномочий МАК другим ведомствам поднималась не раз, однако "связи у председателя МАК Татьяны Анодиной были высокими, и разумные решения в отношении комитета не были приняты". "Решения правительства здесь недостаточно, должно быть решение президента", - приводит издание слова П.Иванова.

О комитете

Межгосударственный авиационный комитет (учрежден 30 декабря 1991 года) - негосударственный орган, отвечающий за безопасность полетов в нескольких странах пространства СНГ. Кроме Российской Федерации, его полномочия признает Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Председатель МАК с момента основания - Татьяна Анодина.

Основная функция МАК - выдача сертификатов типа воздушных судов, сертификатов аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, а также расследование авиакатастроф. За 25 лет МАК расследовал более 200 авиационных происшествий.

В 2001 году комитет подписал меморандум о взаимопонимании с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), и с тех пор использует стандарты этой организации.

В нашей стране сертификат типа, выданный Авиационным регистром МАК, необходим для коммерческой эксплуатации воздушных судов, зарегистрированных в отечественном реестре, а также для судов с иностранной регистрацией, ввозимых в Россию с целью эксплуатации....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка