О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Онлайн-трэвел агентства готовы ответить на вызовы рынка

Запрет на продажу туристических пакетов по двум наиболее популярным направлениям неизбежно ведет к росту востребованности самостоятельных путешествий

Запрет на продажу туристических пакетов по двум наиболее популярным направлениям неизбежно ведет к росту востребованности самостоятельных путешествий

В ходе прошедшей в рамках The World of e-Travel 2015 пресс-конференции "Онлайн-трэвел в России: итоги 2015 года, тенденции и перспективы" представители отрасли рассказали журналистам о ключевых событиях 2015 года, оказавших наибольшее влияние на развитие туристической отрасли, а также дали свои прогнозы на предстоящий 2016 год.

Не без потерь

Среди основных факторов, повлиявших на туристическую отрасль, участники мероприятия отметили остановку экономического роста, планы по отмене агентских комиссий со стороны крупнейших отечественных авиакомпаний, банкротство "Трансаэро", закрытие Египта и Турции, волатильность курсов валют, а также сохранение экономических санкций.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) и генеральный директор холдинга "Випсервис" Дмитрий Горин подчеркнул, что события, произошедшие в последние четыре месяца - серьезный стресс-тест для туристической отрасли. "На наш взгляд, этот стресс-тест туристическая отрасль выдержала. Увы, пострадали авиаперевозчики. Туристическая отрасль год назад резко сократила объемы туристических услуг. В связи с этим мы потеряли очень много в доходности, но сохранили отрасль. Этот год - первый, когда государство на всех уровнях употребляет термин "туризм". Это очень важно, так как в предыдущие годы нам не всегда хватало внимания, поддержки", - сказал он.

По данным АТОР, рост внутреннего туризма в 2015 году составил 31%, падение выездного туризма - 40%, при этом ряд направлений показал падение на 80%. Также Д.Горин рассказал и о сложившейся ситуации с авиаперевозками: "За январь-октябрь 2015 года 80,8 млн пассажиров воспользовались услугами авиакомпаний - всего плюс 0,5%. Это мало, но для такого года это неплохая цифра. Основные тренды этого сезона: рост по внутренним направлениям - 15,5%, падение по международным направлениям - 13,9%. Наши коллеги из авиации, а именно через них мы надеемся на субсидирование туристических маршрутов, констатируют сокращение на 10 млн пассажиров в связи с уходом Турции, Египта и Украины. Это много для отрасли в масштабах всего 80 млн. Также они констатируют свои убытки, которые, по информации Ассоциации эксплуатанов воздушного транспорта, составят минимум 20 млрд. Авиакомпаниям пришлось сложнее, чем нам. Например, авиакомпания "Трансаэро" не успела скорректировать объемы, не успела сократить воздушный парк. Мы знаем итог", - сообщил вице-президент АТОР.

По словам Д.Горина, на рынке возникла уникальная ситуация, когда 13 млн пассажиров должны перераспределиться взамен "Трансаэро" на другие авиакомпании. "Судя по всему, российские авиакомпании потеряют до 4 млн пассажиров. Только 9 млн перейдут на другие направления, в другие авиакомпании, и будут продолжать полеты с российской авиацией. Если коллеги из Росавиации не поддержат обнулением НДС, авиакомпаниям будет крайне сложно входить в 2016 год", - добавил он.

Генеральный директор Biletix Александр Сизинцев, в свою очередь, подчеркнул, что отрасль онлайн-трэвел готова ответить на вызовы рынка. По его мнению, запрет на продажу турпакетов по таким традиционным направлениям, как Турция и Египет, ведет к росту популярности самостоятельного туризма как одной из альтернатив пакетному туризму. Также он считает, что онлайн-трэвел агентствам (ОТА), обладающим высоким уровнем гибкости бизнес-процессов, в ближайшее время необходимо сфокусироваться на внутреннем туризме. А.Сизинцев подчеркнул, что в Biletix доля продаж билетов на внутренние рейсы составила 71%, что превышает показатель прошлого года на 9 п.п.

По данным Biletix, средний чек по внутренним рейсам вырос на 3% с 11 тыс. 904 рублей до 12 тыс. 262 рублей, по международным рейсам - на 6,7% с 18 тыс. 066 рублей до 19 тыс. 292 рублей (для авиабилетов в обе стороны). Доля ценового сегмента до 10 тыс. рублей на авиабилеты в одну сторону сократилась с 61,8% в 2014 году до 53,5% в 2015-м, ценовой сегмент от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, напротив, вырос с 31,9% до 36,9%. Более дорогие сегменты перелетов также продемонстрировали увеличение объема. "Несмотря на общий рост стоимости авиабилетов, на наш взгляд, он не является критичным, находясь ниже официального уровня инфляции, - отметил А. Сизинцев. - Вопреки опасениям, уход с рынка такого крупного игрока, как "Трансаэро", а также ряда иностранных авиаперевозчиков, не вызвали резкого подорожания авиабилетов. В сдерживании роста стоимости билетов заинтересованы, прежде всего, авиаперевозчики, стремящиеся сохранить свою долю рынка на фоне снижения покупательской способности".

Самыми популярными направлениями текущего года стали Симферополь (5,5% от всех продаж), Сочи (3,5%), Тель-Авив (2%), Кишинев, Минеральные воды, Краснодар, Рим, Калининград, Барселона и Стамбул. На предстоящие новогодние праздники максимальное число авиабилетов продано в Сочи, Минеральные воды, Милан, Рим и Мюнхен. А.Сизинцев подчеркнул, что авиабилеты на новогодние праздники продаются неплохо: "Люди летят, сейчас они не видят большого риска. Стабильная ситуация с евро помогла, хотя в последнюю неделю она работает уже не в нашу пользу. Средний чек по внутренним направлениям (на новогодние праздники - "АвиаПорт") поднялся на 6%, по внешним направлениям примерно на 10%".

Запросов по туристической теме в интернете стало больше

Менеджер проектов "Яндекс" Анна Винокурова рассказала, какие туристические запросы наиболее популярны в текущем году. "В 2015 году количество трэвел-запросов выросло, особенно в последние месяцы. Это связано с новостными поводами. Можно заметить, что в 2015 году интерес к Крыму стал снижаться. Еще один важный тренд - поиск с мобильных устройств. Поиск с touch-версии "Яндекса" растет медленно, но верно. Мы также просмотрели запросы с маркером "купить" - в 2015 году они тоже растут. Отмечу, что люди перестали бояться покупать с мобильных устройств", - сообщила она. Согласно наблюдениям "Яндекса", несмотря на слова А.Сизинцева о росте популярности самостоятельного туризма, интерес к турам остается практически на том же уровне. Однако, по словам А.Винокуровой, это только запросы, и нельзя точно сказать, покупают их в итоге или нет.

Также сотрудники "Яндекса" изучили данные сайтов по планированию самостоятельных путешествий. Увеличение числа пользователей таких сайтов действительно наблюдается, однако основной прирост произошел в небольших городах. А.Винокурова отметила, что наибольший интерес проявляют пользователи с доходом ниже среднего.

Что готовит нам год грядущий?

Д.Горин выразил надежду, что в следующем году все последствия стресс-теста удастся ликвидировать, в том числе и убытки, однако для этого необходима помощь государства. "Цифру все уже посчитали - 1 млрд 700 млн рублей - это убыток только по египетской программе. Мы сегодня не говорим об упущенной выгоде, мы готовимся к очень сложному 2016 году", - подчеркнул вице-президент АТОР. Д.Горин полагает, что в этих условиях внутренний туризм продолжит рост и составит 20% в следующем году, в то время как объем выездного туризма либо продолжит сокращение еще на 30% в случае сохранения запрета на продажу туров в Турцию и Египет, либо продемонстрирует показатели уходящего 2015 года в случае открытия данных направлений. С 2014 по 2015 год количество туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, сократилось с 2050 до 650 (на 69%). Таким образом, произошло естественное сокращение рынка. "Уверен, что в 2016 году туроператорам банкротства уже не грозят, так как на рынке остались наиболее сильные игроки, успевшие переориентироваться на внутренний туризм", - заключил Д. Горин.

А.Сизинцев подчеркнул, что отмена агентских комиссий крупнейшим российским авиаперевозчиком "Аэрофлот" с 1 января 2016 года и возможные аналогичные меры со стороны других отечественных авиакомпаний, стремящихся сократить издержки на дистрибуции, приведет к серьезным изменениям на рынке ОТА. В этих условиях агентства будут вынуждены искать и интегрировать новые услуги и продукты, за которые путешественник будет готов платить, и которые ему не сможет предоставить авиакомпания. В качестве примеров таких услуг руководитель Biletix привел динамическое пакетирование, дополнительные онлайн-трэвел услуги и дальнейшее повышение качества пост-продажного обслуживания.

А.Сизинцев считает, что в 2016 году, люди, которые ездили в Турцию и Египет, все равно захотят поехать куда-нибудь и будут пытаться спланировать отпуск самостоятельно. "С учетом всех проблем, у людей уже есть определенное недоверие к туроператорам. Мы надеемся, что ОТА это заденет в меньшей степени. Рост пассажироперевозок в России остановился, и мы не знаем, что будет в 2016 году с учетом той ситуации, которая сейчас сложилась на рынке. При этом мы понимаем, что платежеспособность падает. Особенно это связано с заграничными направлениями. Те тенденции, которые мы видим с точки зрения увеличения внутреннего пассажиропотока, в том числе связаны с существенным увеличением цены билетов на международные направления. Все перелеты за границу привязаны к доллару или евро и растут пропорционально курсу"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка