О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мне представляется удержание трёх невиновных людей в неволе необоснованным и жестоким" - Д.Каменщик

Владелец "Домодедово" впервые публично высказался по делу о теракте, произошедшем 24 января 2011 года

Председатель совета директоров Московского аэропорта "Домодедово" Дмитрий Каменщик 17 февраля провёл пресс-конференцию, в ходе которой пояснил журналистам отдельные аспекты позиции аэропорта, опубликованной на прошлой неделе, относительно уголовного дела по статье 238 УК РФ, фигурантами которого выступают двое бывших и один действующий сотрудник воздушной гавани.

Как уже сообщал "АвиаПорт", двоих бывших сотрудников аэропорта: экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, экс-главу российского представительства компании "Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед" Светлану Тришину, а также одного действующего сотрудника, занимающего должность управляющего директора ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити", Андрея Данилова, арестовали 8 февраля. Им предъявлено обвинение по ст. 238 УК РФ об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкших смерть двух и более лиц.

Д.Каменщик не исключает, что в качестве обвиняемого по делу могут привлечь и его самого: "Справедливости ради нужно сказать, что ни на одном из допросов следователь не говорил мне о том, что собирается меня привлечь в качестве обвиняемого, хотя я не считаю, что это исключено. Такие процессуальные полномочия у следователя и следствия имеются", - прокомментировал он. - Собственник аэропорта, о котором несколько раз упоминало следствие, известен - я сижу перед вами. Я не скрывался, хожу каждый день на работу, проживаю в Московской области. Как и мои коллеги, я посещаю все следственные действия на протяжении уже пяти лет, прихожу по повесткам. Мы не уничтожаем улик, не оказываем давление на свидетелей, не препятствуем ходу расследования. При таких обстоятельствах, мне представляется удержание трёх невиновных людей в неволе необоснованным и жестоким. Это неправильно". При этом Д.Каменщик добавил, что у него нет оснований утверждать, что они являются заложниками, и нет оснований утверждать, что их удержание является неким методом давления на него.

По словам Д.Каменщика, в деле нет самого главного - состава преступления. "Там нет ни объективной стороны, ни субъективной стороны. Лица, о которых сейчас идёт речь, не могли осознавать, что нарушают требования транспортной безопасности, которых не было, и что они оказывали опасную услугу, которую они не оказывали вовсе". Владелец "Домодедово" пояснил, что на момент теракта единственным нормативным актом, который регулировал досмотр на входах в здание аэровокзала, был ФАП 142, утверждённый приказом Минтранса в 2005 году, в котором есть два пункта, часто упоминаемые в материалах следствия: пункты 70 и 72. Они устанавливали лишь то, что сотрудники аэропорта должны проводить некоторые согласованные с органами внутренних дел мероприятия по предупреждению или пресечению преступлений. Относительно оснащения входных групп указывалось только то, что они должны быть оснащены интроскопами и стационарными ручными металлоискателями.

В ходе пресс-конференции Д.Каменщик представил схемы технологий 2007 и 2010 года. Обе технологии согласованы Ространснадзором и Управлением внутренних дел в аэропорту "Домодедово". Версия следствия исходит из того, что технология 2007 года якобы предусматривала сплошной контроль. Однако из документа, в котором описывается технология 2007 года, видно, что она предусматривает лишь выборочный контроль. Та же норма поддерживается и в технологии 2010 года. Очевидно, что транспортная безопасность не была снижена. "Кстати, нужно сказать, что она стала несколько лучше, потому как текст технологии 2010 года предусматривал большую роль полиции при досмотре, которая, в отличие от сотрудников службы авиационной безопасности, обладала властно-распорядительными полномочиями. Полиция могла задерживать, она вооружена", - подчеркнул Д.Каменщик. По его словам, транспортная безопасность аэропорта всегда соответствовала и соответствует нормам закона.

24 января 2011 года законодательство не позволяло сотрудникам САБа досматривать пассажиров, личный досмотр ещё не был разрешён. Сотрудники аэропорта могли производить лишь технический досмотр. Через два дня после теракта, 26 января 2011 года, Министерство транспорта выпустило приказ №23, которым предписывается соблюдение повышенного уровня безопасности. До этого момента повышенный уровень безопасности никогда не вводился. С этого дня досмотр стал обязательным и сплошным, а 8 февраля 2011 года утверждён приказ Минтранса №42, согласно которому, сотрудники службы безопасности аэропорта получили полномочия на проведение личного досмотра граждан.

Как ранее сообщал "АвиаПорт", на прошлой неделе адвокаты обвиняемых также провели пресс-конференцию, на которой представили свою позицию, схожую с позицией "Домодедово". Адвокаты считают обвинение необоснованным и незаконным, подчёркивая, что приговором Московского областного суда установлено, что гибель людей произошла не в результате оказания каких-либо услуг, а в результате теракта. Кроме того, защита настаивает, что выбранная мера пресечения чрезмерна. Следствие посчитало, что подзащитные могут скрыться от органов следствия, или же будут препятствовать расследованию. При этом адвокаты заверяют, что ни одного доказательства этих доводов следствие не представило. Они подчеркнули, что обвиняемые на протяжении пяти лет являлись по первому вызову следователей и принимали участие во всех следственных действиях.

Для справки

Террористический акт в терминале аэропорта "Домодедово" совершён 24 января 2011 года. В результате взрыва погибло 37 человек, среди которых были как российские, так и иностранные граждане. Ещё 172 человека получили ранения различной степени тяжести. Главное следственное управление Следственного комитета (СК) РФ возбудило уголовное дело по четырём статьям - терроризм, убийство, незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконное изготовление оружия. Ещё одно уголовное дело возбуждено по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности.

По первому уголовному делу в результате проведённых следственных мероприятий установлено, что подрыв самодельного взрывного устройства произведён террористом-смертником Магомедом Евлоевым. По версии следователей, организатором теракта является лидер группировки "Имарат Кавказ" Доку Умаров. В общей сложности установлены 28 членов этого преступного сообщества, причастных к совершению теракта. К 28 марта 2011 года 17 из них ликвидировали. 11 ноября 2013 года суд приговорил троих фигурантов к пожизненному сроку с отбыванием в колонии особого режима. Брату террориста-смертника Ахмеду Евлоеву назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

В ходе расследования второго дела установлено, что система мер безопасности на объектах воздушного транспорта не была определена, поскольку требования Министерства транспорта по обеспечению безопасности разработали уже после теракта. В апреле 2012 года вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении подозреваемых ввиду отсутствия состава преступления. Однако в начале июня 2015 года СК возбудил ещё одно дело по статье 238 УК РФ - об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкших смерть двух и более лиц.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка