О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рынок гражданских беспилотников ждёт большое будущее

Эксперты рассказали о барьерах, которые существуют в настоящее время в части применения беспилотных ВС, и о том, какие перспективы откроются после их разрешения и реализации мероприятий, прописанных в дорожной карте AeroNet

Редакция дорожной карты AeroNet Национальной технологической инициативы по развитию гражданского применения беспилотных авиационных систем в России до 2035 года утверждена в апреле 2016 года. Мероприятия, включённые в дорожную карту, направлены на то, чтобы сделать применение беспилотных авиационных систем глобальной конкурентоспособной отраслью российской экономики. Эксперты рассказали о барьерах, которые существуют в настоящее время в части применения беспилотных воздушных судов, и о том, какие перспективы откроются после их разрешения и реализации мероприятий, прописанных в дорожной карте.

Закон усовершенствуют

Рынок применения беспилотных авиационных систем (БАС) для гражданских целей в России начал формироваться не так давно. Существует ряд препятствий, мешающих активному развитию отрасли и ограничивающих возможности использования беспилотников. Одно из таких препятствий - правовое. Президент Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС) Амир Валиев напомнил, что в 2010 году приняты новые Федеральные правила использования воздушного пространства (ФП ИВП). Эксперт подчеркнул, что ФП ИВИ позволили гражданской беспилотной авиации в России развиваться быстрее, чем где бы то ни было. "Это дало толчок развитию гражданского сектора, который если не догнал, то по крайней мере достиг того же уровня, как во многих странах", - отметил он.

Правовой барьер, не позволяющий использовать беспилотники в гражданских целях, появился 1 апреля 2016 года с момента вступления в силу Федерального закона № 462 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов", согласно которому беспилотные летательные аппараты с максимальной взлётной массой больше 250 грамм обязаны пройти государственную регистрацию. При этом сама схема регистрации чётко не определена. Как пояснил "АвиаПорту" один из руководителей рабочей группы AeroNet Сергей Жуков, запрета на полёты БАС нет, но для того, чтобы использовать воздушное судно, его обязательно нужно зарегистрировать. Проблема заключается в том, что официально зарегистрировать его негде. Это означает, что по факту в результате принятия закона легально использовать беспилотники не представлялось возможным. До принятия ФЗ №462, согласно ФП ИВП, использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществлялось на основании плана полёта воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Впрочем, значительная часть полётов выполнялась нелегально и в то время.

А.Валиев отметил, что проект ФЗ №462 разрабатывался профессиональным сообществом в течение двух лет, однако его не успели до конца проработать и учесть требования непосредственных участников рынка. "К сожалению, осенью из-за выхода закона в США силовые структуры не совсем успели проанализировать то, что было нами придумано, и приняли решение во втором и третьем чтении принять закон в том виде, в котором он был. Из-за отсутствия времени на анализ был принят закон, который практически полностью преградил путь развитию беспилотников в гражданской авиации России, - прокомментировал он. Закон потребовал трёх вещей. Первое - государственная регистрация. Второе - обязательная сертификация всех летательных аппаратов массой больше 250 грамм. Третье - государственная аттестация эксплуатирующего персонала. Это привело к тому, что полностью надо было остановить все полёты, что и было сделано". Президент ЭРБАС пояснил, что под действие закона подпали все авиамоделисты, а также большинство тех людей, которые покупают "игрушки" в авиамодельных магазинах и не являются при этом профессиональными авиамоделистами.

А.Валиев рассказал, что для разрешения сложившейся ситуации президенту РФ Владимиру Путину направлено письмо. В соответствии с поручением главы государства, совместными усилиями профессионального сообщества, Минпромторга и Минтранса, подготовлен и внесён на рассмотрение в Госдуму законопроект о внесении поправок в Воздушный кодекс, согласно которому контролирующие функции в части беспилотных летательных аппаратов массой до 30 кг предлагается передать саморегулируемым организациям. Уже сейчас в тестовом режиме работает онлайн-регистрация беспилотных воздушных судов и авиамоделей массой до 30 кг включительно. К настоящему моменту на добровольной основе зарегистрировано более тысячи БВС, однако эта процедура не является государственной регистрацией, до принятия поправок она не давала возможности для осуществления легального полёта. Тем не менее, демоверсия регистрационной процедуры получила положительную оценку и неофициальное одобрение Министерства транспорта.

Помимо урегулирования вопроса регистрации, новые поправки определили порядок испытания беспилотных летательных аппаратов массой до 30 кг и их сертификации. Ещё один важный пункт, который учтён в предложенных поправках, - аттестация лётного персонала. В этом пункте прописана более доступная и упрощённая система обучения внешних пилотов.

Также предлагается внести изменения и в части нормативной базы по страхованию беспилотных воздушных судов. Чёткие процедуры позволят эксплуатантам просчитывать риски в случае потери БВС, тем самым вносить летательные аппараты в финансовое планирование и контролировать бюджет компании. Технический директор научно-производственного предприятия "Тайбер" Сергей Тыцык, подчеркнул, что без страхования сегодня невозможно функционировать практически ни в одной отрасли, поскольку без него заказчик не может просчитать риски. С.Тыцык считает, что необходимо решить не только вопрос страхования летательного аппарата, но и полезной нагрузки, которая иногда может стоить дороже самого беспилотника.

По словам А.Валиева, пакет изменений учёл как требования силовых структур, так и те задачи, которые ставит перед собой профессиональное сообщество. "Я бы сказал так, что законодательство в России в части беспилотной авиации опять вырвется в лидеры по сравнению с другими странами и позволит интенсивно развивать этот рынок. Крупные игроки рынка, крупные пользователи, а это эксплуатанты протяжённых объектов - нефтепроводов, газопроводов и линий электропередач, увидят, что рынок стал официальным не только в воздухе, но он стал официальным и на земле", - считает эксперт.

Надежды сообщества сбылись, и Госдума ещё до начала летних каникул успела рассмотреть и принять законопроект в третьем чтении.

Государство поддержит отрасль

Дорожная карта AeroNet предусматривает финансовую поддержку со стороны государства. Мероприятия дорожной карты можно условно разделить на два блока. Первый включает запланированные мероприятия на три года, второй - то, что намечено на горизонт 20 лет. По словам С.Жукова, предполагается, что мероприятия ближайших трёх лет будут профинансированы, но пока средства выделены на год. "Есть постановление правительства №317, там 8 млрд рублей на четыре дорожные карты. Мы запросили 1,8 млрд. На три года планируется всего 19,5 млрд рублей, примерно 60% из которых - это бюджетное финансирование", - сообщил С.Жуков. В 2016 году бюджетное финансирование составит 1,8 млрд, внебюджетное - 0,8 млрд; в 2017 году - почти 3,8 млрд бюджетных средств и 1,9 внебюджетных, в 2018 году - 6,4 млрд и почти 4,9 млрд соответственно.

С.Жуков подчеркнул, что выделение средств не означает, что эти деньги обязательно будут потрачены. "Финансирование идёт через проекты. Сама схема следующая: деньги выделяет Минфин, они идут в Минобрнауки и оно заключает договор с проектным офисом НТИ. Это основной заказчик. Сегодня проектный офис НТИ - это подразделение "Российской венчурной компании". Предполагается, что эта структура станет независимой, - пояснил он. - Проектный офис, в свою очередь, взаимодействует с рабочими группами, рабочие группы выдвигают проекты, которые проходят разработку, а затем идёт их экспертиза. Окончательное решение по финансированию принимает межведомственная рабочая группа".

Участие государства в пилотных проектах на принципах государственно-частного партнёрства с привлечением бюджетных средств на создание перспективных образцов беспилотных летательных аппаратов и материалов поможет как среднему, так и малому бизнесу. С.Тыцык отметил, что на сегодняшний день на этом рынке проекты делятся на инициативные и реализуемые при поддержке силовых структур. "Военные ведомства финансируют разработки, производят необходимые испытания на своих полигонах, совместно с производителями доводят продукт "до ума". В гражданском секторе частные компании несут собственные расходы на все этапы создания БАС - от разработки до производства и испытаний готового изделия, - рассказал эксперт. - Финансовая перегруженность и риски, связанные с выходом нового продукта, не могут стимулировать бизнес на новые разработки. Инвесторы неохотно финансируют пилотные проекты по причине неурегулированности правовых вопросов производства и эксплуатации БАС". С.Тыцыц подчеркнул, что в дорожной карте определены основные направления, в которых имеет смысл вести разработки, чтобы получить дополнительное финансирование.

Руководитель рабочей группы AeroNet рассказал, что все мероприятия дорожной карты направлены, прежде всего, на строительство отрасли и разработку четырёх выделенных сегментов рынка, таких как грузоперевозки, дистанционное зондирование земли (ДЗЗ) и мониторинг объектов, сельское хозяйство, поиск и спасание. При полноценном внедрении всех мероприятий дорожной карты к 2035 году Россия сможет стать одним из глобальных лидеров отрасли в указанных сегментах. "По нашим скромным подсчётам, к 2035 году только по гражданской тематике годовой оборот составит не менее $200 млрд. Имеется в виду разработка и производство беспилотных авиационных систем, их комплектующих, программного обеспечения, а также оказание многочисленных услуг. Мы в дорожной карте посчитали, что до $35-40 млрд страна могла бы зарабатывать. На то, чтобы прийти к таким показателям, нацелена дорожная карта. В развитии рынка и есть основная цель", - заключил С.Жуков....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка