О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании растут, отрасль падает

Крупнейшие перевозчики России увеличивают пассажиропоток, но это не позволяет компенсировать уход "Трансаэро"

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опубликовало статистические сведения по объёму пассажирских и грузовых перевозок отечественных авиакомпаний за пять месяцев текущего года. По отношению к январю-маю 2015 года, количество перевезённых пассажиров сократилось на 6,5% - до 29 млн 371 тыс. человек. По-прежнему, снижается спрос на международные перевозки: за этот период услугами российских авиакомпаний воспользовалось 10,3 млн человек, что на 25,6% ниже уровня 2015 года. На внутрироссийских линиях, напротив, сохраняются позитивные тенденции: рост на 8,6%, до 19 млн 70 тыс. пассажиров.

Однако показатели мая 2016 года вселяют тревогу. По отношению к аналогичному периоду прошлого года на 14,3% сократилось число перевезённых пассажиров, их обслужено 6 млн 885 тыс. Авиакомпании недосчитались 32,9% пассажиров на международных линиях, на которых обслужено 2 млн 488 тыс. пассажиров. На внутренних линиях перевезено 4 млн 397 тыс. пассажиров, что всего на 1,6% больше, чем годом ранее. При этом зафиксировано падение занятости кресел на 1,6 процентных пункта - до 77,1%.

Впрочем, крупнейшие авиакомпании наращивают свои производственные показатели. За пять месяцев 2016 года группа "Аэрофлот" (помимо "Аэрофлот - российские авиалинии" в неё входят "Россия", "Победа" и "Аврора") перевезла 15,8 млн пассажиров, что на 11,5% больше, чем годом ранее. Занятость кресел составила 77,4%, что на 3 процентных пункта выше, чем в прошлом году. Лидером по темпам роста в рамках группы оказалась авиакомпания "Победа", которая за пять месяцев перевезла 1,6 млн пассажиров - в 1,95 раз больше, чем годом ранее. Сам "Аэрофлот" увеличил перевозки на 13,6% - до 10,9 млн человек. На внутренних воздушных линиях было перевезено 5,4 млн человек (рост на 21,6%), а на международных маршрутах - 5,5 млн пассажиров (рост на 6,7%).

Май также оказался напряжённым для "Аэрофлота". Услугами группы компаний в этом месяце воспользовались 3,6 млн пассажиров, что на 8,8% превышает показатели прошлого года. Занятость кресел достигла 78,2%. Непосредственно авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" внесла наибольший вклад в обеспечение высоких показателей по пассажиропотоку, её услугами в мае воспользовались 2,4 млн пассажиров, что на 12,4% больше, чем годом ранее.

Пассажиропоток авиакомпании "Сибирь" за пять месяцев 2016 года составил 3,4 млн пассажиров (+18,9% к 2015 году), ещё 1,1 млн пассажиров в копилку группы S7 добавила авиакомпания "Глобус" (+29,9%). "ЮТэйр" перевезла 2,1 млн человек (+11,4%). Пассажиропоток "Уральских Авиалиний" составил почти 2 млн (+17%).

Рост объёмных показателей крупнейших российских авиакомпаний привёл к тому, что удельный вес пяти первых перевозчиков составил 69,6%, а на ТОП-15 приходится 90,7% перевезённых всей отраслью пассажиров. Из десятки ведущих авиакомпаний только "Оренбургские авиалинии" снизили производственные показатели, из первой двадцатки в минусе оказались "Ямал", "Северный ветер", "Донавиа", "Роял Флайт" и "Якутия".

Причина несоответствия роста показателей перевозчиков и падения отрасли в целом лежит на поверхности: полностью заместить "Трансаэро" российские авиакомпании так и не смогли. Нежелание оставшихся на рынке компаний демпинговать оставило "за бортом" пассажиров, наиболее чувствительных к цене. В минус статистическим показателям сыграли так и не возобновившиеся полёты в Египет - именно они активно подпитывали авиарынок зимой, и не стартовавшие в мае чартерные программы в Турцию.

Однако сдержанный оптимизм у авиакомпаний появился на фоне заявлений о грядущем возобновлении чартерных цепочек в Турцию. За оставшиеся три тёплых месяца чартерные перевозчики, а также авиакомпании, летающие на регулярной основе, смогут перевезти дополнительно 1,5-2 млн пассажиров. Кроме того, остаются надежды и на открытие к зимнему сезону полётов в Египет. В случае, если оба этих фактора станут действительностью, мы можем столкнуться с ситуацией, когда международные перевозки вернутся к пусть умеренному, но росту. А динамика внутрироссийских полётов будет определяться тем, в какой мере авиакомпаниям удастся организовать полёты на популярные курорты напрямую из регионов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка