О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Индустриальная интеграция

Российско-американское СП "Хамильтон Стандард-Наука" приступило к строительству в г. Кимры второй очереди завода по производству теплообменников для систем кондиционирования воздуха воздушных судов

Город Кимры в Тверской области продолжает развиваться в качестве одного из главных технологических центров региона: важнейший вклад в это вносит существующее здесь с 2011 года производство российско-американского СП "Хамильтон Стандард-Наука" ("ХС-Наука"), на котором создаются теплообменники для систем кондиционирования воздуха воздушных судов. Сейчас на территории производственного кластера действует только один цех, однако в конце июня был заложен первый камень в строительство второй очереди завода. "АвиаПорт" посетил торжественную церемонию закладки камня и выяснил, как планирует развиваться совместное российско-американское предприятие.

Важно для региона


Участие в церемонии, которая состоялась в Кимрах 23 июня, принимали представители учредителей СП - российской НПО "Наука" и американской United Technologies - и руководство Тверской области. Подписи на первом - пока символическом - камне поставили генеральный директор НПО "Наука" Евгений Меркулов, президент представительства UTC в России Елена Александрова, исполняющий обязанности губернатора Тверской области Игорь Руденя, председатель регионального заксобрания Андрей Епишин и другие.

Региональные чиновники высоко оценивают значимость "ХС-Наука" для экономики области: в частности, А.Епишин сказал журналистам, что предприятие "вошло в 20 крупнейших налогоплательщиков в бюджет Тверской области". При этом тверские власти подчёркивают, что компании будет оказываться всяческая помощь в развитии бизнеса, в особенности и.о. губернатора И.Руденя готов помочь с дорожной инфраструктурой, городскими коммуникациями и разрешительной документацией. "Пока нас ни о чём не попросили, но мы исходим из того что попросят", - заключил И.Руденя, добавив, что область сможет отстаивать интересы предприятия и на федеральном уровне.

Вторая очередь в будущее

"ХС-Наука" участвует в программах производства зарубежных пассажирских лайнеров: продукция предприятия используется в программах Boeing 747, 777, 787, в программе Airbus A380, а также устанавливается на самолёты CRJ-200 и воздушные суда Embraer различных модификаций. Мировой спрос на продукцию предприятия растёт, поэтому было принято решение расширять производство. Увеличение производственных площадей по ходу развития закладывалось изначально, первый производственный цех занимал лишь около трети земельных владений, общий объем которых составляет около 4 гектаров.

Дополнительные производственные мощности, которые планируется построить к 2017 году, позволят "ХС-Наука" выпускать самые большие в мире авиационные теплообменники. Они будут эксплуатироваться на самолётах корпорации Boeing семейств 767, 777, 787. Проект подразумевает не только технологическую модернизацию производства, но и рост количества отгружаемой продукции: "Мы сейчас выпускаем 550 изделий в месяц, а запуск второй очереди позволит довести цифру до 750", - рассказал журналистам генеральный директор ЗАО "ХС-Наука" Роман Чичелов.

Расширение производственных мощностей и рост количественных показателей повлечёт необходимость увеличения штатного расписания. Вторая очередь завода в Кимрах потребует создания 100 дополнительных рабочих мест. Р.Чичелов рассказал "АвиаПорту", что "профессиональная подготовка - это ключевой фактор производства". Он добавил, что "вся подготовка проходит на базе предприятия, мы ["ХС-Наука"] начали устанавливать связи с местными учебными заведениями". Эти образовательные учреждения были созданы в городе ещё в советское время и обеспечивали кадрами Савеловский машиностроительный завод, уточнил собеседник.

Инвестиционные вложения во вторую очередь производственного цеха составят, по словам Р.Чичелова, около 800 млн рублей, по существующему бизнес-плану они должны окупиться в течение семи лет. "Чтобы улучшить параметры, мы уже начинаем освоение новой продукции на существующих сейчас площадях", - рассказал "АвиаПорту" менеджер. На предприятии в ближайшее время будет организована третья смена и выпуск новой, более высокотехнологичной продукции, начнётся в действующем цехе.

Рост в сложных условиях

Сейчас СП чувствует себя уверенно, и по итогам последних двух лет показывает высокие темпы роста выручки. В 2014 году выручка "ХС-Наука" составила 1,6 млрд рублей, а в 2015 уже 2,1 млрд рублей. При этом предприятие уже вышло на проектную мощность, поэтому продемонстрировать такой же рост и по итогам 2016 года не удастся - объёмы выручки должны составить 2,3 млрд рублей. Однако её дальнейший рост произойдёт после ввода второй очереди в эксплуатацию.

Напомним, что совокупные инвестиции в первую очередь производственного цеха в 2010 году оценивались более чем в 500 млн рублей, при этом руководство НПО "Наука" неоднократно отмечало, что эти инвестиции полностью частные. Строительство площадки в Кимрах в свою очередь является частью глобального инвестиционного проекта UTC и НПО "Наука" по расширению производственных мощностей и технологических возможностей научно-производственного комплекса их совместного предприятия, которое ранее, до начала второй декады 2000-х годов, выпускало свою продукцию только в Москве.

Стоит отметить, что внешнеполитическая напряжённость и режим санкций, введённых правительством США в отношении ряда российских компаний, не смущают американского акционера СП. После резкой девальвации национальной валюты стоимость продукции для UTC заметно сократилась, при этом производитель не снизил в качества. О том, почему американский партнёр после экспансии в начале 1990-х годов смог удержаться в российской индустрии, "АвиаПорту" ещё в 2011 году рассказывал директор "ХС-Наука" по стратегическому развитию Леонид Мазин. "Нашими учредителями [UTC и НПО "Наука"] было принято прагматичное решение выйти на западный рынок, на котором нас тогда никто не ждал. Hamilton Sundstrand (входит в UTC - "АвиаПорт") отдал нам часть своего портфеля заказов", - говорил тогда Л.Мазин.

UTC передал в Россию передовые технологии производства (в том числе так называемую технологию бережливого производства - Lean Manufacturing), которые "ХС-Наука" старается не только адаптировать, но и улучшать. Однако участие американских партнёров, как рассказал "АвиаПорту" Р.Чичелов, не ограничивается только передачей технологий. "Наши акционеры активно участвуют в работе компании, и российские, и американские. Они активно участвуют в управлении предприятием, мониторят показатели", - сказал генеральный директор "ХС-Наука".

Новая модель

Совместное российско-американское управление компанией приводит к тому, что предприятие постепенно все больше интегрируется в мировую авиационную индустрию. Об этом, в частности, 23 июня на церемонии закладки камня говорил генеральный директор НПО "Наука" Е. Меркулов. "Это предприятие - не только хороший пример бизнес-сотрудничества, это и хороший пример той индустриальной модели, которая нужна стране".

При этом, несмотря на то, что 95% продукции "ХС-наука" ориентировано на экспорт, руководство НПО "Наука" отмечает, что некоторые российские компании также обращают внимание на теплообменники, производимые в Кимрах. По словам Е.Меркулова, предприятие сотрудничает с "Вертолётами России" по программам вертолётов семейств "Ми" и "Ка". Кроме того, "ХС-Наука" готова войти в программу по производству МС-21, теплообменники систем кондиционирования воздуха для которого пока что делаются за рубежом. При этом, по словам Р.Чичелова, предприятие готово удовлетворить потребности российского рынка и по объёмам продукции, и по уровню её технического совершенства....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка