О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Инвестиции в перспективу: что делает сейчас и как будет развиваться омское двигателестроение

"ОМО им. Баранова" реализует обширную инвестпрограмму - это позволяет модернизировать производство и использовать новые технологии. Уже с 2018 года завод будет осуществлять финишную сборку новейших двигателей

"Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" (ОМО) 19 августа отметило свой столетний юбилей. История предприятия, в 1941 году эвакуированного в Омск из Запорожья, это путь от серийного выпуска поршневых двигателей М-6 до создания деталей и узлов для модернизированного двигателя НК-32 стратегического бомбардировщика Ту-160. Помимо программы НК-32, "ОМО им. П.И. Баранова" участвует ещё в нескольких важных проектах. В 2011 году ОМО стало филиалом московского "НПЦ Газотурбостроения "Салют" (входит в ОДК) - интеграция предприятия в структуру Объединённой двигателестроительной корпорации открыла новую страницу в его истории. Омский филиал "Салюта" реализует обширную инвестиционную программу - это позволяет модернизировать производство и использовать новые технологии. Уже с 2018 года ОМО будет осуществлять финишную сборку новейших двигателей.

Широкий спектр задач

Сейчас "Омское моторостроительное объединение" участвует в нескольких ключевых проектах ОДК, рассказывают в пресс-службе корпорации. Среди них - двигатель АИ-222-25 для Як-130, РД-33МК для семейства истребителей МиГ-29, АЛ-31Ф для семейства Су-27 и вертолётный двигатель ВК-2500 для машин различных типов "Ми" и "Ка".

Один из важнейших проектов предприятия на сегодня - это участие в импортозамещении узлов и агрегатов для АИ-222-25, половина из которых ранее выпускалась в Украине. В России этой программой занимался "Салют", и на его омской площадке работа по АИ-222-25 шла ещё с начала 2000-х годов. Заводу тогда были переданы чертежи турбины низкого давления, валопровода, корпуса вентилятора, и он практически с нуля осваивал их. Когда стартовала программа импортозамещения, значительную долю узлов было поручено освоить именно омской площадке "Салюта".

"В рамках этого проекта коллективом предприятия, включая омский филиал, проведена глобальная работа огромного количества специалистов: конструкторов, технологов, металлургов, производственников. Было закуплено новое оборудование, внедрены новые технологии, перепрофилировано производство", - рассказал журналистам заместитель генерального директора - управляющий директор АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" Виталий Клочков.

По двигателю РД-33МК активная работа в Омске идёт в кооперации с другими предприятиями ОДК - совместно с головной площадкой "Салюта" осваивается производство узлов для организации дублирующего производства двигателей этого типа на ПАО "УМПО". Тема истребительной авиации разрабатывается также и в связи с комплектацией двигателей АЛ-31Ф - на предприятии осуществляется предварительная механическая обработка ряда деталей.

Вертолётная тематика представлена серийным производством деталей и сборочных единиц двигателя ВК-2500, который должен со временем полностью заместить ТВ3-117 запорожской сборки. ВК-2500 - это дальнейшее развитие ТВ3-117, в сравнении с ним это более современный и технологичный двигатель. Преимуществами ВК-2500 являются высокая топливная экономичность, повышенные мощностные характеристики, применение современной системы автоматического управления. В 2015 году корпорация обеспечила постановку ВК-2500 на производство в РФ. Сегодня ОДК наращивает темпы производства ВК-2500 с учетом нужд государственного заказчика, а также экспортных поставок. При этом сборка ведется из российских комплектующих. Если говорить о боевых вертолетах, поставляемых в рамках гособоронзаказа, то уже сегодня все они оснащаются российскими ВК-2500. Значительную роль в этом сыграет и "ОМО им. Баранова".

Новые горизонты

Уже сейчас спектр компетенций в Омске достаточно широк, однако он будет расти и дальше: на предприятии развёрнуто техническое перевооружение для участия в программе НК-32 для ракетоносца Ту-160М2, идёт подготовка к финальному производству двигателей ТВ7-117 модификаций СТ и СМ, которые предназначены для военно-транспортного Ил-112 и регионального Ил-114.

Объем инвестиций ОДК в развитие "Омского моторостроительного объединения" - его технологических линий и производственных площадей - уже составил 5 млрд рублей, ещё 1,5 млрд будет вложено в 2017 году. Эти деньги пойдут на подготовку предприятия к выпуску новой продукции.

ОДК подключила омскую площадку "Салюта" к работам по НК-32 в 2014 году. С самарского ПАО "Кузнецов" - головного изготовителя - были получены технологии и чертежи, после этого ОМО начало освоение производства деталей и узлов роторной части турбины двигателя.

Но главным проектом омского филиала "Салюта" станет передача ему в 2018 году полномочий финального сборщика двигателей ТВ7-117СТ/СМ. Ранее предприятие уже выпускало двигатель ТВ7-117С, однако после внесения изменений в конструкцию силовой установки потребовалась и модернизация производства. "Мы хотим подготовить поточную линию сборки как по текущим проектам, так и по ТВ7-117СМ/СТ в августе 2017 года", - рассказал в Омске журналистам технический директор АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" Сергей Ляшенко.

Кроме того, запланирован ввод в эксплуатацию двух модернизированных испытательных стендов, ранее предназначавшихся для модификации "С", приобретение нового оборудования, проектирование и изготовление оснастки. Активная работа идёт по созданию эргономичной производственной среды: планировочные решения подразумевают выстраивание поточных сборочных процессов, что позволит снизить уровень брака, затраты на логистику, а для покупателей продукции - конечные цены.

Работа на всех

Стратегия развития предполагает не только установку на предприятии новых технологических линий для серийного выпуска двигателей и различных агрегатов и узлов рассматривается возможность сформировать на "ОМО им. И.П. Баранова" центр компетенций по магниевому литью. Центры компетенций на различных предприятиях корпорации в ОДК создаются с целью концентрации выпуска специализированной продукции на одной площадке.

Применение в конструкции двигателей деталей из магния снижает их вес. "Создание центра компетенций по магниевому литью позволит в полном объёме обеспечивать производство предприятий ОДК магниевыми отливками для авиационных изделий текущего и последующих поколений. Также проект позволит повысить выход годного литья на 15-20%, значительно улучшить качество магниевых отливок, уменьшить себестоимость отливок для серийных изделий на 10-20% и поднять процесс производства до мирового уровня", - рассказывают в пресс-службе ОДК. ЦТК планируется создать полностью на основе отечественных технологий, подчёркивают в корпорации.

"Данная технология уже отработана, нами определён перечень необходимого оборудования. Сейчас мы совместно с ОДК принимаем решение о строительстве нового корпуса под этот проект. Нам поставили задачу рассчитать объем всего литья на всех предприятиях, которые входят в корпорацию", - рассказал журналистам С.Ляшенко.

Кроме того, "Салют" планирует передать на ОМО фасонное жаропрочное литье. Сейчас, рассказали журналистам в Омске, ведётся реконструкция одного из корпусов для установки там необходимого оборудования. Жаропрочное литье используется в производстве турбин высокого и низкого давления, этими технологиями в ОДК владеют всего несколько заводов: в Москве, Рыбинске, Самаре, в Перми и теперь в Омске. "Работы закончатся до конца года, - говорит С.Ляшенко, не называя конкретных сроков. - Кроме того, планируется передача в Омск роботизированной линии для производства керамических оболочек".

Ключевым проектом для развития омского двигателестроения в перспективе станет в регионе создание технопарка. Его планируется построить на площадях предприятия, которые были освоены в советское время, но сейчас не используются. Этот проект обсуждается на уровне ОДК и Ростеха. "Предложение исходит от администрации региона, мы приветствуем это", - сказал С.Ляшенко. На территории технопарка будут идти изыскательные работы, результаты которых можно будет использовать на всех предприятиях ОДК, подключив, таким образом, Омск не только в качестве кооперанта в производстве двигателей, но и в качестве разработчика....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка