О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаперевозчики сохранили своих делегатов в РБК 500

В минувшем году авиакомпании незначительно поднялись в рейтинге

Агентство РБК опубликовало обновлённый рейтинг крупнейших российских компаний. В лидерах отечественной экономики уверенно держатся нефтяники, банкиры, горняки и ритейлеры. Есть и компании авиационной отрасли, которая представлена в основном лидерами рынка авиационных перевозок. Несмотря на то, что в 2015 году рынок стал сжимался, игроки за редким исключением показали прибыль. О том, каким стал для перевозчиков год 2016, судить можно будет уже буквально через месяц - после публикации показателей компаний и их отчётности за решающий третий квартал.

На минувшей неделе агентство РБК опубликовало обновлённый рейтинг "РБК 500", куда вошли 500 крупнейших российских компаний. Как и в прошлом году, в первой двадцатке вполне ожидаемо оказались в основном предприятия нефтегазового, финансового и горнодобывающего секторов экономики.

Авиационная отрасль, как и годом ранее, представлена преимущественно авиакомпаниями (данные по ним "АвиаПорт" приводит в таблице). Помимо перевозчиков, в рейтинг попали также аэропортовые операторы ("Домодедово" и "Шереметьево", холдинг "Новапорт", напротив, из рейтинга выбыл), "Госкорпорация по ОрВД" и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) - также, как и авиакомпании, они представлены в секторе "Транспорт". "Аэропорты регионов" и "Базэл аэро" в рейтинге не представлены, так как входят в "разнонаправленные холдинги, как правило, не работающие по принципу вертикальной интеграции и/или не имеющего единого центра консолидации", - отмечают авторы исследования. Предприятия авиационной промышленности (ОАК, ОДК, КРЭТ и другие) представлены в "РБК 500" в секторе "ОПК и Машиностроение".

Опубликованный рейтинг включает восемь авиакомпаний: "Аэрофлот" (в составе группы), "Уральские авиалинии", авиакомпании "Сибирь" и "Глобус" (обе входят в S7 Group), "ЮТэйр", "Северный ветер" и "Волга-Днепр". Кроме того, в текущий рейтинг в качестве исключения вошла и авиакомпания "Трансаэро": авторы объясняют, что, несмотря на процедуру наблюдения, её акции торгуются на бирже. Компании ранжированы по объёмам выручки: относительно прошлого года позиции всех игроков в рейтинге изменились.

АвиакомпанияМесто в РБК 500
в 2016 г
Форма
собственности
Выручка,
млрд руб. (2015)
Прибыль (убыток),
млрд руб. (2015)
Стандарт
отчётности
Перевезено пассажиров,
млн человек
(2015)*
Группа "Аэрофлот"24 (+3)*Смешанная415 (+30%)(6,4)МСФО39,39
"Трансаэро"108 (-21)Частная98 (-14%)(110)МСФО11,21
"Волга-Днепр"**118 (+31)Частная88 (+46%)3,221МСФО32,7
"Сибирь"127 (+2)Частная82 (+16%)0,923РСБУ8,2
"ЮТэйр"146 (-19)Частная70 (-8%)2,274МСФО5,54
"Уральские авиалинии"223 (+20)Частная44 (+20%)0,285РСБУ5,44
"Северный ветер"334 (-113)Частная27 (-34%)(0,271)РСБУ2,66
"Глобус"454 (+39)Частная 19 (+20%)0,139РСБУ 2,42


* относительно места в аналогичном рейтинге прошлого года
** для а/к "Волга-Днепр" указаны объёмы перевезённых грузов и почты в тыс. тонн

Как следует из опубликованных данных, выручка большинства крупных российских авиакомпаний растёт, и не первый год: позитивная динамика наблюдалась и раньше. Исключение составляет "Северный ветер", чья выручка снизилась за год более, чем на треть против роста почти в 40% по итогам прошлого года. Кроме того, несколько снизилась и выручка "ЮТэйр", которой пока не удалось переломить негативный тренд (снижение в 4% наблюдалось и в прошлом году). Благодаря ряду реформ компании удалось получить прибыль за 2015 год против убытка в 62 млрд рублей годом ранее. Авиакомпания "Трансаэро" 26 октября 2015 года была лишена сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность.

При этом как минимум для двух представленных в рейтинге компаний текущий финансовый год стал более успешным, чем прошлый, следует из отчётности компаний за первое полугодие. "Аэрофлот" в конце августа отчитался о прибыли в 2,5 млрд рублей по МСФО против убытков в первой половине 2015 года. Улучшилась ситуация и у "ЮТэйр": убытки компании по МСФО за отчётный период сократились на 61,4%, составив 684 млн рублей. Отчётность компаний групп S7, "Волга-Днепр", а также "Уральских авиалиний" и "Северного ветра" найти в открытых источниках не удалось.

Говорить о приблизительных финансовых результатах российских авиакомпаний по итогам 2016 года можно будет после публикации отчётности за третий квартал. Пока же крупнейшие перевозчики ждут роста выручки: ранее генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов сказал журналистам, что его компания планирует увеличить выручку на 15% по итогам года. При этом в первом квартале финансовая ситуация в отрасли была критической: в июле представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) сообщали газете "Коммерсант", что убытки российских перевозчиков в совокупности составили 24 млрд рублей.

Падение пассажиропотока в первой половине текущего года составило 7,6%. Положение отрасли не выправилось и в июле: авиакомпании потеряли 8,2%. В то же время, большинство крупных авиакомпаний наращивает авиаперевозки. Таким образом, спад общеотраслевой статистики учитывает уход "Трансаэро", заместить которую в полном объёме пока не удалось, а также снижение международных перевозок на закрытых направлениях в Турцию и Египет.

На фоне уверенного падения пассажиропотока растёт концентрация рынка: представленные в текущем рейтинге РБК авиаперевозчики аккумулируют 81,6% пассажиропотока всех российских авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка