О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты вкладываются в безопасность

Всё больше аэропортов мира называют вопросы авиационной безопасности своим главным приоритетом. инвестировать в современные технологии

Согласно отчёту SITA Airports IT Trends Survey, всё больше аэропортов мира называют вопросы авиационной безопасности своим главным приоритетом. По последним данным, доля таких воздушных гаваней составляет уже 52%. Операторы аэропортов намерены инвестировать в современные технологии: в частности, биометрические сенсоры и улучшенные системы видеомониторинга. Российские аэропорты следуют за отраслевыми трендами, хотя и не раскрывают объем инвестиций.

Технологии безопасности

Мировые аэропорты пересматривают свои инвестиционные планы, фокусируя усилия на внедрении передовых технологий, связанных с обеспечением авиационной безопасности. Это следует из отчёта SITA Airports IT Trends Survey, опубликованного в конце сентября. В 2016 году 50% аэропортов называют вопросы безопасности "приоритетом номер один", и этот показатель растёт: в прошлом году такой позиции придерживались только 37% воздушных гаваней.

Из технологий в этой области особое внимание в отчёте уделено биометрическим сенсорам. По данным SITA, в ближайшие пять лет в биометрию намерены инвестировать 36%, а в течение 10 лет - уже более половины мировых аэропортов. Кроме того, растёт популярность современных систем видеомониторинга: в их развитие в ближайшие пять лет готовы вкладываться 33% аэропортов, а в перспективе 10 лет - 52% аэропортовых операторов.

Российские аэропорты пока не могут похвастаться широким внедрением биометрических технологий, однако внимательно следят за отраслевыми трендами. Аэропортовые операторы, с которыми удалось поговорить "АвиаПорту", также называют обеспечение безопасности пассажиров приоритетным вопросом и отмечают, что решают его с учётом "возможности использования современных технологий и применения новых решений".

В частности, в "Шереметьево" "АвиаПорту" рассказали, что на всех входах и КПП эксплуатируются микроволновые сканеры и газоанализаторы нового поколения. Там добавляют, что в аэропорту "внедрена многоуровневая система автоматического стопроцентного досмотра багажа и система видеонаблюдения, которая выделяет потенциально опасные предметы по заданным параметрам". В пресс-службе "Шереметьево" добавляют, что "багаж пассажиров досматривается ручным и автоматическим способами", а далее пассажиры и их ручная кладь контролируются на пунктах предполётного досмотра.

Международному аэропорту "Толмачёво" в Новосибирске за последние два года удалось обновить соответствующую инфраструктуру. "Введены в эксплуатацию 14 рентгено-телевизионных установок, новая система видеонаблюдения и оперативного анализа данных, многоуровневая система досмотра багажа с функцией автоматического определения предметов с признаками взрывных устройств", - рассказывают там.

Представители "Шереметьево" также объясняют, что на некоторых международных направлениях (в основном, американских) "практикуется метод психологического тестирования, позволяющий по ответам человека на специально подобранные вопросы, выделять среди пассажиров подозрительных лиц". Помимо этого, там отмечают использование "интегрированной системы видеонаблюдения, профайлинг, деятельность кинологической службы, патрулирование территории" и другие мероприятия.

При этом об объёмах инвестиций в обеспечение безопасности аэропорты рассказывают неохотно. Этих оценок нет ни в отчёте SITA, ни в ответах аэропортовых операторов на запросы "АвиаПорта".

Положительный эффект будет в перспективе

Некоторые решения, такие как, например, предлагаемый SITA "единый перевозочный идентификатор" (присваивается пассажиру при бронировании и подтверждает его личность на протяжении всего путешествия), подразумевают применение устройств для считывания биометрической информации на всех пунктах контроля пассажиров - от регистрации и сдачи багажа до выхода на посадку. Это может стоить аэропортам немалых финансовых вложений, но, уверен заместитель генерального директора - директор по разработке и внедрению ПО РИВЦ-Пулково Глеб Головченко, в вопросах безопасности "стоимостной фактор не всегда выходит на первый план".

Он замечает также, что во время интенсивного развития технологий, когда с помощью отпечатков пальцев можно оплачивать счета, "подобное оборудование с каждым годом становится всё доступнее, в том числе и по финансовым показателям". Г.Головченко делится опытом из другой отрасли: например, биометрический терминал учёта рабочего времени сейчас можно приобрести за несколько сотен евро.

"Внедрение высокотехнологичных технологий безопасности на транспорте - это не прихоть, а необходимость, которая с каждым годом будет значить всё больше и больше. Частично уже сейчас работа систем видеонаблюдения и идентификации лиц позволяет сократить рутинную работу персонала служб безопасности аэропортов", - рассказывает эксперт.

Он отмечает, что, помимо биометрических устройств, есть и другие передовые технологии, уже реализованные в российских воздушных гаванях. Так в "Домодедово" сотрудники службы авиационной безопасности (САБ) используют перчатки-металлодетекторы, которые вскоре полностью заменят обычные ручные металлодетекторы. Применение этих перчаток, по оценке эксперта, повышает эффективность досмотра пассажиров и в среднем сокращает время досмотра пассажиров на 15%.

Кроме того, в нескольких российских аэропортах тестируется и новый детектор взрывчатых и наркотических средств (ДВиН-1): "в отличие от рентгеновских лучей, которые реагируют только на плотность материала, ДВиН анализирует состав вещества по соотношению в нём углерода, кислорода, азота, хлора и других элементов и распознает, что это: взрывчатка, наркотики или вода", - объясняет Г.Головченко. И если современные биометрические системы производит зарубежная промышленность (Safran, TBS и ZKTeco), то ДВиН разработан в российском "Объединённом институте ядерных исследований".

Интересен опыт амстердамского "Схипхола": там используют систему сканирования подносов с личными вещами для сокращения очередей. Новая автоматическая система осуществляет первичную оценку содержимого подноса и показывает изображение оператору только в случае обнаружения подозрительного предмета. Это позволяет сократить объем необходимой информации для визуального контроля, и оператор может сконцентрироваться на изображения тех предметов, на которые обратила внимание техника.

Для аэропортов критически важно не увеличивать время досмотра пассажиров с началом использования новых технологий, однако этого, по словам Г.Головченко, как минимум в первое время избежать не удастся. "Сейчас мы только начинаем движение в эту сторону, поэтому на первом этапе при тестировании и отладке новых технологий возможно даже увеличение времени обслуживания пассажиров, - говорит он. - Но в будущем эффект применения биометрического и другого нового оборудования при досмотре пассажиров будет крайне положительным"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка