Источник: Мария Ситкина // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 24.11.2016, 18:28

Управление жизненным циклом как элемент обеспечения конкурентоспособности

 
Поделиться:  
 

[image]

Проблемы управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Managment, PLM) в последние годы становятся всё более актуальными. Использование цифровых данных об изделии и деталях на всех стадиях - от начала проектирования до снятия с эксплуатации - позволяет ускорить и удешевить разработку, упрощает освоение производства, а также повышает эффективность эксплуатации. Участники панельной дискуссии "Управление жизненным циклом", прошедшей на прошлой неделе в рамках III Международной недели Aerospace Science Week, обсудили вопросы, связанные с необходимостью внедрения информационных технологий, выстраиванием грамотной системы управления, а также с подготовкой квалифицированных сотрудников для отрасли.

Без PLM на рынке не выжить

Модератор дискуссии, заместитель генерального директора компании IBS Михаил Белов отметил, что человечество уже давно создаёт сложные объекты и системы, однако, по его словам, тема жизненного цикла стала популярной лишь в последние 10-15 лет. Отвечая на вопрос, почему эта тема стала актуальной только в наше время, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян подчеркнул, что сегодня она стала одной из ключевых, поскольку полноценное использование цифровых технологий невозможно без управления жизненным циклом изделия.

Существовавшие ранее цифровые системы не были в полной мере взаимно увязаны: на каждой стадии, от проектирования и производства до технического обслуживания и ремонта, применялись собственные решения. К настоящему моменту все процессы значительно трансформировались. По словам ректора МАИ, для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, все технологические процессы должны быть определены разработчиком ещё на этапе предварительного проектирования изделия. Нельзя забывать и о послепродажном обслуживании - его основные параметры также необходимо определить на начальном этапе. "Это элемент цифровой революции. Без управления жизненным циклом невозможно жить в правовом мире. Можно жить в нём формально, автоматизируя какие-то отдельные процессы, но это не будет комплексным решением задачи, это не обеспечит конкурентоспособность, - пояснил М.Погосян. - Поэтому сегодня это, действительно, одно из ключевых направлений с точки зрения развития высокотехнологичных отраслей".

В настоящий момент под системой управления жизненным циклом, как правило, подразумевается хранение всех данных о деталях изделия в цифровом виде. Однако отдельные примеры управления жизненным циклом существовали задолго до наступления цифровой эры. Директор Центра проектирования АО "Технодинамика" Виктор Николенко привёл несколько таких примеров: "На мой взгляд, строительство пирамид - это пример управления жизненным циклом. Причём они были рассчитаны для существования целую вечность, других таких примеров я пока не знаю. Вернёмся в нашу страну, в 17 век. Проект освоения Сибири - многоточная система с постепенным захватом опорных точек, развитием населения, транспортных путей, связи и так далее. Если вспомнить о совсем недавнем прошлом, некоторое время назад после успешного функционирования в течение 20 лет затоплена наша космическая станция, которая была спроектирована исключительно в соответствии с требованиями жизненного цикла". В.Николенко подчеркнул, что проблема управления жизненным циклом существовала всегда, однако в последнее время на её решение требуется всё больше средств. Представитель "Технодинамики" добавил, что внедрение информационных технологий, прежде всего, позволяет существенно сократить затраты на проект.

Директор компании Boeing по развитию в России и СНГ Михаил Янчишин, в свою очередь, прокомментировал, что приведённые В.Николенко задачи решались без учёта экономического аспекта. Однако в последние 10-15 лет, считает он, получить доступ к финансированию стало гораздо сложнее. "В нашей отрасли это критично. Каждый новый проект в десять раз дороже, чем предыдущий. И через какое-то время запуск нового изделия, нового самолёта, становится для частного инвестора, частной компании, фактически недостижимой мечтой, - пояснил он. - В моём понимании, контроль жизненного цикла, начиная с этапов предпроекта, проектирования, концептуального проектирования до утилизации этого изделия - это попытка сделать хоть как-то рентабельной эту отрасль и продолжать делать новые изделия".

Отличие современных подходов от тех, которые были раньше, в первую очередь, заключается в возможности моделирования большого количества процессов. К примеру, на сегодняшний день моделировать эксплуатацию можно ещё на этапе проектирования изделия. Однако, считает М.Погосян, сейчас это мало кто делает. Использование моделирования в процессе сертификации также немаловажно. "С моей точки зрения, это является одним из ключевых инструментов, которые будут находить свою перспективу. Но для этого нужно переписать большое количество нормативных документов, убедить сертифицирующие органы в достоверности тех методов, которые мы используем, - прокомментировал ректор МАИ. - По нашим оценкам, без использования моделирования цикл создания современного авиационного комплекса увеличится раза в полтора, потому что количество объектов, которые мы интегрируем, количество систем, объём задач, которые мы решаем в процессе проектирования, сегодня растёт на порядок".

В единой системе

По мнению М.Погосяна, информационные технологии - лишь инструмент управления жизненным циклом. Тем не менее, этот инструмент играет важную роль в эффективном решении комплексных задач. С этим согласны и другие участники дискуссии. В.Николенко добавил, что для начала этот инструмент нужно наполнить огромным объёмом информации, необходимой для работы с жизненным циклом, а также организовать процессы управления им. При этом, поскольку в процессе участвует большое количество людей, крайне важной является роль руководства предприятия. "Без их постоянного вовлечения в этот процесс всё может застопориться и остановиться на каких-то фрагментарных элементах, которые как раз и дезавуируют всю ту пользу, которую приносит нам внедрение информационных технологий с точки зрения обработки массивов данных, налаживания коммуникаций между членами проекта и так далее", - пояснил В.Николенко.

Для эффективного использования всех возможностей, которые даёт программный продукт, требуется выстраивание целой системы управления на всех уровнях. "Одна из проблем заключается в том, что на сегодняшний день понимание эффективности и важности этих инструментов на уровне первых лиц компании находится не на должном уровне, - рассказал руководитель МАИ. - Важно, чтобы была выстроена вся цепочка от первого лица до рядового инженера, которые должны жить в единой среде. Всё это должно быть связано с большим объёмом нормативных документов, привязанных к определённым этапам развития комплекса. Это тоже колоссальная работа, которая должна быть проделана параллельно самой реализации крупных программ. Понимание важности и объёма этой работы - один из ключевых факторов успешного внедрения новых технологий".

М.Янчишин согласился, что эффективность всей системы зависит от тех людей, которые в ней работают и управляют. С экономической точки зрения, без внедрения систем управления жизненным циклом невозможно эффективное существование в текущих условиях рынка. "Первое лицо организации должно чувствовать, что необходимо внедрение не только информационных технологий, но и методов, которые позволяют эффективно делать продукт с уменьшением рисков удорожания или не выполнения в срок. Внедрение всех этих систем поможет руководителю эффективно управлять организацией", - пояснил представитель компании Boeing.

Подготовка на всех уровнях

В условиях развития информационных технологий, безусловно, встаёт вопрос о подготовке новых квалифицированных кадров. М.Погосян рассказал, что в этом направлении должно быть три уровня подготовки. В первую очередь, это базовая подготовка, которая должна начинаться ещё на этапе бакалавриата. Также, считает ректор МАИ, это направление может быть и темой для специальной магистратуры. "Мы в этом году на кафедре самолётостроения открыли магистратуру по управлению жизненным циклом изделия. Я считаю, что это предмет специальной деятельности для достаточно большого количества людей", - отметил он. Ещё один уровень подготовки - дополнительное профессиональное образование, которое должно охватывать и вопросы управления жизненным циклом.

Также М.Погосян добавил, что сами образовательные программы должны трансформироваться с учётом потребностей современного рынка. "Считаю, что понимание потребностей рынка, управление жизненным циклом и трансформация образовательных программ, это всё очень тесно между собой связано. Никакие самолёты не появятся без применения этих новых процессов. Мир стал таким междисциплинарным, и мы не можем развиваться обособлено", - заключил он.

В.Николенко отметил, что сегодня специалисту требуется большое количество знаний в разных областях, таких как предметная инженерия, система управления качеством, система управления проектами, системная инженерия и других. "Огромное количество знаний, которые требуются для тех же самых процессов управления жизненным циклом, нужно вместить в конкретно взятые головы. У нас стоит большая проблема ускорения образования с точки зрения повышения скорости восприятия объёмов в единицу времени, - сказал он. - Если достаточно упрощённо представить себе, что должен знать специалист в этой теме, то это, как минимум, пять разных областей. Требования очень высокие, но без них дальнейший прогресс весьма затруднён".

Разумеется, для успешного выполнения задач недостаточно одной теоретической подготовки. В завершение дискуссии М.Янчишин подчеркнул, что без опыта, который приобретается при выполнении конкретной задачи, невозможно создать новый продукт, который будет лучше, чем предыдущий. "Учатся же не на книжках, не на теории и не в классах, а учатся на конкретных проектах, на своих ошибках, работая со старшими коллегами, которые могут передать те знания, которые нигде не прописаны", - пояснил он, добавив, что сегодня у будущих специалистов есть уникальная возможность учиться у людей, которые не только прошли советскую школу, но и успели получить опыт в мировых компаниях.

 
Материал «Управление жизненным циклом как элемент обеспечения конкурентоспособности» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости