О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Качество - ключ к безопасности

Участники IX Вертолётного форума обсудили вопросы повышения качества при производстве вертолётной техники и комплектующих, а также поделились опытом реализации задач по борьбе с контрафактной продукцией

Безопасность при перевозке пассажиров была и остаётся приоритетной задачей авиационной отрасли. Наряду с подготовкой квалифицированного лётного персонала, одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности полётов во всём мире признано качество эксплуатируемой авиационной техники. Участники IX Вертолётного форума, прошедшего в Москве 25 ноября, обсудили вопросы повышения качества при производстве вертолётной техники и комплектующих, а также поделились опытом реализации задач по борьбе с контрафактной продукцией.

Всесторонняя проработка вопроса

Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Сторчевой в приветственном слове констатировал, что в последние годы уровень безопасности полётов отечественных вертолётов находится не на высшем уровне. Катастрофы, произошедшие в этом и прошлом году, остро ставят вопрос о необходимости перемен как в области обеспечения безопасности полётов, так и при производстве воздушных судов. Также необходимы и изменения в сфере подготовки персонала: по словам О.Сторчевого, зачастую переход от визуальных полётов к полётам по приборам оказывается сложной задачей для лётного состава. Он напомнил, что для решения указанных проблем при Росавиации возобновлён Лётно-методический совет, объединяющий представителей российских ведомств и организаций для содействия повышению уровня безопасности полётов на воздушном транспорте.

Представитель департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг) Алексей Плужников подчеркнул, что вопросам качества сегодня уделяется особое внимание. Он рассказал, что ведомство ведёт активную работу над повышением качества по нескольким направлениям, в том числе проводит научные исследования и разработки в области создания системы обеспечения качества авиационной техники. Кроме того, летом этого года в Минпромторге начала работу Коллегия по качеству авиационной промышленности. В ближайшее время планируется развивать деятельность коллегии и сделать её постоянно действующим координирующим органом: таким образом планируется обеспечить согласованность действий между Минпромторгом, государственными корпорациями и интегрированными структурами в вопросах качества авиационной техники. Помимо этого, коллегия призвана содействовать формированию модели всестороннего наблюдения за жизненным циклом, а также разработке стратегии и планов по повышению качества продукции и услуг в отечественном авиапроме.

Основная задача, которая стоит сегодня день перед отраслью, заключается в обеспечении соответствия разрабатываемой авиационной техники установленным требованиям, а также создании задела для повышения её конкурентоспособности как на российском, так и на внешнем рынках. В настоящее время, рассказал А.Плужников, Минпромторг не планирует каких-либо законодательных нововведений в этой части. Однако он отметил, что сегодня ведётся разработка нескольких национальных стандартов, применение которых позволит совершенствовать систему управления качеством на российских предприятиях. Кроме того, в ближайшее время ожидается заключение соглашения о сотрудничестве в сфере обеспечения качества авиационной техники между Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК), Госкорпорацией "Ростех" и холдингом "Вертолёты России".

Борьба с контрафактом путём контроля за поставщиками

Наряду с вышеуказанными направлениями, Минпромторг продолжает работу по противодействию обороту контрафактной продукции. В частности, сегодня создаётся дорожная карта по данному направлению, которая, в том числе, предполагает мероприятия по использованию маркировки. К её реализации планируется приступить после согласования с Министерством обороны. "Хотел бы также отметить инициативы холдинговой компании "Вертолёты России" и ОАК в противодействии незаконному обороту контрафактной продукции. Насколько мне известно, сейчас холдинговые структуры совместно с нашими научными институтами ведут работу по созданию автоматизированной системы контроля над оборотом компонентов воздушных судов, - рассказал А.Плужников. - Внедрение такой системы позволит исключить применение контрафактных комплектующих, создать банк информации о движении компонентов, а также повысить эффективность процессов обеспечения качества при производстве и эксплуатации авиационной техники. Также коллеги ведут работу по реализации международных стандартов в области обеспечения безопасности полётов и обеспечения качества".

Как пояснил А.Плужников, создаваемая система основана на принципах автоматической идентификации и считывания маркирования. В Минпромторге считают, что снабжение комплектующих такой функцией будет нести не только дисциплинарную функцию с целью обнаружения противоправных действий, предотвращения хищений, но и финансовую пользу. Маркирование позволит более точно подсчитывать расходы на организацию производства и перемещение комплектующих, и на основе полученных данных в целом оптимизировать расходы компании. Дополнительной функцией маркирования должно стать облегчение мониторинга жизненного цикла конкретных изделий. А.Плужников подчеркнул, что Минпромторг призывает предприятия активно внедрять систему учёта и средства маркировки. Ведомство, в свою очередь, будет стимулировать этот процесс посредством создания соответствующей нормативно-правовой базы. "В настоящее время нами ведётся разговор по федеральным законам о маркировке товаров контрольными знаками. Надеюсь, что и Ространснадзор, и Минтранс с будут с нами солидарны в том, что вопросы идентификации и контроля оборота авиационной техники должны регулироваться через Федеральные авиационные правила", - добавил он.

Немаловажную роль в повышении качества продукции играют сами поставщики комплектующих. А.Плужников сообщил, что холдинг "Вертолёты России" в настоящий момент оформляет соглашение с "Объединённой двигателестроительной корпорацией" (ОДК), Концерном "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), "Технодинамикой", "Швабе" и другими поставщиками о сотрудничестве в сфере обеспечения качества поставляемой продукции. Заместитель генерального директора "Вертолётов России" Андрей Шибитов в свою очередь отметил, что в холдинге также поддерживают развитие системы промышленного контроля органов по аккредитации и сертификации системы менеджмента качества в авиационной отрасли ICOP (Industry Control Other Party). "У нас появились эксперты, которые имеют международные сертификаты. И мы начинаем проверять тех, кто выдаёт сертификаты. Мы считаем, что такое внутреннее профессиональное регулирование гораздо эффективнее любого государственного регулирования", - подчеркнул А.Шибитов.

В продолжение темы развития системы поставщиков представитель Минпромторга заострил внимание на том, что внедрённая ещё в советское время модель производства, когда в контуре одного предприятия были сосредоточены все технологические переделы, исчерпала возможности своего интенсивного роста и повышения эффективности. В условиях постоянно меняющейся экономической ситуации для снижения себестоимости продукции и увеличения производительности труда, гибкости и скорости принятия решений требуется новая индустриальная модель и система взаимодействия с поставщиками. "На наш взгляд, поставщики должны выделяться из контура материнских организаций, обретать большую самостоятельность и выходить со своей продукцией на высококонкурентный рынок, поставлять комплектующие не только авиационным предприятиям, но и организациям из других отраслей. Это заставит поставщиков работать над повышением качества, снижением себестоимости, предоставит больше возможностей для максимизации прибыли", - пояснил он. Принцип развития поставщиков, отметил А.Плужников, заложен в новую Стратегию развития авиационной промышленности до 2030 года, над которой ведомство сейчас продолжает активно работать. В Минпромторге рассчитывают, что финальная версия документа будет выпущена в начале 2017 года.

СМК: практический опыт

По словам А.Шибитова, в современных условиях наиболее целесообразно рассматривать вопрос качества как основы безопасности полётов с учётом эффективного формирования нескольких систем, таких как система управления безопасностью авиационной деятельности, система управления качеством выпускаемой продукции, а также система повышения надёжности, поддержания эксплуатации и послепродажного обслуживания. Все три системы включены в контур оперативного управления холдинга "Вертолёты России".

На сегодняшний день в "Вертолётах России" сформирована система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международных и национальных стандартов. СМК охватывает все направления системы обеспечения качества авиационной деятельности и позволяет решать такие задачи, как повышение качества проектирования и производства вертолётной техники, повышение качества покупных и комплектующих изделий, сырья и материалов. "Если раньше, в рамках старой системы, мы требовали некоего уровня надёжности и качества комплектующих изделий, то сегодня вся мировая идеология в области взаимоотношений потребителей и поставщиков в области обеспечения качества требует от нас вмешательства в деятельность поставщиков комплектующих изделий, - рассказал А.Шибитов. - Сегодня мы обязаны не только требовать, но и помогать. Совместно с поставщиками мы должны решать те проблемы, которые не позволяют им достичь того уровня качества и надёжности, которого мы же от них и требуем. Очень важный момент - повышение удовлетворённости потребителя, совершенствование системы менеджмента качества всех предприятий холдинга и повышение результативности принимаемых мер в области качества".

Основные критерии оценки результативности системы менеджмента качества, которые используют в "Вертолётах России" - превышение установленных нормативными документами показателей надёжности и безотказности по типам вертолётной техники. "К сожалению, наши требования и стандарты безнадёжно устарели. В гражданской сфере, если мы будем чётко руководствоваться только своими документами, которые до последнего времени работали, мы не создадим конкурентоспособную технику. Сегодня мы ставим задачу при создании концептуальном и проектировании, при модернизации пытаться внедрять те требования, которые сегодня предъявляет сертификация по нормам IOSA", - пояснил заместитель руководителя холдинга.

Олег Болдин, технический директор ЗАО "Авиасистемы", поставщика комплекса услуг по поддержке компонентов бортового оборудования с обеспечением всех видов операций с запасными частями и компонентами, рассказал, что в результате взаимодействия с Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации (ГосНИИ ГА), Минпромторгом и Росавиацией в компании выработали собственную систему менеджмента качества. "При формировании пула запчастей для вертолётов Ми-8МТВ/АМТ столкнулись с колоссальным объёмом контрафактной продукции. Мы понимали, что эта продукция не должна никаким образом попасть в пул запасных частей. Ещё одна проблема связана с низкой скоростью реакции изготовителей компонентов на наши запросы, - поделился он. - Основным решением для нас стало обеспечение пула путём ограничения состава участников. Мы привлекли ГосНИИ ГА в качестве контролёра и разработали способ проверки, так называемый тест-анализ. Изделия, которые должны попасть в пул запчастей, обязательно проходят на основании методики, разработанной ГосНИИ ГА, процедуру проверки аутентичности"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка