Источник: Сергей Ахрамеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 13.12.2016, 13:03

Доступ без барьеров

 
Поделиться:  
 

[image]

Почти год назад Росавиация утвердила план мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг в сфере воздушного транспорта для лиц с ограниченными возможностями. Он касается в том числе и организации безбарьерной среды в пассажирских терминалах, причём в большей степени реализация плана затрагивает те аэропорты, где в последнее время не проводилась масштабная "перезагрузка" аэровокзальной инфраструктуры. Несмотря на то, что в целом по отрасли ситуация в этой области улучшается, представители общественных организаций отмечают ряд слабых мест и призывают федеральное ведомство и аэропортовых операторов к более тесному сотрудничеству.

Отраслевой ориентир

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) утвердило дорожную карту по организации доступной среды для людей с ограниченными возможностями на объектах авиатранспортной инфраструктуры чуть больше года назад, 20 ноября 2015 года. В документе обозначено, что к 2018 году все аэропорты должны быть полностью подготовлены к обслуживанию лиц с ограниченными возможностями.

По мнению ведомства, для достижения цели должен быть выполнен целый ряд условий. Во-первых, вся информация в пассажирских терминалах должна доноситься в текстовом, графическом и звуковом вариантах; во-вторых, все входные группы должны быть обеспечены пандусами и подъёмными устройствами. Контрольно-пропускное оборудование должно быть соответствующей ширины для обслуживания инвалидов-колясочников. Аэровокзалы обязательно должны быть оборудованы лифтами и траволаторами, а парк перронной техники оснащён амбулифтами. Указания Росавиации касаются также привокзальных площадей, где должны быть выделены специальные парковочные места. Это далеко не весь набор требований: с полным текстом документа можно ознакомиться на сайте Министерства транспорта.

Впрочем, указания федерального ведомства касаются лишь тех аэропортов, где планом развития не предусмотрена масштабная реконструкция аэровокзальных комплексов (АВК) или строительство новых пассажирских терминалов. Все объекты, вводимые в эксплуатацию после 1 июля 2016 года, должны полностью соответствовать установленным требованиям - они отражаются в технических заданиях ещё на стадии проектирования.

Такие примеры в отрасли есть. В основном, речь идёт об аэропортах, строительство или обновление которых ведётся в рамках подготовки инфраструктуры к проведению футбольного чемпионата мира. В частности, полностью обеспечены необходимым оборудованием новые терминалы в Волгограде, Нижнем Новгороде (в этом убедились эксперты "АвиаПорта" в ходе исследования инфраструктуры). Полностью также будут подготовлены новые терминалы в Саранске (это в беседе с "АвиаПортом" подтверждало руководство аэропорта) и Ростове-на-Дону (об этом корреспонденту "АвиаПорта" говорили в холдинге "Аэропорты регионов").

Не отстают Казань и Уфа: там инфраструктура была обустроена в процессе подготовки к Универсиаде-2013 и Саммиту ШОС и БРИКС соответственно. Ориентиром для региональных аэропортов можно считать "Международный аэропорт "Сочи" (входит в холдинг "Базэл Аэро"), который обслуживал участников Зимних Паралимпийских игр в 2014 году. В процессе подготовки к ним, "АВК был оборудован тактильными и световыми указателями, пандусами, лифтами, широкими дверными проёмами и поручнями, специальными регистрационными стойками, системами усиления звука для слабослышащих и мнемосхемой для слабовидящих пассажиров, - делятся опытом в пресс-службе "Базэл Аэро". - Для транспортировки пассажиров с ограниченными возможностями здоровья в салон самолёта, а также при выходе из него, используются амбулифты. Для передвижения пассажиров внутри самолёта предоставляются межкресельные коляски и обычные кресла-коляски".

Аэропорты Московского авиаузла (МАУ) и аэропорт "Пулково", очевидно, тоже хорошо приспособлены к обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями. К этому их обязывает не только лидирующее положение в отрасли, но и то, что аэропорты обслуживают большое количество инвалидов: только "Шереметьево" принимает и отправляет около 10 тысяч таких пассажиров ежемесячно. Для сравнения, Сочи за все время проведения Паралимпиады обслужил 1,5 тысячи пассажиров с ограниченными возможностями.

Усилия Росавиации направлены в первую очередь на изменение ситуации в маленьких региональных аэропортах, где инфраструктура давно не обновлялась, а небольшие объёмы пассажиропотока, и как следствие, низкий инвестиционный потенциал не позволяют осуществить масштабную реконструкцию.

Общественный контроль

Права инвалидов обеспечиваются соответствующей конвенцией ООН, которую Россия ратифицировала ещё в 2012 году. Годом позже в Воздушный кодекс были внесены изменения, предусматривающие "наличие в аэропортах специального оборудования и средств транспортировки для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями". Поправки стали основой при разработке дорожной карты.

Росавиация постоянно контролирует реализацию своей программы: "Разработаны проекты форм федерального статистического наблюдения, обеспечивающие возможность систематического анализа доступности для инвалидов объектов и услуг, - поясняет представитель ведомства. - Межрегиональным территориальным управлениям воздушного транспорта дано соответствующее указание по реализации данных мероприятий (заложенных в том числе в дорожной карте - "АвиаПорт") в аэропортах с предоставлением ежеквартальных отчётов". Заявленные Росавиацией показатели постепенно достигаются, однако ситуация остаётся довольно сложной.

Год назад на заседании общественного совета Росавиации вопрос обеспечения безбарьерной среды обсуждался чиновниками, представителями аэропортов и авиакомпаний, а также экспертами общественных организаций. Говоря о взаимодействии аэропорта и маломобильных пассажиров, участники фокусировали внимание на непосредственном контакте между инвалидами и сотрудниками АВК. В частности, начальник отдела реабилитации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" Александр Иванов говорил, что персонал необходимо "обучать не языку жестов, а навыкам общения" с пассажирами, страдающими нарушениями слуха. А.Иванов присутствовал на заседании не случайно - Росавиация разрабатывала стандарты обслуживания маломобильных пассажиров, привлекая экспертов "Всероссийского общества инвалидов".

Однако представители общественных организаций, опрошенных "АвиаПортом", говорят, что хотели бы взаимодействовать с ведомством "более тесно". Они также считают вопрос обучения сотрудников аэропортов одним из ключевых, но основной проблемой называют "неполное и некорректное исполнение законодательства".

Тесный контакт

"Сотрудничество с Росавиацией, к сожалению, нельзя назвать регулярным, - говорит заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев. - Однако мы проводим различные консультации с Минтрансом, при министерстве создана рабочая группа по доступности всех видов транспорта для инвалидов". Об отсутствии контакта с ведомством сожалеет и руководитель отдела "Универсальный дизайн" РООИ "Перспектива" Мария Генделева.

Федеральные власти готовы к сотрудничеству: "Консультационное взаимодействие и совместная разработка актуальных решений в рамках работы по созданию безбарьерной среды в авиатранспортном комплексе является безусловным приоритетом в работе ведомства при взаимодействии со всеми заинтересованными общественными организациями", - прокомментировали в Росавиации.

Эксперты отмечают, что основные инфраструктурные проблемы наблюдаются в региональных аэропортах. О.Рысев отмечает необорудованные парковки, отсутствие "плоского пола" (технология реализована во "Внуково" и подразумевает плоское пространство от входа в аэропорт до самолёта) и стойки регистрации. "Они высокие и не подходят для людей с инвалидностью, - говорит он. - Этот вопрос является важным, так как затрагивает и этические стороны - желательно разговаривать с человеком на уровне глаз, а не сверху вниз".

"Не во всех аэропортах есть узкие кресла для передвижения пассажиров на борту, нет амбулифтов, специального транспорта", - дополняет коллегу М.Генделева. Однако она отмечает, что заметны и улучшения: "практически везде есть пандусы, съезды, доступные туалетные кабинки". Хотя бывают и исключения: например, во время проведения аудита в аэропорту Якутска эксперты РООИ "Перспектива" отметили, что подготовленная для инвалидов санитарная комната была закрыта на ключ.

"Для устранения существующих проблемных точек необходимо следовать законодательству Российской Федерации. Это, прежде всего, ФЗ-181 "О социальной защите инвалидов" (статьи 14, 15, 16), "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", а также "Свод Правил 59". В законе прописаны обязательные требования к вопросам формирования безбарьерной среды, а в своде правил содержатся технические параметры и характеристики", - объясняет О. Рысев.

Уровень подготовки персонала аэропортов эксперты характеризуют как "довольно слабый", несмотря на то, что и Всероссийское общество инвалидов, и РООИ "Перспектива" проводили соответствующие обучающие курсы и тренинги, на которые приглашались в том числе представители региональных аэропортов. В ВОИ напоминают, что с 1 июля 2016 действует Федеральный закон, "в соответствии с которым все структуры, работающие с посетителями с инвалидностью, должны в обязательном порядке проводить специальную подготовку персонала".

"Не все сотрудники выполняют свою работу качественно", - констатирует М.Генделева. Она отмечает, что сотрудники "забывают пристёгивать инвалидов ремнями, задают некорректные вопросы" и используют не всегда верную терминологию. О.Рысев считает, что возможности дать оценку подготовленности персонала пока нет, "поскольку сама система [подготовки персонала] ещё слабо развита и нуждается в масштабном внедрении и доработке". Хотя и он отмечает слабую подготовленность: "зачастую персонал не знает некоторых принципиально важных аспектов комфортного нахождения пассажиров с инвалидностью в аэропорту или на борту самолёта", - говорит О.Рысев.

Работа по обучению персонала в аэропортах ведётся, утверждают опрошенные "АвиаПортом" операторы, однако не все из них прибегают к помощи специалистов. "В ноябре 2015 года мы получили из надзорных органов "Методическое пособие для обучения сотрудников по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи". Мы издали приказ о назначении и проведении обучения ответственных лиц, связанных с обслуживанием инвалидов, провели обучение по этой методичке. Вновь принятые сотрудники тоже проходят обучение по этой методичке", - рассказывают в пресс-службе Международного аэропорта "Калуга".

В международном аэропорту "Емельяново" (Красноярск) службы организации пассажирских перевозок и службы авиационной безопасности работают по введённым ранее "стандартам качества обслуживания маломобильных пассажиров", они являются для сотрудников обязательными к изучению. В декабре этого года в Красноярске создано специальное штатное подразделение "группа агентов по обслуживанию пассажиров специальных категорий". "В "Емельяново" создана рабочая группа, действия которой направлены на создание безбарьерной среды для маломобильных пассажиров. Одна из ее задач - обучение персонала специфике работы с данной категорией пассажиров. Обучение сотрудников на регулярной основе планируется проводить уже в следующем году. На сегодняшний день нами уже определен инструктор, который будет проводить обучение сотрудников службы организации пассажирских перевозок", - комментируют в пресс-службе воздушной гавани.

Сотрудник "Емельяново" проходил обучение в "Институте воздушного и космического права АЭРОХЕЛП" по программе "Обслуживание маломобильных категорий пассажиров воздушного судна", она разработана при поддержке Всероссийского общества инвалидов, а преподает курс С.Детенышев. Ноябрьский семинар, прошедший в институте, был уже вторым по этой теме, еще два семинара пройдут в следующем году. В "АЭРОХЕЛП" уточнили, что обучение в институте проходили также сотрудники международного аэропорта Анапа и международного аэропорта "Пулково".

Опрошенные "АвиаПортом" спикеры в целом уверены, что ситуацию можно улучшать и дальше, наладив более плотное взаимодействие между игроками отрасли, Росавиацией и экспертным сообществом. "Систему [подготовки] нужно и дальше развивать и модернизировать, приглашать специалистов и экспертов общественных организаций инвалидов, и что немаловажно - на эти мероприятия необходимы ресурсы и бюджет", - рассказывают в ВОИ. С коллегами согласны и в РООИ "Перспектива" - представители обеих организаций говорят, что готовы сотрудничать с авиационными властями и аэропортами.

 
Материал «Доступ без барьеров» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости