О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Импортозамещение в сфере обзора

ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" осуществляет масштабную программу оснащения российских аэропортов современными средствами обзора лётного поля

ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" осуществляет масштабную программу оснащения российских аэропортов современными средствами обзора лётного поля. Если ранее дорогостоящие локационные системы были единственной возможностью круглосуточно и в любых метеоусловиях обеспечивать контроль за движением по аэродрому воздушных судов (ВС) и наземной техники, то теперь в гражданской авиации все более активно применяются и многопозиционные системы наблюдения (МПСН): аэродромные, широкозонные и интегрированные. Их использование позволяет решить сразу несколько задач: прежде всего, повышается качество работы по обеспечению безопасности полётов. Кроме того, широкозонные системы позволяют точно измерять высоту полёта воздушных судов в интересах передачи данных в региональные мониторинговые агентства.

МПСН в МАУ

Как ранее писал "АвиаПорт", МПСН не чувствительны к метеоусловиям, не дают ложных засветок, не имеют непросматриваемых зон и обеспечивают более высокую точность определения координат. Кроме того, если установка первичного локатора требует капитального строительства, то для установки МПСН достаточно существующей инфраструктуры аэродрома: достаточно лишь обеспечить связь приёмника с сервером по высокоскоростным каналам связи, использующим традиционный IP-протокол.

Внедрение МПСН в России идёт как минимум с конца 2000-х годов. Первая система P3D-AS была поставлена в Московский аэропорт Домодедово в 2009 году, в 2012 введена в эксплуатацию. По отзывам оператора аэропорта, опыт её использования подтвердил высокую надёжность системы, отказов или нештатной работы не зафиксировано. В 2010 году такая же система была внедрена и в Сочи в рамках развития инфраструктуры аэродрома Адлер к Олимпийским играм. Установкой и пусконаладкой системы занималось научно-производственное объединение "Лианозовский Электромеханический Завод" (АО НПО "ЛЭМЗ"). МПСН "P3D-AS" - разработка чешской фирмы "Эра", с которой "ЛЭМЗ" подписал лицензионное соглашение.

В 2012 году Росавиация, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация" и Концерн ПВО "Алмаз-Антей" (сейчас - Концерн ВКО "Алмаз-Антей") приняли решение о проведении опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию отечественных многопозиционных систем наблюдения на входящих в Концерн АО НПО "ЛЭМЗ" и АО "ВНИИРА" ("АвиаПорт" ознакомился с документом). На НПО "ЛЭМЗ" была разработана линейка МПСН с индексом "Тетра": аэродромная система "Тетра" (интегрируется с комплексом средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения "Вега"), система контроля высоты "Тетра-М" (в ней реализованы технологии HMU - Height Monitoring Unit) и подсистема посадки "Тетра-П", а на "ВНИИРА" разработана широкозонная МПСН "Мера".

В презентационных материалах НПО "ЛЭМЗ" говорится, что опытный образец системы "Тетра-М" был развернут в Ленинградской области ещё в 2011 году, после введения в России сокращённых минимумов вертикального эшелонирования (RVSM). Приёмо-сдаточные испытания системы, следует из данных на странице "ЛЭМЗ" в социальной сети "ВКонтакте", завершились в 2016 году, а АМПСН "Тетра" проходила испытания в "Пулково" весной 2017 года.

В материалах предприятия говорится, что в течение 2018 года НПО "ЛЭМЗ" оборудует аэродромной МПСН "Тетра" и КСА НКАД "Вега" аэропорты "Внуково" и "Шереметьево", в "ГК по ОрВД" "АвиаПорту" подтвердили наличие соответствующих планов.

Регионы разглядит "Альманах"

Несмотря на проходившие в "Пулково" испытания системы "Тетра", Концерн ВКО "Алмаз-Антей" принял решение об оснащении "Пулково" другим оборудованием - интегрированной МПСН "Альманах" (разработчик - НПП "ЦРТС"). Развёртывание системы завершилось в аэропорту накануне. На аэродроме смонтирована сеть из 20 приёмных и двух передающих наземных станций. В "ГК по ОрВД" отмечают "практичность использования МПСН "Альманах", так как система не требует наличия выделенных каналов и может интегрироваться в существующие каналы связи".

"Её [МПСН "Альманах"] отличает относительно лёгкий монтаж, возможность крепления на любые существующие объекты инфраструктуры и низкая потребляемая мощность аппаратуры. Ещё одно неоспоримое достоинство системы нового поколения заключается в том, что МПСН "Альманах" может использоваться в качестве системы контроля выдерживания высоты [HMU]", - сообщили "АвиаПорту" в ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

Замначальника Службы радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) Санкт-Петербургского центра обслуживания воздушного движения Сергей Карякин на презентации МПСН "Альманах" в "Пулково" заявил, что система будет введена в эксплуатацию ко второму кварталу 2018 года. Он уточнил, на очереди установка МПСН "Альманах" в аэропорту Минеральных Вод. "Далее Самара, Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Хабаровск", - сказал С. Карякин.

Внедрение МПСН в "Пулково" оценивается в 130 млн рублей, включая проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы. Также в эту сумму входит оснащение транспондерами десяти автотранспортных средств Госкорпорации по ОрВД. Оснащение системой "Альманах" других аэропортов обойдётся приблизительно в 139 млн рублей на каждый объект, следует из данных на портале госзакупок. Кроме того, установить аэродромную МПСН планируется в аэропорту Казани, говорится в материалах госзакупок. Заказчиком по всем аэропортам выступает Концерн ВКО "Алмаз-Антей".

Но пока не определено, как будет финансироваться установка транспондеров на аэродромной технике, принадлежащей оператору аэропорта, говорят собеседники "АвиаПорта" в отрасли. В случае с "Пулково", управляющая аэропортом компания "Воздушные Ворота Северной Столицы" (ВВСС) безвозмездно получит от производителя только десять комплектов. Стоимость одного составляет порядка 100 тысяч рублей, говорил "АвиаПорту" генеральный директор ЦРТС Сергей Карапетян, уточняя, что стоимость возможных контрактов будет зависеть от количества закупаемых ответчиков. Впрочем, ВВСС уже разместила редукцион на поставку 50 комплектов, следует из системы госзакупок.

В свою очередь, в "Домодедово" в настоящее время действуют требования, согласно которым въезд в лётную зону средств, не оборудованных транспондерами системы МПСН, или без их сопровождения, запрещён. При этом транспондерами оборудовано 140 единиц спецтехники.

В Международном аэропорту Краснодар (Пашковский) закупка многопозиционной системы наблюдения (МПСН) планируется на 2019 год, рассказали "АвиаПорту" в пресс-службе "Базэл-Аэро". Предварительно планируется оснастить транспондерами 36 единиц перронной техники оператора аэродрома.

Нынешняя стоимость ответчиков, устанавливаемых на транспортные средства, достаточно велика, поэтому экономически целесообразно оснащать ими только те автомобили и спецтехнику, которые могут находиться на взлётно-посадочных полосах и рулёжных дорожках, в то время как техника, используемая только на стоянках, может осуществлять движение только после парковки воздушного судна. Однако перед операторами аэропортов стоит и задача по управлению мобильными ресурсами, такими как тягачи, самоходные трапы, топливозаправщики и так далее. Но вполне вероятно, что при выходе на крупносерийное производство и снижении стоимости ответчиков, их применение в деятельности операторов аэропортов станет более широким.

Поправка на категорию

Российские авиационные власти последовательно повышают требования к оснащённости аэродромов техническими средствами, повышающими безопасность полётов. В частности, если ранее необходимость использования радиолокационной станции обзора лётного поля устанавливалась только для аэродромов, сертифицируемых по III категории ИКАО, то с 5 ноября 2017 года действует новая редакция Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации" (ФАП-297), которая требует применять обзорные радиолокаторы и на аэродромах, сертифицируемых по II категории ИКАО. Логично предположить, что МПСН следует оснастить все аэропорты, ВПП которых сертифицированы по II категории и которые будут иметь возможность обслуживать рейсы днём и ночью, в сложных метеоусловиях....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка