Газета.Ru
24 августа 2011, 14:48
Безопасность вместо прибыли
Правительство вводит обязательную страховку пассажиров на транспорте
Безопасность на транспорте требует кардинальных мер, заявил во вторник вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи.
"На транспорте безопасность всегда первична, - подчеркнул вице-премьер. - А все остальное, включая прибыль, вторично".
Профильные ведомства готовили к совещанию предложения по реорганизации системы госрегулирования отрасли после серии авиакатастроф и крушения теплохода "Булгария" в прошлом месяце.
По данным аппарата Иванова, число авиапроисшествий в России с гражданскими лайнерами с начала 2011 года выросло на 53%. По состоянию на 11 августа - до 26, в том числе произошло 13 катастроф, в которых погиб 81 человек.
"Первой и основной на данном этапе мерой должно стать увеличение штрафных санкций. Нет денег на штрафы или страховку - иди в тюрьму", - объявил вице-премьер.
Правительство увеличивает штрафы за перевозку грузов и пассажиров без лицензий. Для юридических лиц - до 500 тысяч рублей, а для физических - до 100 тысяч рублей. Сейчас штраф для физических лиц составляет 2-2,5 тысячи рублей. Для компаний - 40-50 тысяч рублей.
Ространснадзор ожидает, что законопроект о штрафах будет внесен в правительство до сентября, сообщил руководитель ведомства Александр Касьянов.
Повышение штрафов - одна из комплекса мер, прописанных в правительственных поправках в Административный, Воздушный и Водный кодексы (изменятся нормы надзора за речными судами и портами), а также в законе о материальной ответственности перевозчиков в случае катастроф, который был принят Госдумой в первом чтении, но с тех пор лежит без движения.
Осенью Госдума должна рассмотреть вопрос и об обязательном страховании ответственности при перевозке любыми видами транспорта, отметил Иванов, а Министерство транспорта должно подготовить ряд законопроектов о внесении изменений в кодекс внутреннего водного транспорта России.
Законопроекты предполагают обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, перевозимым по пригородным и внутригородским экскурсионно-прогулочным маршрутам и на переправах, введения ответственности судовладельцев за ущерб от загрязнения нефтью или другими веществами и за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу, создания администраций речных бассейнов и института капитана речного бассейна - заместителя руководителя администрации по безопасности.
Практика обязательного страхования в отрасли водных перевозок действует давно, объясняет гендиректор компании "Независимые страховые консультанты" Сергей Катаргин, но водный транспорт не был включен в страхование ответственности.
Представитель судоходной компании "Турфлот" рассказал, что сейчас обязательно нужно страховать транспортное средство и жизни людей, но "ответственность компаний не застрахована - то есть перевозчик не отвечает перед пассажиром".
Новые обязательные платежи бизнес воспримет "не очень хорошо" - если компания несет затраты, они будут включены в стоимость продукта, говорит директор по маркетингу Infoflot Андрей Михайловский. По оценке представителя "Турфлота", цена на турпакет вырастет незначительно.
Операторы автобусных маршрутов недовольны. "Нельзя сравнивать автобусный бизнес с железными дорогами и авиаперевозками, - уверен представитель "Русских автобусных линий". - Железнодорожники получают дотации государства. Клиенты авиакомпаний - это другой контингент. Но в России работают несколько десятков тысяч автобусных компаний, клиенты которых - малообеспеченные граждане. Эти законопроекты могут привести к ливидации мелких компаний, что негативно скажется на отрасли в целом и может привести к социальнной напряженности".
Реформа в авиационной отрасли тоже будет масштабной. Ранее Иванов предлагал запретить авиаперевозчикам с небольшим парком самолетов осуществлять регулярные пассажирские рейсы. 9 августа он заявлял, что "на рынке пассажирских перевозок не должны работать компании, у которых "меньше 2-4-6 самолетов", называя такие компании "живопырками".
Росавиация уже подготовила предложения, которые будут способствовать решению проблем безопасности авиаперевозок.
С 1 января 2012 года на магистральные пассажирские авиаперевозки планируется допускать только те авиакомпании, парк которых имеет 10 однотипных самолетов, а с января 2013 года - 20 однотипных самолетов. Этот критерий не будет распространяться на чартерные и местные направления.
"Прошу быстрее эти предложения оформить, - сказал Иванов. - Поскольку ждать и смотреть, как падают самолеты так называемых авиакомпаний, невозможно".
Нововведение необходимо для того, чтобы на рынке регулярных авиаперевозок остались только надежные компании, а не те, что допускали аварии или финансово нестабильны, как, например, громко обанкротившаяся недавно фирма "Континент", пояснил "Газете.Ru" представитель Росавиации.
Новым требованиям будут отвечать около 15 авиакомпаний, считают в Росавиации.
Сейчас в "Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок", составленном Росавиацией, числятся 35 авиакомпаний.
Источник в "Аэрофлоте" говорит, что перевозчик поддерживает предложение Иванова об избавлении от "живопырок".
Представитель авиакомпании SkyExpress Виталий Коренюгин скептичен: "50% перевозок обеспечивает первая пятерка авиакомпаний. Но остальные 50% приходятся на других авиаперевозчиков, в том числе мелких". По его словам, "если закроют сотню мелких авиакомпаний", то сократится пассажиропоток, потому что у имеющих требующееся количество самолетов авиакомпаний не хватит возможности перевозить 50 млн пассажиров.
"Дефицит емкости на рынке будет способствовать росту цен на авиабилеты, пассажиры будут выбирать наземный транспорт", - прогнозирует он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться