Известия
13 сентября 2011, 14:40
Экипаж Як-42 не был готов к нештатной ситуации
Эксперты недоумевают, почему до сих пор не обнародованы данные радиообмена пилотов
- У нас уже многому не учат, чему в советское время летчиков обучали в обязательном порядке: та же уборка шасси при прекращении взлета или вынужденная посадка на воду или на сушу, - говорит расследователь авиапроисшествий с 40-летним стажем Владимир Грудин. - Особые ситуации на транспорте возникали и будут возникать всегда, летчики должны хорошо знать, как с ними справляться. Причем на каждом конкретном типе самолетов, а вот с этим как раз сейчас большие проблемы.
Другой эксперт, летчик-испытатель Александр Акименков, считает, что в последнее время в учебных тренировках экипажей стало больше порядка и ужесточились требования.
- Теперь их в обязательном порядке все проходят раз в квартал, договориться же с сотрудниками учебно-тренировочных центров просто невозможно, - подчеркивает Акименков.
До сих пор не известно, отрабатывал ли погибший экипаж именно такую ЧС - экстренное торможение на взлете. В авиакомпании "Як-Сервис", экипаж которой обслуживал рейс "Локомотива", обсуждать с "Известиями", когда их пилоты последний раз учились на тренажерах и отрабатывали ли вообще непредвиденные ситуации, отказались. В учебно-тренировочном центре в Быкове, где тренируются экипажи Як-42, оперативно получить комментарий не удалось.
По статистике, большинство авиапроисшествий и ЧС происходит при посадке (65%), в том числе ночью в ухудшившихся погодных условиях.
- На взлете ЧС меньше, поэтому зачастую командир корабля может доверить управление второму пилоту, особенно когда в экипаже хорошие отношения, - говорит Владимир Грудин.
Второй пилот, 49-летний Игорь Жевелов, был давно знаком с командиром корабля 45-летним Андреем Соломенцевым. Они жили в соседних домах, дружили семьями. Коллеги говорят про Жевелова, что он был опытным пилотом и долгие годы сам работал командиром Як-40.
Версия о технических неполадках, впрочем, тоже окончательно не закрыта.
- Хотя предварительная экспертиза и подтвердила, что с технической точки зрения к самолету претензий нет, существуют несколько спорных тонкостей, - считает Александр Акименков.
По мнению эксперта, тяга, которой не хватило для взлета, могла пропасть из-за внешнего предмета или птицы, попавшей в лопасть одного из двигателей. При этом мотор все равно продолжал бы работать - его бы не заклинило и он бы не загорелся. Есть и спорный момент в отношении стабилизатора, считает Акименков.
- Самописцы зафиксировали положение стабилизатора на восьми градусах, это штатный режим, но неизвестно, за сколько секунд до падения он был так выставлен, - поясняет эксперт. - То, что стабилизатор выставлен неправильно, пилоты могли обнаружить уже во время набора высоты. Чтобы выйти на норму, потребовалось бы как минимум четыре секунды. При скорости 200 км/ч (скорость разгона Як-42) самолет мог за это время пройти большое расстояние.
Снять или подтвердить сомнения экспертов мог бы радиообмен между членами экипажа, но он до сих пор не предан огласке.
- Специалист из радиообмена все сразу поймет, - говорит Владимир Грудин. - Летчики ведь не самоубийцы, они могли элементарно не видеть того, что произошло на взлетке. Так, например, было с французским "Конкордом" в июле 2000 года. После 200-метрового разбега он поймал титановую пластинку от взлетавшего до него "Дугласа", которая пробила топливный бак. В итоге 113 погибших.
Другой известный случай, когда в гибели самолета обвинили экипаж, произошел в августе 2006 года. Ту-154 летел из Анапы в Питер и упал возле Луганска, погибли 170 человек.
- Вину свалили на летчика, а ему метеослужба дала неправильные данные о верхней кромке облаков, - замечает Грудин.
В ходе расследования трагедии под Ярославлем комиссия МАКа должна отработать все три компонента авиапроисшествия: действия экипажа, отказ техники и окружающую обстановку. Возможно, сочетание всех трех этих факторов и привело к трагедии 7 сентября....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114