Интерфакс-Запад
2 августа 2012, 17:10
День рождения в День десантника: вертолету Ми-8 - 50 лет
Ровно 50 лет исполняется сегодня со дня дебюта легендарного вертолета Ми-8. 2 августа 1962 года опытный образец впервые поднялся в воздух
Хотя сам прототип к тому времени существовал уже год. Он отличался от того Ми-8, который знаем мы, одним двигателем и четырехлопастным несущим винтом. Затем последовал второй прототип. Лишь после множества доработок Ми-8 вышел в серию - это произошло в 1965 году. Еще 2 года пришлось ждать признания военных.
Первые годы безвестности
Сегодня в это трудно поверить, но Ми-8 - самый массовый двухдвигательный вертолет в истории авиации - в начале 60-х был очень холодно принят военным руководством. Большие звезды считали, что с боевыми задачами вполне мог справиться и Ми-4, предшественник "восьмерки".
Ситуация изменилась в июне 1965 года. Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле Бурже одну из самых представительных экспозиций. И приличную ее часть заняло конструкторское бюро Миля: Ми-8, Ми-6, а также летающий кран Ми-10. Но именно "восьмерка" произвела сенсацию.
Советские генералы осознали и исправились: вертолет таки приняли на вооружение, и он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский, как машина радиоэлектронной борьбы, летающий командный пункт, а также постановщик мин.
Афганская война
Самые первые дни активных боевых действий в Афганистане убедили советское командование, что "восьмерка" незаменима. Этот вертолет выдерживал немыслимые условия эксплуатации. Некоторые машины продолжали летать с десятками дыр в фюзеляже и с не прошедшими балансировку лопастями винта. Ветераны описывают случай, когда два кандагарских Ми-8Т задели друг друга винтами в воздухе. Машины посадили в пустыне, поврежденные лопасти подравняли подручным инструментом на глазок - и вертолеты вернулись на базу. Такого авиация еще не знала.
В условиях войны Ми-8 эксплуатировались везде и всюду. Тяжелых Ми-24 не хватало, и "восьмерки" использовали даже для ударных действий, например, огневой поддержки высаженных ими же десантов. Их оснащали бомбами и ракетами типа С-5, а иногда обвешивали броней и противотанковыми ракетами "Скорпион-П". Правда, эта модификация не пользовалась особым успехом: слишком тяжела была для разреженного горного воздуха Афганистана.
Помимо официальных модификаций, сами летчики старались модернизировать свои машины настолько, насколько это было возможно в полевых условиях. Например, на "восьмерки" стали устанавливать зеркала заднего вида - они позволяли видеть заднюю полусферу и быстрее реагировать на попадания, а иногда и избегать их. Местные умельцы также научились укреплять топливные баки Ми-8 с помощью полиуретана - это практически к нулю сводило возможность пожара при попадании в бак.
К сожалению, не все было идеально в этом вертолете. Около 50% смертей приходилось на долю пилотов: вражеские снайперы стреляли прямо через ничем не защищенное стекло. К середине 80-х процент жертв-летчиков от общего числа погибших в Ми-8 приближался уже к 80%.
Бесславный для СССР Афганистан "восьмерки" покидали последними. Лишь получив доклад о выходе всего контингента, Ми-8 сняли пять групп прикрытия и поставили в войне точку.
История продолжается
Сегодня Ми-8 - наиболее распространенные в мире транспортные вертолеты. По количеству модификаций "восьмерки" вот уже много лет абсолютные рекордсмены, а модернизация 80-го года привела к созданию одной из самых совершенных машин - Ми-8МТ (при поставках на экспорт - Ми-17). Не самый массовый, этот вертолет используется в 20 странах мира. Эксплуатантами всей линейки Ми-8 официально считаются более 50 государств.
Несмотря на многозадачность, "восьмерка" для военных пилотов остается в первую очередь десантным вертолетом. Она участвовала в немыслимом количестве военных кампаний по всему миру, среди которых две афганских и две чеченских войны, конфликт в Карабахе, ирано-иракская война и еще с десяток других. Для десантников этот вертолет - один из главных символов их рода войск....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс-Запад». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114