Бизнес-Online
27 декабря 2012, 09:59
Казанский аэропорт и Росимущество сравняли счет в суде
Международный аэропорт "Казань" получит из бюджета РФ почти 22 млн. рублей в качестве компенсации своих вложений в содержание взлетно-посадочной полосы
Расходы - наши, имущество - федеральное
Международный аэропорт Казань (МАК) получит из бюджета РФ почти 22 млн. рублей в качестве компенсации своих затрат на содержание взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек в 2008 - 2010 годах - вступило в силу соответствующее решение Арбитражного суда РТ.
Как рассказывала газета "БИЗНЕС Online", МАК еще в апреле подал иск в татарстанский арбитраж, требуя от Росимущества выплаты 113,7 млн. рублей. Эта сумма была заявлена как компенсация затраченных им средств на содержание аэродромного комплекса в 2008 - 2010 годах.
Напомним, четыре года назад власти республики передали 37 объектов на территории МАК (сейчас 34 - ред.) - взлетно-посадочную полосу (ВПП, длиной 3,7 км), пять зданий, светосигнальное и метеооборудование и т д. - в федеральную собственность.
Впрочем, новый владелец выделять какие-либо средства на построенные в конце 70-х годов сооружения аэропорта до последнего времени не спешил. МАК вынужден был содержать их за свой счет.
"Это наши затраты по содержанию и сохранению аэропортового хозяйства в надлежащем виде", - обосновывал в суде сумму иска представитель МАК Олег Аббасов. "Расходы - наши, а имущество - федеральное", - подчеркивал он.
"Не хотим ни заработать, ни получить дивиденды"
"Мы не хотим в этом случае ни заработать, ни получить какие-то дивиденды, а добиваемся лишь того, чтобы понесенные нами расходы были учтены и возвращены", - уверял представитель МАК.
Словно в подтверждение этих слов аэропорт вскоре почти в пять раз снизил сумму иска - со 113 до 21,8 млн. рублей.
В МАК это объяснили тем, что "были еще раз перепроверены все документы". В результате юристы аэропорта пришли к выводу, что "однозначными доказательствами могут выступать только договоры на сумму в 21,8 млн. рублей".
В частности, в эту сумму истцу обошелся ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек.
"У взлетно-посадочной полосы есть определенные характеристики, которые необходимо поддерживать для того, чтобы самолеты могли осуществлять взлет и посадку", - объяснял представитель аэропорта. Согласно авиационным правилам, если на полосе обнаружится какая-то трещина или скол, прием воздушного судна может быть запрещен, так как все это может повлиять на благополучный исход. Устранять такие проблемы нужно немедленно", - рассказал он об особенностях эксплуатации ВПП.
Взлетную полосу ремонтировал "Физик"
Интересно, что аэропорт представил датированные 2009 и 2010 годами договоры на реконструкцию и ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек с… частным лицом. Тот факт, что во всех четырех представленных в суд соглашениях "подрядчик - физлицо", Абассов объяснил специфичностью работ: "Имущество уникальное - не сравнишь с обычной дорогой в городе".
Известно, что взлетно-посадочную полосу Татарстан возвел за счет собственных средств к 2000 году, затратив, по разным данным, от 700 млн. рублей до более чем 1 млрд. рублей. Представитель МАК заявил, что ремонтные работы полосы в 2008 году были необходимы, так как у нее обнаружился дефект. Какой именно, Абассов не уточнил.
Почти сравняли счет
В результате Арбитражный суд РТ решил взыскать в пользу МАК с теруправления Росимущества за счет средств федерального бюджета 21,83 млн. рублей. Любопытно, что проигравшая сторона не стала подавать апелляционную жалобу. К настоящему времени решение первой инстанции уже вступило в силу.
Тем самым аэропорт и Росимущество почти сравняли счет. Напомним, ранее ведомство после двухлетней тяжбы взыскало с аэропорта 26,8 млн. рублей. Эту сумму составила невыплаченная арендная плата за пользование объектами аэродромного комплекса почти за 2,5 года (с 1 апреля 2008 года до 1 сентября 2010 года, когда их передали в ведение ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" - ред.) Договор аренды с ежемесячной ставкой 858 тыс. рублей (без НДС) стороны заключили еще в 2008 году, но он не исполнялся (не прошел регистрацию и считался незаключенным).
МАК отмечал, что за это время потратил на содержание аэропорта куда как более весомую сумму - более 100 млн. рублей. Но Арбитражный суд (в частности, апелляционная и кассационная инстанции - ред.) пришел к выводу, что МАК делал финансовые вложения в аэродромную инфраструктуру в ходе "обычной хозяйственной деятельности".
Политическое решение
Победу МАК газете "БИЗНЕС Online" прокомментировали эксперты.
"По общему правилу, если в течение месяца не подана апелляционная жалоба, решение суда первой инстанции вступает в силу. Но у одной из сторон всегда остается право обратиться с ходатайством о возобновлении срока исковой давности. Как правило, для этого нужны уважительные причины", - отмечает замдиректора казанской юркомпании "СтройКапиталКонсалтинг" Дмитрий Жуков.
"Тот факт, что Росимущество не обжаловало решение Арбитражного суда, я думаю, связан с тем, что было принято политическое решение - возместить аэропорту расходы", - говорит он. "По сути, МАК занимался не вполне своим делом. Без ремонта взлетную полосу нельзя эксплуатировать. А поскольку она федеральная собственность, средства на эти цели должен был выделять бюджет РФ. Но так как последний этого не делал, аэропорту из-за безысходности пришлось вкладывать свои средства", - отмечает Жуков.
"Чтобы госорган не обжаловал вынесенное не в его пользу решение, к тому же по сумме на два десятка миллионов рублей - очень редкая ситуация.
Обычно это происходит у них "на автомате" - под это "заточены" все инструкции. Например, налоговая инспекция всегда обжалует даже копеечные дела", - соглашается гендиректор юркомпании "Концепт" Алексей Кузьмин.
"Скорее всего, на соответствующем уровне действительно было принято решение не подавать апелляционную жалобу и тем самым дать возможность аэропорту получить обратно из федерального бюджета потраченные на взлетно-посадочную полосу средства", - предполагает он.
"Но, на мой взгляд, аэропорт вряд ли бы дождался такого жеста доброй воли со стороны оппонента, если бы не приближающая Универсиада. Воздушные ворота республики, а, как я знаю, сейчас в аэропорту проходит реконструкция, к 2013 году просто обязаны выглядеть надлежащим образом", - в то же время отмечает Кузьмин.
"Первоочередное - подготовка к Универсиаде"
Большая ли сумма 21,8 млн. рублей для аэропорта? "Конечно, большая, это же миллионы", - сказал газете "БИЗНЕС Online" гендиректор МАК Алексей Старостин.
"Деньги лишними не бывают никогда. Запросов у нас много. Но самое первоочередное - это подготовка к Универсиаде. Новый терминал мы уже построили. Однако есть другие определенные работы, которые необходимо выполнять. Все расходы у нас планируются в соответствии с инвестиционным планом, составленным на основе бизнес-плана, - отметил гендиректор МАК. - Эти средства будут потрачены на обновление техники - тех же автобусов, которые подвозят пассажиров к трапу, тягачей и спецоборудования для воздушных судов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
