Новый регион
27 мая 2013, 10:48
На вертолет свердловского губернатора поставили фальшивые авиаприборы
На вертолете свердловского губернатора Евгения Куйвашева Ми-8 стояли фальшивые авиаприборы. Поддельные авиагоризонты покупала и ФГУП ГТК "Россия" - на ее балансе находится лайнер В.Путина. Эти и другие факты вскрылись в ходе масштабного расследования
Подделкой базовых авиаприборов для самолетов и вертолетов в Екатеринбурге начали промышлять в 2006 году. Здесь расположен единственный на всю Россию производитель авиаприборов - ОАО "Уральский приборостроительный завод". На тот момент на предприятии царил хаос - гендиректор УПЗ Владимир Годлевский занимался выводом заводского имущества, за что сейчас находится под судом. "Занятостью" топ-менеджера и воспользовался руководящий состав среднего звена УПЗ, который наладил нелегальное производство и ремонт авиагоризонтов для самолетов и вертолетов.
По оперативным данным, в ОПГ с УПЗ входило шесть человек: начальник ремонтно-эксплуатационного отдела УПЗ Владимир П., директор по производству Риф Р., старший контрольный мастер ОТК Юрий С., слесарь-сборщик З. и сотрудница Ф. Позже Риф Р. признался следователям Уральского следственного комитета на транспорте, что нелегальные заказы от авиакомпаний брал П., а уже затем передавал их ему - директору УПЗ по производству. Р., в свою очередь, отдавал заказы на изготовление авиагоризонтов слесарю З. Оперативники установили, что фальшивые приборы на УПЗ делали из имеющихся запчастей. Причем тех, что ранее уже были в эксплуатации, но имели хороший товарный вид - чтобы не вызвать подозрений. Затем представитель заказчика Ф. выписывала на приборы-двойники фальшивые паспорта. При этом она была хорошо информирована о нелегальности этой деятельности.
Согласно показаниям самих участников схемы, за ремонт каждого прибора П. передавал Р. суммы в пределах 35-40 тысяч рублей. Затем эти средства распределялись: 20 тысяч рублей за один прибор-двойник получал слесарь З., еще 20 тысяч себе оставлял Р. При этом бывший директор по производству утверждает, что не помнит, сколько именно приборов успели подделать. Всего лишь один пример: в результате махинаций, авиагоризонт марки АГКБ-3К 1977 года выпуска был выдан за прибор, изготовленный в 2009 году. При этом укомплектован он был из частей, изготовленных в прошлом веке - для эффекта "новизны" им придавал соответствующий "товарный" вид слесарь З. Можно легко предположить, что такой "конструктор-гибрид" вряд ли будет адекватно информировать экипаж о параметрах полета и положении ВС в воздухе.
Выявлению "фальшивоприборщиков" предшествовало крушение вертолета Ми-8, которое произошло 19 июля 2011 года в Нижнесергинском районе Свердловской области. Упавшая машина принадлежала авиапарку ЗАО "Уктус" и в тот день осуществляла облет газопроводов. В отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) значится, что причиной падения Ми-8 стала ошибка экипажа - точнее погибшего КВС Вадима Финогенова. Якобы, он несвоевременно принял решение возвратиться на базу вследствие плохих метеоусловий. Точнее - не принял такого решения и вертолет разбился. "Новый Регион" отыскал выжившего в той катастрофе второго пилота Ми-8, напарника погибшего Финогенова - Андрея Бисерова. Тот уверяет, что отчет МАК мог быть сделан формально (и как профессиональный пилот он этим не удивлен) и не отражает всех причин катастрофы. Выживший член экипажа также допускает, что причиной падения их Ми-8 могли быть, в том числе и поддельный авиагоризонт, вышедший из цехов УПЗ. По его словам, экипаж (и он сам в том числе) ошибся в определении высоты полета вертолета - эту погрешность как раз могли выдать неаутентичные приборы. Пилот также признается, что проблема фальшивых приборов хорошо известна на всех уровнях - Росавиации, Минтранса РФ, авиакомпаний и непосредственно летающих экипажей.
Более того - вторая часть членов ОПГ трудилась как раз на авиационном предприятии. Это ЗАО "Уктус" - бывшее "Второе свердловское авиапредприятие". Ее состав, как и в случае с сотрудниками УПЗ, также хорошо известен силовикам. Впрочем, к уголовной ответственности никто не привлечен, а часть организаторов продолжают трудиться в аэропорту. Организатором и теневой "королевой" преступной схемы считается действующий начальник планово-диспетчерского отдела "Второго свердловского авиапредприятия" Лариса С. Следователи установили, что ей помогали коллеги - бывший начальник вертолетного цеха "Второго САП" Рашид М. По данным следствия, он создавал дилерскую сеть для продажи нелегальной продукции по всей России. В том числе, ГТК "Россия", которая эксплуатирует самолет президента России. Уже позже в "Уктусе" изъяли образцы печатей авиапредприятий - заказчиков приборов-двойников. Известно, что к преступной деятельности привлекли и бывших летчиков отряда. Они, например, сотрудничали с компанией "Владивосток-Авиа".
Сотрудники "Уктуса" ни в чем не признаются, упирая на 51-ю статью Конституции - не дают свидетельских показаний. Но в телефонном разговоре с корреспондентом "Нового Региона" Рашид М. признался, что авиапарк "Уктуса" - в частности, вертолеты, были укомплектованы поддельными авиагоризонтами. Но уверяет, что не имел к этой деятельности никакого отношения. Однако оперативным путем было установлено, что заказы на приборы С. размещала через своего партнера - уже упомянутого сотрудника УПЗ П. Для чего последний создал в Екатеринбурге сеть "фирм-прокладок". Таких юрлиц было около четырех-пяти - ряд были зарегистрированы на наркоманов. Название одной из фирм - "Екатеринбург-Авиаремзапчасть".
Результатом деятельности ОПГ стало то, что жизни и здоровье экипажей и пассажиров воздушных судов в разных регионах России стали подвергаться систематической опасности. К такому выводу в ноябре-декабре 2012 года пришла комплексная техническая судебная экспертиза на основе изучения снятых с воздушных судов фальшивых авиагоризонтов АГКБ-3К. В оперативном списке (см. под текстом) покупателей фальшивых приборов - 107 авиакомпаний России: "Оренбургские авиалинии", "Ямал" (перевозит, в том числе крупных госслужащих), "ЮТэйр" (месяц назад с ее вертолетов сняли 22 прибора), авиакомпании нескольких филиалов "Газпрома" и как уже говорилось ФГУП ГТК "Россия" - эксплуатант президентских бортов.
За прошедшее время разными органами - УФСБ России по Свердловской области, Уральским следственным управлением на транспорте, транспортной полицией - была проведена внушительная оперативная работа. Всего в разных субъектах России с авиационной техники за последние месяцы сняли 330 неаутентичных авиаприборов. Итогом стало получение доказательств относительно существования в России крупного нелегального рынка контрафактных - т.е. поддельных авиационных приборов. Аналогичному тому, где реализуются контрафактные авиаузлы для авиатехники.
От деятельности уральской ОПГ едва не пострадал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Как установила прокурорская проверка - на вертолете губернатора Ми-8 (находится на балансе регионального Мингосимущества) тоже были установлены фальшивые приборы - и это могло закончиться для главы региона печально. Вертолет был предоставлен губернатору также из парка ЗАО "Уктус". К счастью, опасные приборы были своевременно с этой машины изъяты. Впоследствии вертолет для Куйвашева наняли у тюменской компании "ЮТэйр". Но как мы теперь знаем, фальшивые авиагоризонты УПЗ добрались в свое время и до нее.
Несмотря на несколько возбужденных уголовных дел, никаких "посадок" не случилось. Максимум, что было реализовано - часть членов гурппы махинаторов уволили с ОАО "УПЗ". Впоследствии на завод пришла команда новых управленцев, которые сейчас активно помогают органам ФСБ в расследовании "приборного" дела. Несмотря на то, что члены группировки известны поименно - никто не привлечен к ответственности. Как установил "Новый Регион", та же Лариса С. по-прежнему возглавляет отдел ПДО "Второго свердловского авиаотряда". Мы попытались ее расспросить о подделке приборов, однако говорить с нами она наотрез отказалась.
Не вполне ясные трудности, которыми сопровождалось следствие (то ли недостаток квалификации, то ли рвения) привели к тому, что расследование не закончилось ничем. В общей сложности по факту падения "уктусского" Ми-8 было возбуждено два уголовных дела. Одно - кировским следственным отделом Екатеринбурга - по ст. 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями). Второе дело возбудили полицейские из линейного отдела "Кольцово" по ст. 159 УК РФ (Мошенничество)". Самое первое уголовное дело - по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ (производство работ, не отвечающих требованиям безопасности) (возбуждено в январе 2012 года), "дотянуть" не смогли. Даже, несмотря на наличие обширной доказательной базы, и признательных показаний.
Одна из немногих зацепок, которая позволит поставить точку в истории с фальшивыми приборами - это уголовное дело, возбужденное ЛОВД аэропорта "Кольцово" по ст. 159 УК РФ (Мошенничество)". Оно еще существует, хотя следствие по нему недавно приостановлено. Это уголовное дело было возбуждено 5 февраля 2013 года в отношении неустановленного лица по факту продажи ОАО "Второе Свердловское авиапредприятие" неаутентичных приборов "авиагоризонт" на сумму 550 тыс. 847, 46 рублей. По словам пресс-секретаря СУ УТ МВД России по УрФО Елены Епимаховой, в промежуток времени до 1 февраля 2010 года неустановленное лицо при неустановленных обстоятельствах с целью продажи ОАО "Второе САП" получило шесть неаутентичных авиагоризонтов - запрещенных к установке на воздушные суда.
Сделка осуществлялась между одной из фирм-прокладок П., позже выявленных сотрудниками УФСБ по Свердловской области. В данном случае это было ООО "Урал-Торгкомплект" - через него и были реализованы шесть АГБ-3К для "Уктуса". Но установить конкретных лиц - участников сделки - в транспортной полиции не смогли. "По данному договору при неустановленных обстоятельствах неустановленное лицо, введя в заблуждение работников ОАО "Второе свердловское авиапредприятие" об неуатентичности авиационных изделий, осуществило поставку двух авиагоризонтов АГБ-3К", - говорит Елена Епимахова. При этом за два АГБ-3К "Урал-Торгкомплект" получил от Второго САП 550 тыс. 847, 46 рублей.
Данное уголовное дело имеет номер 10172. Однако 5 мая 2013 года предварительное следствие по нему было приостановлено. Как утверждают в СУ УТ МВД России по УрФО, в связи с неустановленностью виновного лица - некого привлекать к ответственности.
Мы не можем делать выводов относительно качества проведенного следствия. Но факт остается фактом - полиция и транспортные следователи, несмотря на доказательства и признания уголовные дела не довели до конца, а виновники не наказаны. Это тем удивительней (но возможно тут и кроется ответ), что параллельно со свердловской ФСБ с "черным" рынком контрафактных авиаприборов пробовала разобраться Генпрокуратура. Но и у этого влиятельного ведомства не вышло побороть коррупционную гидру - судя по всему, "зеленый свет" нелегальной деятельности давали на самом верху.
В распоряжении "Нового Региона" имеется письмо начальника управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Евгении Глебовой к главе Росавиации Александру Нерадько. Послание датируется декабрем 2012 года - в нем сотрудница ГП РФ просит Нерадько объяснить: каким образом из авиационных правил (ФАП-132 2003 г. в редакции Минтранса РФ 2008 г., прим. А.Р.) с подачи Росавиации и Минтранса исчезли обязательные требования о сертификации авиаприборов. Больше всего Генпрокуратуру возмущало, что сделано это было в нарушение всех международных правил.
"Несмотря на несоблюдение авиационными властями РФ Международных стандартов ИКАО в данной части, Минтранс России не разделяет позицию о необходимости установления обязательной оценки аутентичности при осуществлении государственного контроля за летной годностью воздушных судов", - указывали в Генпрокуратуре. В итоге там пришли к выводу, что пробелы в авиационном законодательстве России - это следствие коррупционных связей должностных лиц Росавиации с центрами по сертификации авиаприборов. Это означает одно - пока Минтранс РФ и Росавиация не соизволят вернуть в правила положения Международных стандартов ИКАО относительно аутентичности приборов - полеты на российской авиатехнике будут представлять для экипажей и пассажиров дополнительный риск.
"Новый Регион" будет следить за развитием событий.
Справка "Нового Региона":
Авиагоризонт АГБ-3К обеспечивает пилота визуальной информацией о положении воздушного судна относительно плоскости истинного горизонта по крену в пределах углов ±360° и тангажу в пределах углов ±80°, а также выдает электрические сигналы, пропорциональные углам крена и тангажа, внешним потребителям.
Авиагоризонт АГБ-3К серия 3 применяется на вертолетах Ми-8 и Ми-10, на самолетах Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-76 и других летательных аппаратах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый регион». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
