АвиаПорт.Ru
20 февраля 2018, 16:13
ОДК-УМПО продолжает осваивать узлы ПД-14
За уфимским предприятием закреплено производство более 30% компонентов нового авиадвигателя
Базовый турбовентиляторный двигатель ПД-14, предназначенный для российского самолёта МС-21-300 (разработчик и производитель самолёта - корпорация "Иркут"), - первая полностью российская силовая установка для пассажирских самолётов, созданная за последние десятилетия. По техническим характеристикам ПД-14 не уступает зарубежным аналогам, которые сегодня находятся в эксплуатации, а по ряду параметров, в частности, по выбросам в атмосферу и шумам, превосходит их. Двигатель создаётся в широкой кооперации предприятий Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) с использованием новых технологий и материалов, в том числе композитных. Головной исполнитель по программе ПД-14 - ОДК, головной разработчик - АО "ОДК-Авиадвигатель", головной изготовитель - АО "ОДК-Пермские моторы" (оба предприятия входят в состав ОДК). Научно-технический задел, полученный при разработке ПД-14, планируется использовать при реализации проекта ПД-35.
Реализация проекта по созданию научно-технического задела и внедрению в производство передовых технологий для изготовления узлов и ДСЕ двигателя ПД-14 стартовала на уфимском предприятии в 2009 году. В проекте планируется задействовать более 3,5 тыс. кв. м имеющихся площадей. В общей сложности предполагается установка 137 единиц оборудования, в том числе 105 - с числовым программным управлением. Ожидается, что после выхода на полную проектную мощность в 2026 году ОДК-УМПО будет изготавливать 50 моторокомплектов в год. Объём инвестиций в проект - более 14 млрд рублей.
По кооперации за ОДК-УМПО закреплено изготовление более 30% деталей и сборочных единиц двигателя. В частности, в зону ответственности уфимского предприятия входит изготовление полых титановых рабочих лопаток вентилятора, ротора компрессора высокого давления, разделительного корпуса, отливок для корпуса приводных агрегатов, центрального привода и валопровода, а также разработка конструкторской документации и изготовление модуля турбины низкого давления с задней опорой.
В пресс-службе ОДК-УМПО напомнили, что первая деталь - лопатка вентилятора - была освоена за три года (в период с 2009 по 2011 годы). Для освоения и отработки технологии изготовления полых рабочих лопаток вентилятора на предприятии был разработан план технического перевооружения, приобретено необходимое оборудование и организованы производственные спецучастки по принципу замкнутой технологической цепочки - от получения заготовок до выпуска готовой лопатки.
С момента начала производства ещё одного компонента ПД-14 - ротора компрессора высокого давления (КВД) - предприятие освоило несколько его модификаций. "С учётом назначения узла и жёстких требований к нему, конструкция самого ротора КВД и его составных частей подвергалась неоднократным изменениям, - отметил управляющий директор ОДК-УМПО Евгений Семивеличенко в беседе с "АвиаПортом". - Благодаря тесной совместной работе специалистов конструкторского бюро "ОДК-Авиадвигатель" и производственно-технических подразделений ОДК-УМПО на сегодняшний день узел соответствует требуемым параметрам, мы имеем максимально приближенную к окончательному облику конструкцию узла".
Также в ОДК-УМПО поделились, что для освоения полного цикла производства разделительного корпуса ПД-14 в настоящий момент оснащается оборудованием новый, уже действующий центр технологической компетенции алюминиевого и титанового литья (ЦТК АТ).
Ещё одна зона ответственности ОДК-УМПО в проекте создания двигателя ПД-14 - изготовление алюминиевых и титановых отливок для предприятий-кооперантов ("НПЦ газотурбостроения "Салют", ВАСО, "ОДК-Пермские моторы", "Машиностроитель" и "ОДК-Авиадвигатель"). По словам представителя ОДК-УМПО, сейчас наблюдается рост объёма производства отливок и увеличение количества заказов.
Что касается модуля турбины низкого давления (ТНД) с задней опорой, разработка конструктивного облика, сборка и конструкторское сопровождение поручено ОКБ "Мотор" (входит в структуру УМПО), уточнили в пресс-службе предприятия.
С точки зрения Е. Семивеличенко, следующей задачей для коллектива предприятия станет выход на серийное изготовление ДСЕ ПД-14. "Уверен, что приобретённый в нашем объединении опыт изготовления деталей и узлов двигателя для ПД-14 имеет важнейшее значение и перспективы для участия в проекте ПД-35", - прокомментировал он.
В настоящий момент в ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский) проходит третий этап лётных испытаний ПД-14 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Испытания проводятся при участии представителей сертифицирующих органов и должны официально подтвердить итоги первых двух этапов. Параллельно продолжаются различные специальные наземные испытания ПД-14.
Отметим, что в конце января "ОДК-Пермские моторы" и "Иркут" заключили договор на поставку ПД-14 для лётных испытаний МС-21. Согласно документу, поставки начнутся в конце текущего года. К этому времени двигатель ПД-14 должен получить сертификат типа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). Начало лётных испытаний лайнера с двигательными установками ПД-14 запланировано на 2019 год. Их завершение и получение сертификата типа воздушного судна МС-21 с двигателями ПД-14 планируется в 2021 году.
Как уже писал "АвиаПорт", ОДК планирует выпускать до 50 авиадвигателей ПД-14 в год. "Производственные и инвестиционные программы предполагают выход на проектную мощность до 50 изделий в год и последующее наращивание производственных мощностей в зависимости от потребности рынка", - сообщал представитель пресс-службы корпорации в июне текущего года в ходе авиасалона в Ле Бурже.
Справка
АО "Объединённая двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию "Ростех") - интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.
ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение" осуществляет разработку, производство и послепродажное обслуживание газотурбинных двигателей для самолётов семейства Су-35С (АЛ-41Ф-1С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), выпускает отдельные узлы для двигателей вертолётов "Ка" и "Ми". Головной производитель перспективного двигателя для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). Также УМПО участвует в кооперации с другими предприятиями ОДК в проекте создания двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21 и в работе по выпуску компонентов вертолётных двигателей типа ВК-2500....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Октябрь 27, 2025
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAA, прогноз стабильный
Октябрь 30, 2025
"Ростех": бизнес-форум России и Венесуэлы расширит сотрудничество двух стран
Октябрь 30, 2025
Оборудование Ростеха повысит безопасность посадки самолетов в Красноярском крае