Известия
29 июня 2018, 09:00
Ядерный "Тайфун"
Перед Германией стоит серьезная дилемма. Срок службы тактических бомбардировщиков Панавиа "Торнадо" подходит к концу. Выпущенные в 1980-х годах и активно летавшие самолеты находятся на грани исчерпания ресурса
Бомбы преткновения
Откуда ядерное оружие в Германии, не относящейся к пяти законным ядерным державам и, само собой, чтящей, в отличие от "стран-изгоев", режим нераспространения? И с какой стати люфтваффе беспокоит возможность его применения?
С первым вопросом все довольно очевидно - это часть могучего арсенала (на пике около 7300 зарядов!) тактического ядерного оружия США, развернутого в Европе. Ныне от него остались только авиабомбы семейства B61. Хотя точные цифры не объявляются официально, считается, что речь идет о 150-180 бомбах, развернутых на шести авиабазах в пяти странах. В том числе и в Германии - на авиабазе Бюхель развернуто порядка 20 бомб.
Со вторым куда интереснее. Дело в том, что США после краткого послевоенного периода ревностного оберегания ядерных секретов от союзников перешли к прямо противоположной "щедрости". В ядерном оружии виделся инструмент сплочения молодого Североатлантического альянса. Большинство проектов той поры либо остались на бумаге, как, например, развертывание в Европе большого количества железнодорожных ракетных комплексов, либо зачахли в зародыше, как планы оснащения крейсеров европейских союзников ракетами "Полярис" - ограничилось доработкой одного итальянского корабля.
Однако кое-что было реализовано и дожило до наших дней в виде программы NATO Nuclear sharing или, согласно официальному переводу МИДа России, "совместные ядерные миссии НАТО". Суть этой программы заключается в складировании в Европе американских авиационных ядерных бомб и подготовке местного наземного персонала и летчиков к их применению. Есть даже регулярные "ядерные" авиационные учения альянса под кодовым именем Steadfast Noon, и надо отметить, что в отличие от широко освещаемых других учений НАТО они крайне не публичны.
На обвинения в нарушении таким образом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) Соединенные Штаты отвечают давно заготовленным набором отговорок: миссии начались еще до заключения ДНЯО (например, в Бюхель первые бомбы привезли в 1962 году), в мирное время бомбы находятся под полным контролем американских специалистов, переданы будут только в случае начала крупной войны на Европейском континенте, когда любые договоры устареют и т. д.
Разумеется, с российской стороны практика "совместных миссий" подвергается критике столь регулярной, сколь и вялой, так как всем понятно, что после сокращения ядерного арсенала в Европе до минимума полностью от него США могут отказаться только в обмен на серьезные уступки от России.
Возможно, остатки ядерных бомб придерживались для переговоров по вопросу взаимного сокращения тактического ядерного оружия, которые уже невыгодны Москве - российский тактический ядерный арсенал значительно превосходит американский качественно и количественно. Кроме козыря в потенциальных переговорах, "общие" ядерные бомбы традиционно рассматривались как важный элемент единства НАТО и физическое воплощение американского "ядерного зонтика" над Европой.
Естественно, после обострения отношений России и Запада тема ядерного оружия альянса стала более актуальной, а вышедший в этом году американский "Обзор ядерной политики" и вовсе построен вокруг необходимости иметь больше средств для противодействия потенциальному применению Россией ТЯО.
Один истребитель, одна бомба, один альянс
Разработка средств, относительно подходящих под это определение, началась уже давно. В первую очередь речь о новой модификации в семействе бомб B61 - B61-12, создание которой идет с 2008 года. Из старой B61 планируется сделать корректируемую бомбу (КАБ) по опыту переделки обычных "чугунок" в КАБ семейства JDAM. B61-12 будет оснащаться боевой частью с выбором мощности от 0,3 до 50 килотонн, планируется добиться КВО (круговое вероятное отклонение - радиус, в который укладывается половина попаданий) менее 30 метров. Для сравнения: КВО современных американских баллистических ракет шахтного и подводного базирования - порядка 90-120 метров, а основной "калибр" - 100 килотонн.
Зачем высокая точность ядерной бомбе, которая, как гласит армейский фольклор, и так всегда "попадает точно в эпицентр взрыва"?
Судя по всему, мотивацией было обеспечение надежного поражения подземных особо защищенных объектов зарядом относительно малой мощности. Для США это особенно актуально ввиду снятия с вооружения старых монструозных "разрушителей бункеров" B53 и того, что неуправляемую "бункеробойку" из B61 создать не получилось (сделанная в небольшом количестве B61-11 не показала убедительных проникающих возможностей). Кроме того, именно перед США в первую очередь может встать задача надежного поражения особо важного подземного объекта при желательности минимизировать сопутствующий ущерб - именно такая задача может появиться в гипотетическом локальном конфликте с ядерной или "почти ядерной" страной третьего мира.
Конечно, если проецировать это на Россию, то новая "бункеробойка" полезна, но истребитель как средство доставки тут неудобен (ограниченная дальность, уязвимость) да и "сопутствующий ущерб" и экология в случае ядерного конфликта России и США явно уйдут на второй план. Однако сейчас модернизация ядерного арсенала НАТО, конечно, будет подаваться вне зависимости от изначальных мотивов как меры по "сдерживанию России". Производство бомб планируется начать в 2019 году и модернизировать весь арсенал в первой половине 2020-х годов.
Главный носитель для бомбы более-менее готов - F-35 "Лайтнинг 2". Сухопутная модификация F-35A должна стать в будущем основным носителем для B61-12. Морские F-35B и F-35C оснащать ядерным оружием, по крайней мере пока, не планируется - ВМС США свои ядерные бомбы списали в середине 90-х, и если и думают о новом ТЯО, то в виде крылатых ракет. Способность F-35A нести B61-12 планируется обеспечить в ближайшем будущем, на этапе развития Block 4 в начале 2020-х годов. На модернизацию планируется затратить около $350 млн.
С переходом на новый носитель ядерных бомб почти у всех участников "совместных миссий НАТО" не должно возникнуть проблем - Италия, Нидерланды и Турция закупают F-35A, Бельгия, вероятно, тоже выберет его рано или поздно в качестве замены своих F-16. Таким образом, из пяти стран вопрос решен или почти решен с четырьмя, остается одна. Германия.
Европейская альтернатива?
А Германия F-35 не закупает. Разумеется, его продвигали на немецкий рынок, в том числе с упором на то, что без него не получится продолжить участие в "совместных ядерных миссиях", но в случае с люфтваффе это затруднено целым рядом факторов. Не срабатывает довод "если у вас был F-16 - покупайте F-35" - прошлый "общесоюзный" истребитель Германия не купила. В серии собственный многоцелевой Еврофайтер "Тайфун", который создавали с целью занять ниши как истребителя, так и ударной машины.
Конечно, F-35A имеет определенные преимущества перед "Тайфуном", в частности, европейская машина не обладает малозаметностью, но есть и недостатки, и самое главное - достоинств явно не хватает для обоснования "лишних" трат. А они будут велики - тут главное даже не вопрос закупки самих самолетов, а потребность закупать американское вооружение, запчасти, специально обучать персонал.
Таким образом, люфтваффе после списания "Торнадо" применять "свои" ядерные бомбы становится не с чего. В более спокойное время Германия, вероятно, предпочла бы вывод американских бомб (как в прошлые десятилетия это сделали Великобритания и Греция), но сейчас по понятным причинам подобное "дезертирство" неудобно. Очевидным вариантом становится закупка небольшого количества F-35A, и у этой идеи есть влиятельные сторонники. Так, командующий люфтваффе Карл Мюльнер сделал в прошлом году несколько недвусмысленных заявлений, сводящихся к тому, что американская машина в качестве замены "Торнадо" - это то, что нужно.
Однако, похоже, он перестарался или "линия партии" изменилась. В марте стало известно, что его отправляют в отставку, и именно за лоббирование F-35. Вслед за этим было объявлено, что на самом деле "то, что нужно" - это закупить в качестве замены "Торнадо" дополнительную партию "Тайфунов". Вообще с закупками "Тайфунов" у Германии складывалось сложно, так что правильнее сказать "все-таки купить самолеты, которые мы ранее решили не закупать".
Идет борьба и по ключевому вопросу - немецкое министерство обороны уже прибегает к прямым "вбросам" в прессу. Суть немецких претензий в том, что письмо с вопросом "как много времени займет интеграция B61-12 на "Тайфун" и сколько это будет стоить" было отправлено в Пентагон еще в апреле, а ответа все нет. "Эрбас" заявляет, что сертификацию "Тайфуна" можно провести до 2025 года, то есть до срока списания "Торнадо". С другой стороны океана пока ответы в форме таких же вбросов в прессу и не столь радужны - учитывая, что в первую очередь заниматься будут F-35, работы с "Тайфуном" будут закончены в конце 2020-х.
Похоже, в прошлом году действительно основным был план закупки F-35 - не обрывали же командующего люфтваффе ранее. Однако политика Дональда Трампа вполне могла охладить желание "покупать американское". США оказываются в щекотливой ситуации: с одной стороны, доработать "Тайфуны" - значит поставить под удар экспорт F-35 (задуматься о выборе перспективного самолета могут те же бельгийцы), а с другой - отказать союзнику в благородном порыве вложиться в общее дело обороны на фоне постоянных заявлений, что Европа должна вкладываться больше, было бы непоследовательно.
Кроме того, если переборщить с давлением, немцы всегда могут отказаться от участия в "совместных миссиях" и активнее продвигать в пику им идею общих ядерных сил ЕС на основе французского арсенала. Нет нужды пояснять, что такая "самодеятельность" для США нежелательна.
Таким образом, наиболее вероятным исходом противостояния станет доработка "Тайфунов" в компромиссные сроки и за максимум немецких денег, который смогут выторговать авиапроизводители. Так неядерная Германия вполне сможет гордиться обладанием собственным ядерным бомбардировщиком для не своих бомб....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Октябрь 31, 2024
Премию "Авиастроитель года - 2024" получили три предприятия КРЭТ
Октябрь 31, 2024
Эксперты "ЦТИИ Нейролаб" провели стратегическую сессию по развитию аэропорта Нижневартовска
Октябрь 31, 2024
Росавиация сообщила о введении ограничений на полеты в аэропорту Самары