Коммерсантъ
29 ноября 2018, 07:56
МС-21 увяз в узлах
Как выяснил "Ъ", среднемагистральные российские самолеты МС-21 из-за неготовности отдельных узлов поступят на российский рынок не в 2019 году, а во второй половине 2020 года
Сертификация самолета МС-21 Росавиацией перенесена с мая 2019 года на июль 2020 года, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией, и подтвердили в агентстве. Сертификация самолета в EASA сдвинута на декабрь 2021 года. По данным "Ъ", инициаторами переноса стал разработчик МС-21 - АО "Корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК), - объявивший об этом представителям Росавиации и EASA на встрече менеджеров проекта.
"Росавиация проинформирована о сдвиге письмом корпорации "Иркут",- сказали в ведомстве.- Сроки получения сертификата определяет заявитель, задача сертифицирующего органа - дать оценку соответствия нормам типовой конструкции воздушного судна". Два топ-менеджера авиапрома уточнили, что причина опоздания "в чисто производственной плоскости". "Нужно чуть больше времени на комплексные испытания отдельных узлов и агрегатов машины", - добавил один из них.
Речь идет о выдаче сертификата типа - базового документа, подтверждающего соответствие воздушного судна нормам летной годности. Без сертификата корпорация "Иркут" не может выпустить МС-21 на рынок.
Согласно ноябрьскому отчету Счетной палаты, на создание МС-21 потрачено 158 млрд руб. Общая стоимость проекта до 2025 года оценивается в 437,4 млрд руб. и может дополнительно вырасти ("Ъ" писал об этом 5 октября).
Источник в Росавиации подчеркнул, что "Иркут" не выдерживает сроки, исходно зафиксированные в графике. Другой источник "Ъ", знакомый с ходом сертификации, рассказал, что 20 ноября в Минпромторге прошло совещание по новым срокам испытаний и работ (там не ответили "Ъ").
В самом "Иркуте" говорят, что сейчас два МС-21 проходят летные сертификационные испытания, сборка и монтаж систем третьего самолета завершены. В ОАК уточняют, что поставка первых МС-21 будет произведена в 2020 году (раньше речь шла о 2019 годе). "Испытания скомплексированы так, чтобы обеспечить необходимый темп, в плановые сроки получить сертификат типа и начать поставки, как предусматривает контракт со стартовым заказчиком", - сообщили там. Якорный заказчик - "Аэрофлот", который должен получить 50 МС-21 за $5 млрд через лизинговую компанию "Авиакапитал-Сервис" (входит в "Ростех"). В "Аэрофлоте" не ответили на вопросы "Ъ".
Возможны и другие задержки: источник "Ъ" в отрасли утверждает, что на сентябрьской встрече EASA заявило об отказе признавать результаты сертификации Росавиации. Если EASA не изменит решение, "Иркуту" придется оплачивать цикл испытаний (несколько сотен вылетов) в Европе, поясняет он. Но в Росавиации говорят, что "оснований для таких заявлений нет". "Российская сторона продолжает работать по правилам, хорошо известным EASA, - отметили в агентстве. - 14 ноября в Тулузе на встрече руководства Росавиации и EASA были заявлены принципы сотрудничества - применение симметричного подхода при сертификации (валидации) российских воздушных судов в EASA и европейских воздушных судов в РФ с максимальным признанием результатов работ по первоначальной сертификации". По мнению Росавиации, перепроверки и дополнительные испытания должны касаться только "дельты" - различий российских и европейских требований. Источник "Ъ" в ведомстве утверждает, что в случае отказа EASA учитывать результаты работ Росавиация применит зеркальный подход при валидации в РФ европейской авиатехники.
В EASA и Межгосударственном авиационном комитете, до 2016 года занимавшемся сертификацией авиатехники, не ответили "Ъ". Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что сдвиг сроков ввода в эксплуатацию - нормальное явление при создании новых воздушных судов. Он согласен, что отсутствие признания EASA сертификационных правил Росавиации приведет к необходимости проводить сертификацию МС-21 в Европе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
