РТ на русском
11 апреля 2019, 08:58
Истребление "летающих крепостей": как советские летчики устроили "черный четверг" для ВВС США
12 апреля 1951 года советские летчики, принимавшие участие в Корейской войне, на самолетах МиГ-15 уничтожили по меньшей мере 12 стратегических бомбардировщиков Boeing B-29А Superfortress и пять истребителей ВВС США
- Сергей Макарович, RT поздравляет вас с днем рождения! Вы прошли Великую Отечественную войну и воевали в Корее. Кто был более серьезным соперником в воздушных боях - немцы или американцы?
- Конечно, немцы. Это был реальный, умелый враг. Среди американцев и летчиков других стран коалиции, воевавшей на Корейском полуострове, мастеров воздушного боя было мало. А у нас каждый из пилотов хорошо повоевал в Великой Отечественной. Поэтому мы противника в Корее били. Немцев я на войне ненавидел: они много горя принесли нашему народу. Когда мы гнали их к Берлину, то своими глазами видели страшные следы разрушений на нашей земле. А к американцам у меня лично злобы, ненависти не было никакой. Их послали воевать - и нас послали воевать. Каждый выполнял свой долг солдата.
В бой шли добровольцы
- В Великой Отечественной войне вы были ведомым у трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Это он вас позвал в Корею, в свою 324-ю истребительную авиадивизию?
- Нет, все было по-другому. Летчиков нашего 176-го Гвардейского истребительного авиаполка в октябре 1950 года собрали в клубе части. На трибуну вышел заместитель командующего ВВС Московского военного округа Василия Сталина генерал Михаил Редькин. Сказал, что американцы в Корее хозяйничают в воздухе, безнаказанно бомбят, убивают десятки тысяч мирных людей. Наша родина не может вступить в войну в Корее, потому что американцы продавили в Совете Безопасности ООН решение на вступление в войну коалиции под эгидой Организации Объединенных Наций. Советский Союз не может воевать против ООН, но корейскому народу способны помочь советские добровольцы. Редькин спросил, кто готов поехать в Корею. Встал весь полк. В итоге отобрали 32 летчика, все они прошли войну с немцами.
Такие собрания, знаю, прошли и в других авиачастях. Из добровольцев был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус. В нем было две дивизии, 324-й истребительной авиадивизией командовал полковник Иван Кожедуб, мой бывший ведущий в Великой Отечественной войне.
Superfortress наши летчики прозвали "летающими сараями"
- Если СССР официально не вступил в войну, то как скрывалось участие наших летчиков в боях в Корее?
- На наши МиГ-15 были нанесены опознавательные знаки армий Китая и Северной Кореи. Каждому летчику приказали вести радиосвязь по-корейски. Для этого нам раздали бумажки, на которых были записаны команды на корейском языке русскими буквами. Мы пытались их заучить наизусть, но уже в первых боях, в горячке воздушных схваток вся эта конспирация закончилась. Не до того было, чтобы вспоминать чужую речь. Да и разведка США знала, кто летает в корейском небе.
- Какие задачи были поставлены советским добровольцам?
- Нам приказали не пускать самолеты коалиции южнее берега реки Ялуцзян. Скоро американцы назвали эту линию аллеей МиГов: мы их встречали у речки и не позволяли лететь дальше.
- У наших летчиков был боевой опыт, а как показала себя боевая техника?
- Уже первые бои показали, что реактивные самолеты США F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet значительно уступают советским МиГ-15. Это касалось и скорости, и вооружения. Значительно лучше были новые на тот момент истребители F-86 Sabre. Но и им наши самолеты ничем не уступали. У моего МиГ-15 было три пушки: две калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров. На вооружении у F-86 стояло шесть пулеметов калибра 12,7 мм, дальность стрельбы у них была вдвое ниже нашего оружия - 400 метров. А бомбардировщики В-29А (Superfortress) мы в обиходе прозвали "летающими сараями". Нескоростной самолет, длина которого составляла 50 метров, был очень легкой мишенью для советских летчиков на МиГ-15. Главное было разогнать истребители прикрытия.
Первый урок не усвоили
- 12 апреля 1951 года вы принимали участие в воздушном бою, который американские историки позже назвали "черным четвергом" авиации США. Помните подробности того дня?
- Конечно. Тогда на свой боевой счет я записал первого сбитого американца. 12 апреля 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А Superfortress попытались нанести массированный удар по корейскому городу Сингисю (сегодня он называется Синыйчжу. - RT). Их охраняли 18 истребителей F-86 Sabre, 34 F-84 Thunderjet и 24 F-80C Shooting Star. На перехват этих 124 самолетов вылетели 44 наших МиГ-15.
Бомбардировщики шли тремя группами, по 16 в каждой. Задачей моего звена было атаковать истребители США и увести их от В-29А. Мы с ходу пошли в атаку. Я определил командирский самолет в эскадрилье Thunderjet и открыл огонь. Одна очередь прошла позади хвоста американского самолета, вторая попала точно в цель. F-84 задымил и стал уходить, потом свалился в штопор. Затем мы стали гоняться за пытающимися выйти из схватки истребителями США, о защите своих "летающих крепостей" американские пилоты уже не думали.
Потом я заметил В-29А, летящие одиночно или малыми группами в сторону моря. Я и мои летчики открыли по ним огонь. После каждого попадания в борт Superfortress из пробоин шел белый дым. Потом внизу мы увидели боевые корабли США. Чтобы не попасть под огонь их зениток, пришлось отвернуть в сторону берега.
Потом подсчитали, что воздушный бой у берегов реки Ялуцзян шел всего девять минут. За это время наши летчики, по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей США. А нам тогда, в апреле 1951-го, сообщили, что на аэродромы взлета вернулись только 23 из 48 В-29А, остальные были подбиты и упали в море. В любом случае, таких массовых потерь техники и пилотов у них еще не было. Они надолго прекратили посылать на бомбардировки большие группы самолетов. Вылетали поодиночке, в основном по ночам.
- Но, как известно, после "черного четверга" ВВС США получили еще и "черный вторник". Вы участвовали в том бою?
- Нет, тогда отличились коллеги - летчики 303-й дивизии нашего 64-го авиакорпуса. 30 октября 1951 года на территорию Северной Кореи пытались прорваться 21 Superfortress и почти 200 прикрывающих их истребителей разных типов. Наши летчики урок повторили: сбили 12 В-29 и четыре F-84.
А я в тот день сошелся в воздушной дуэли с самолетами Thunderjet. Один из них повредил, но он смог улететь на бреющем в сторону моря. Через много лет в США рассекретили часть архивов. Стало известно, что подбитый мной истребитель упал в воду, катапультировавшийся летчик остался жив.
Звание Героя Советского Союза я получил за 13 засчитанных самолетов противника. Но по моим подсчетам, всего в Корейской войне я сбил 21 истребитель противника. Часть самолетов упали в Желтое море, в акваторию которого залетать нам запрещалось, чтобы не быть сбитыми и не попасть в плен к американским морякам. Всего наши летчики уничтожили в ходе Корейской войны около 1300 самолетов авиации противостоящей нам коалиции во главе с США....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114