АвиаПорт.Ru
27 октября 2020, 07:36
УЗГА на Гидроавиасалоне 2020 представил проекты самолётов для МВЛ
Генеральный директор УЗГА В. Бадеха представил на прошедшей в Геленджике конференции "Гидроавиасалон 2020" проекты самолётов для использования на местных воздушных линиях
Продуктовая линейка Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) к середине десятилетия должна включать три самолёта для использования на местных воздушных линиях (МВЛ). Самым крупным из них станет 44-местный турбовинтовой региональный самолёт (ТВРС), создаваемый с использованием задела по чешскому L-610. На втором месте располагается уже освоенный в производстве L-410 на 19 мест. От своего чешского прототипа "русифицированная" версия отличается применением ряда комплектующих и систем отечественной разработки и производства. Наконец, лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 "Байкал" - полностью оригинальная разработка. Создаваемая на замену Ан-2 машина в базовом варианте будет рассчитана на перевозку девяти пассажиров, однако салон будет предусматривать установку до 14 кресел, либо доставку полезной нагрузки массой до двух тонн.
Учитывая тематическую направленность мероприятия, акцент в презентации был сделан на использовании "Байкала" в разных природно-климатических условиях, в том числе в труднодоступных районах. Базовый вариант самолёта предполагает наличие традиционного колёсного шасси, причём допускается и установка пневматиков большого размера, открывающих возможность эксплуатации самолёта с площадок с низкой плотностью грунта. Возможно и применение комбинированного колёсно-лыжного шасси. А после разработки амфибийного шасси откроется возможность полётов и с воды, и с ВПП. Учитывая, что действующие в России сертификационные требования не допускают перевозку на одномоторной технике более чем девяти пассажиров, даже с тяжёлым амфибийным шасси машина сможет сохранять большую дальность полёта при 100% занятости кресел. А сравнивая отечественную разработку с весьма популярным во всём мире самолётом Cessna 208, В. Бадеха отметил превосходство ЛМС в части соотношения полезной нагрузки и дальности (максимальная дальность - до 3 тыс. км в варианте с колёсным шасси против 2 тыс. км у конкурента, 2 тонны полезной нагрузки против 1,4 тонны у Cessna).
Помимо высоких лётно-технических характеристик, разработчик рассчитывает обеспечить привлекательные показатели по стоимости покупки и дальнейшей эксплуатации самолёта. "При разработке самолёта важно ориентироваться на стоимость самолёта, стоимость лётного часа. Мы считаем это залогом успеха как на внутреннем, так и на международном рынке, - подчеркнул В. Бадеха. - Сегодня мы идём примерно на 30% ниже ближайших конкурентов по стоимости самолёта. По стоимости лётного часа - порядка на 40-45% ниже". Как ожидается, сертификация самолёта завершится в 2022 году, а начиная с 2023 года возможны его поставки заказчикам.
Новинка, по мнению руководителя УЗГА, имеет большой рыночный потенциал. ЛМС до 2030 года может быть растиражирован в количестве до 330 самолётов во всех модификациях, из них 230 - для внутреннего рынка и до 100 - на экспорт. Востребованными должны оказаться и амфибийные версии, ожидается поставка десятков поплавковых машин для внутреннего и не менее ста - для внешнего рынков.
Касательно L-410, самолёт уже хорошо известен на мировом рынке, имеет большой послужной список он и в России. С начала 1970-х годов выпущено 1380 самолётов разных модификаций, значительная часть этого парка предназначалась для СССР, а впоследствии - для России. После приобретения чешского предприятия российскими инвесторами был реализован проект локализации выпуска L-410UVP-E20 на мощностях УЗГА, где было собрано 40 машин. При этом есть планы наращивания темпов сборки - по оценке руководителя предприятия, нынешних 12 самолётов в год недостаточно для удовлетворения существующего спроса.
Сегодня выпускается русифицированная версия, в которой импортозамещён ряд систем. Одним из самых важных обновлений стало применение отечественного бортового радиоэлектронного оборудования, разработанного КРЭТ. Среди уникальных функций - посадка по приборам на площадки, не оборудованные системами посадки. "Пилот может выбрать площадку, на которой принимает решение выполнить посадку, отмечает её точкой. Дальше на эту точку заходит уже по приборам - скорость, курс, высота", - уточнил В. Бадеха. Также преимущества для эксплуатанта даёт и локализация технического обслуживания в России. До локализации стоимость лётного часа составляла 120 тыс. рублей, что было сопоставимо со стоимостью эксплуатации вертолёта Ми-8Т, отметил он.
Как и в случае с ЛМС, специалисты провели оценку рынка для L-410. Согласно данным УЗГА, на внешний рынок в ближайшие 10 лет может быть поставлено 200 воздушных судов, в том числе до 70 - на поплавках. Потенциал российского рынка - до 120 бортов, в том числе до 30 - на поплавках. Среди конкурирующих продуктов В. Бадеха выделил Twin Otter, который при сопоставимой вместимости и массе коммерческой нагрузки обладает меньшей дальностью полёта и меньшей крейсерской скоростью. С учётом этих обстоятельств экспортные перспективы L-410 внушают руководству УЗГА оптимизм. Гендиректор завода отметил, что к продукту проявляется "достаточно высокий, стабильный интерес". "В будущем году мы планируем перейти от подписанных меморандумов к их реализации", - дополнил он.
Среди тем, затронутых на конференции, особняком стоял вопрос развития международного сотрудничества. Как ожидается, среди ключевых партнёров в реализации "самолётных" программ УЗГА будет Казахстан. "Казахстан для нас является первым и главным партнёром в реализации данного проекта", - подчеркнул В. Бадеха, дополнив, что именно в этой стране предполагается начать опытную эксплуатацию "Байкала". Кроме того, обсуждается возможность привлечения местных предприятий в качестве поставщиков по проекту создания самолёта. "Казахстан, как один из ключевых внешних потребителей самолёта, должен рассматриваться и как центр кастомизации, и как центр ремонта", - дополнил он.
Оптимизм руководства УЗГА в отношении международного сотрудничества разделил и министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Он перечислил несколько проектов, которые могут быть реализованы как в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), так и за его пределами. "Мы сейчас с Казахстаном говорим о кастомизации L-410 в кооперации с УЗГА. Казахстан эксплуатировал [самолёты типа L-410 - "АвиаПорт"] ещё во времена Советского Союза, и сегодня закупает новые L-410, которые локализованы на УЗГА. И также планируется их кастомизация", - заявил Д. Мантуров. Касательно ТВРС он дополнил, что построение кооперации рассматривается не только с Казахстаном, но и с Узбекистаном. "Мы возвращаемся сейчас в Узбекистан с темой промкооперации в области авиационной промышленности. Завод [Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова - "АвиаПорт"] сохранился. Мы сейчас проводим глубочайшую инвентаризацию сохранившихся компетенций, производственных мощностей, потенциала в конструкторском направлении, - рассказал министр. - Возможно, L-610 может быть связующей темой для трёхсторонней кооперации". Наконец, оптимистичных оценок удостоился и ЛМС. "Я считаю, что этот продукт имеет перспективу не только на нашем рынке или рынке Казахстана, или вообще в периметре ЕАЭС. У него очень хорошие шансы на экспорт в третьи страны", - подчеркнул Д. Мантуров....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114