Известия
1 февраля 2021, 08:46
Продай оружие: каковы перспективы российской продукции на рынке Индии
3 февраля после годичного перерыва, вызванного пандемией коронавируса, приступает к работе первая выставочная площадка военной техники. В авиационным салоне Aero India 2021 в Бангалоре принимают участие 600 специалистов из 14 стран
Непростой заказчик
Индия остается одним из старейших и самых надежных партнеров нашей оборонной промышленности. В постсоветский период эта страна делила с Китаем первое и второе места среди импортеров российских вооружений, а в 2007 году опередила КНР и вышла на первое место как по стоимости заключенных новых контрактов, так и по объему поставленных вооружений. Причем эта позиция, согласно открытым данным, остается неизменной все последующие годы.
О прочности связей дают представление отдельные цифры, которые назывались в связи с военно-техническим сотрудничеством России и Индии. Так, в 2013 году стоимость нашего оружейного экспорта в эту страну составила $4,78 млрд, или почти 30% от всех российских поставок. Спустя год эти показатели составили соответственно $4,7 млрд и 28% от объема отечественного оружейного экспорта. В 2019 году портфель заказов с Индией вырос до $14 млрд, или почти 30% (средний показатель российского оружейного портфеля заказов в последние годы составляет $45-50 млрд).
Индия показала себя, с одной стороны, как непростой заказчик, который часто выдвигает весьма высокие требования к закупаемой технике. С другой стороны, политический вес страны в мире позволяет ей проводить самостоятельную политику в области закупок вооружений - несмотря на давление США, которые все последние годы не оставляли попыток расширить свое присутствие на индийском рынке в значительной степени за счет России.
Эти особенности проявились, например, в заказе истребителя Су-30МКИ, который фактически пришлось разрабатывать специально для Нью-Дели. Проявлением второй тенденции стала эпическая сага с закупкой Индией российской ЗРС С-400, контракт на приобретение 10 дивизионов которой в итоге был заключен в 2018 году, несмотря на уже введенные американские санкции CAATSA. Показательно, что уже в 2021-м по этому контракту должны состояться первые поставки, судя по тому, что в начале года в Россию отправились первые индийские специалисты для освоения комплекса.
Прошлый год по понятным причинам не был богат на сообщения о новых заключенных контрактах или поставках. Но в связи с обострением индийско-пакистанских отношений, вылившихся в краткосрочные авиаудары, и индийско-китайских контактов (массовые драки военнослужащих с применением холодного оружия и камней) Индия резко активизировала свою контрактную политику. В частности, это выразилось в планах "ускоренной" закупки 21 истребителя МиГ-29 и 12 истребителей Су-30МКИ для восполнения потерь и поддержания числа боеготовых машин на требуемом уровне. Весь прошлый год периодически поступали сообщения на эту тему. В 2021-м этот сюжет в индийских СМИ продолжился, даже назывались сроки поставки - 2024-2025 годы. Этот срок косвенно говорит о том, что речь все же идет о машинах новой постройки, а не об истребителях исключительно из наличия ВКС России.
В свете наступающего салона Aero India 2021 и наблюдаемого оживления на мировом рынке вооружений представляется интересным вопрос о том, какие перспективы имеет российско-индийское ВТС и чего можно ожидать от него.
Не только самолеты
Говоря о контрактах, можно предположить, что крупнейшим потенциальным договором между двумя странами может стать закупка Индией 110 истребителей МиГ-35 нового производства в случае победы российского предложения на тендере ВВС Индии MMRCA-2. Определенные шансы сохраняются и в тендере индийского флота на закупку изначально 57, а затем 36 двухдвигательных палубных истребителей, в котором участвует российское предложение МиГ-29К/КУБ. Другим потенциально крупным контрактом на закупку боевых самолетов является программа глубокой модернизации парка индийских истребителей Су-30МКИ по варианту Super Sukhoi. По информации СМИ республики, будут модернизированы 222 машины из 272, а 50 истребителей первой партии останутся в первоначальном облике.
Определенные шансы имеются и в тендере ВВС Индии на закупку шести самолетов-заправщиков.
Российским предложением в нем выступает Ил-78М-90А. Нельзя исключать и лизинг этих самолетов из-за финансовых ограничений индийской стороны.
В области вертолетной техники самым большим успехом может стать финализация контракта на лицензионное производство 200 вертолетов Ка-226Т. Переговоры по нему идут несколько лет, российская сторона провела уже весьма большой объем работ по доработке вертолета под индийские требования и подготовке производства.
Наконец, в "портфеле" также имеется намерение Индии закупить 48 вертолетов Ми-17В-5, причем в 2019 году базовые условия контракта были даже согласованы.
Довольно крупные договоры могут быть заключены и финализированы в сегменте вооружений Сухопутных войск. Это, очевидно, контракт на лицензионное производство танков Т-90МС, хотя его перспективы пока неясны. Довольно высокие шансы имеет и легкий плавающий танк "Спрут-СДМ1". Потребность в нем оказалась весьма высокой после столкновений в горах с китайскими военными, на вооружении которых имеются легкие "горные" танки Тип 15. В свою очередь "Спрут-СДМ1" на данный момент является практически единственным предложением на мировом рынке в этом сегменте и может эффективно противостоять китайским легким танкам.
Определенные перспективы имеет и колесная самоходная артиллерийская установка 2С43 "Мальва". Опять-таки китайская армия имеет на вооружении значительное число колесных артиллерийских установок. В последние годы их активно закупает Пакистан. Так что интерес индийцев к приобретению этой системы абсолютно понятен.
Очевидно, что на индийском рынке будут востребованы и российские предложения в области бронированной колесной техники (бронемашины колесных формул 4х4, 6х6 и 8х8 "Тайфун-К" и "Бумеранг"), а также специальные бронированные автомобили (санитарные автомобили "Линза", самоходные ПТРК на шасси "Тигр-М" и "Тайфун-К").
Нельзя исключать и наличия заинтересованности индийской стороны в закупках шасси "Торнадо-К", БАЗ и УРАЛ для установки собственных специальных надстроек.
В области военно-морских вооружений в настоящее время активно реализуется контракт на строительство четырех фрегатов проекта 11356, кроме того, российские судостроители продвигают на индийский рынок тральщики проекта 12701 "Александрит-Э" и неатомные подводные лодки проекта 677Э "Лада".
Таким образом, даже беглый обзор перспективных направлений сотрудничества позволяет констатировать, что потенциал российско-индийского ВТС весьма обширен. Разнообразная номенклатура вооружений, предлагаемых индийским партнерам, и потребности республики в них позволяют рассчитывать на то, что передовые позиции Индии как ведущего импортера российских вооружений не будут поколеблены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции