РТ на русском
5 июля 2021, 08:51
От "Скаута" до "Надежды": насколько востребована модернизация легкого вертолета Ми-2
Частные российские компании испытывают большой интерес к вертолету "Скаут" - глубоко модернизированному варианту советской машины Ми-2
Начальник проектно-конструкторского отдела московского АО "Борисфен" Игорь Сунцов сообщил RT о большом интересе частных российских компаний к многоцелевому вертолету легкого класса "Скаут".
"Недавно мы продали вертолет одной из компаний на Дальнем Востоке. На ближайшие два года есть твердые контракты еще на несколько машин, ведутся переговоры и по новым поставкам. Могу сказать, что частные эксплуатанты с удовольствием берут "Скаут", - заявил Сунцов.
В перспективе "Борисфен" рассчитывает на продажи "Скаута" МЧС и ФБУ "Авиалесоохрана" - сейчас компания ведет переговоры с ведомствами. По словам Сунцова, машина востребована для эксплуатации прежде всего в сложных природно-климатических условиях Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера.
"Если брать западные аналоги, то стоимость "Скаута" в разы меньше. При этом потребитель получает безопасную, экономичную и неприхотливую в обслуживании машину, которая может нормально лететь в случае отказа одного из двигателей. Все эти факторы составляют наши основные конкурентные преимущества", - говорит Сунцов.
Ресурс прочности
"Скаут" представляет собой глубоко модернизированную версию советского вертолета Ми-2, который находится в эксплуатации с 1960-х годов. До 1992 года машина выпускалась в Польше и снискала большую популярность в разных странах мира. Сейчас ее различные модификации используются как в самой Польше, так и на пространстве СНГ.
Как пояснил Сунцов, компания "Борисфен" проводит капитальный ремонт находящихся на складах Ми-2 и устанавливает на вертолеты новое бортовое оборудование и силовые агрегаты, разработанные в Центре двигателестроения "Борисфена" в подмосковной Дубне.
"Мы не меняем трансмиссию, редукторную часть и лопасти винтов. Однако машина получает современную авионику и двигатели, которые изготавливаем мы сами. Именно в них заключена главная особенность "Скаута", - подчеркнул собеседник RT.
По желанию заказчика вертолет может оснащаться двухроторной силовой установкой АИ-450М или более мощным агрегатом АИ-450М-Б. По словам Сунцова, обновленные двигатели позволили значительно сократить расход топлива и увеличить дальность полета с дополнительными баками до 1000 км.
"Расход топлива на "Скауте" с АИ-450М-Б составляет 200 л/ч. Максимальная высота полета достигает 8000 м. Такие показатели на Ми-2 были недостижимы", - сказал специалист.
Максимальная взлетная масса "Скаута" составляет 4,1 т, ширина без лопастей - 3,25 м, длина корпуса - 11,94 м, высота без рулевого винта - 3,75 м, вместимость (в зависимости от компоновки салона) - до 7-8 человек, крейсерская скорость - 200 км/ч.
"Борисфен" предлагает заказчикам несколько модификаций "Скаута": транспортно-пассажирскую, поисково-спасательную, сельскохозяйственную, патрульную, учебно-тренировочную и спортивную.
Отвечая на вопрос о пределе модернизационного ресурса Ми-2, Сунцов заявил, что вертолет еще очень долго будет находиться в эксплуатации благодаря необычайно удачным конструктивным решениям коллектива под руководством Михаила Миля. Собеседник RT отметил, что эта советская машина заслужила массу комплиментов за надежность, сбалансированность и центровку.
"В советское время авиатехника проектировалась с прочностным ресурсом примерно в 90 лет. Кстати, на Западе техника в различных вариациях также эксплуатируется долгие десятилетия. Если вертолет конструктивно хорош, то сложно говорить, когда закончится его путь, особенно когда он имеет современную авионику и двигатели", - рассуждает Сунцов.
Помимо "Борисфена", модернизацией Ми-2 занимается "Роствертол" (Ростов-на-Дону) - одно из основных предприятий холдинга "Вертолеты России". После капитально-восстановительного ремонта на машины устанавливаются современные бортовые системы, двигатели, существенно улучшается уровень комфорта.
Собственный проект совершенствования Ми-2 в кооперации с другими предприятиями реализует и запорожский "Мотор Сич". Украинская модификация вертолета получила название МСБ-2 "Надежда". Первый полет машина совершила в апреле 2018 года.
На вертолете установлен силовой агрегат АИ-450М-П. Дальность полета "Надежды" составляет около 1000 км, грузоподъемность - более 1 т, пассажировместимость - до семи человек.
В конструкцию украинской машины широко интегрированы композиты, что, как утверждают разработчики, позволило уменьшить массу изделия на 400 кг. За счет экономии в весе увеличились грузоподъемность и дальность полета "Надежды".
Современные "одноклассники"
По словам исполнительного директора агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, ключевое преимущество семейства Ми-2 заключено в его относительно невысокой стоимости.
"Модифицированные машины обладают рядом улучшенных характеристик, и для них есть определенные сферы применения. Однако я бы не стал утверждать, что модернизированные Ми-2 значительно превзошли базовый советский вертолет", - заявил Пантелеев в беседе с RT.
По его мнению, в настоящее время весь функционал Ми-2 вполне может выполнять многоцелевой вертолет "Ансат".
История этой машины началась еще в 1990-е годы, но на рынок она вышла относительно недавно и в полностью обновленном виде. Некоторые технические решения, примененные в "Ансате", на тот момент не имели аналогов в российской гражданской авиации.
"Так, впервые в гражданской авиации России была разработана для вертолета цифровая электродистанционная комплексная система управления вместо стандартной механической СУ. Цифровые дисплеи на приборной панели "Ансата" отображают режимы силовой установки и систем вертолета, что облегчает работу летчика, улучшает его контроль за машиной", - говорится в материалах "Ростеха".
Современный пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет пилотировать его в автоматическом и ручном режимах в самых разных погодных условиях. "Ансат" имеет несколько модификаций, включая VIP-вариант, унифицированную, учебно-тренировочную, медицинскую, противопожарную и патрульную версии.
Крейсерская скорость "Ансата" составляет 220 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками - 505 км, практический потолок - 5500 м, предельная взлетная масса - 3600 кг, полезная нагрузка в транспортной кабине - до 1166 кг.
К преимуществам "Ансата" холдинг "Вертолеты России" относит многофункциональность, возможность осуществлять посадки на неподготовленные малоразмерные площадки, высокий статический потолок, неприхотливость в эксплуатации и обслуживании, высокую безопасность, возможность полета и посадки с одним двигателем.
Сейчас "Ансат" летает на североамериканском двухмоторном силовом агрегате PW207K. Однако в ближайшей перспективе планируется, что вертолет получит двигатель ВК-650В разработки петербургского АО "ОДК-Климов".
Также российской установкой будут оснащаться винтокрылые машины Ка-226Т и VRT500, которые относятся к легкому классу и, по мнению экспертов, частично могут заменить функционал Ми-2.
"У VRT500 масса достоинств по сравнению с "одноклассниками". Например, эта машина обладает улучшенной управляемостью, самой просторной кабиной в своем классе и очень хорошо подходит для эксплуатации в городской среде, где, как правило, встречаются компактные взлетно-посадочные площадки", - сказал Пантелеев.
Однако VRT500 менее габаритен в сравнении с Ми-2. По размерности к советскому вертолету ближе всего находится Ка-226Т, говорит эксперт. Эта машина отличается современным бортовым оборудованием, модульной архитектурой, а также удобством эксплуатации на малотоннажных судах, в городе и горной местности.
Точку зрения Пантелеева разделяет и авиационный инженер Вадим Михеев. В беседе с RT он назвал Ка-226Т и "Ансат" чрезвычайно удобными винтокрылыми транспортными средствами легкого класса.
"Ка-226Т и "Ансат" полностью соответствуют современным нормам летной годности. Они безопасны, надежны и способны выполнять весь спектр стоящих перед ними задач. В иностранных двигателях, которые на них установлены, я пока большой проблемы не вижу, но в любом случае у России будет свой качественный аналог (ВК-650В. - RT)", - подчеркнул Михеев.
Возвращаясь к теме актуальности модернизации Ми-2, эксперт согласился, что эти вертолеты еще не выработали свой ресурс до конца. Однако Михеев не считает нужным вкладывать значительные средства в проект совершенствования советской машины.
"Если всерьез заниматься модернизацией Ми-2 и делать ставку на массовые поставки этого вертолета, то без сертификации не обойтись. А она потребует проведения множества испытаний, немалых временных и денежных расходов. Ми-2 - очень достойная машина, но сейчас у нашей страны достаточно современных высокоэффективных вертолетов легкого класса", - подытожил Михеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА