О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушные рабочие войны

Сержант Николай Григорьевич Марков окончил Вторую Московскую военно-авиационную школу авиамехаников спецслужбы. За время своей службы он обслужил свыше 1500 безаварийных боевых вылетов, за что был награжден орденом Красной Звезды

Сержант Николай Григорьевич Марков окончил Вторую Московскую военно-авиационную школу авиамехаников спецслужбы. За время своей службы он обслужил свыше 1500 безаварийных боевых вылетов, за что был награжден орденом Красной Звезды и медалью "За боевые заслуги". После войны Николай Григорьевич трудился старшим инженером-технологом на оборонном предприятии в Ступино, был председателем Совета ветеранов 897-го истребительного полка, где служил во время войны, вел военно-патриотическую работу со ступинскими школьниками. Николай Григорьевич во время войны писал заметки о военном быте, о своих однополчанах, о поражениях и победах... Племянница ветерана, жительница Видного Ирина Васильевна Маскаева бережно сохранила эти записи. До сих пор они не опубликованы. "Столетие" представляет главы из этих интересных воспоминаний.

Донбасс

В феврале 1943 года наши войска освободили восточную часть Донбасса, в том числе и город Ворошиловград. Линия фронта установилась по реке Северный Донец. 897-й истребительный авиационный полк в составе 288-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии активно участвовал в окружении и разгроме немецко-фашистской группировки под Сталинградом и в освобождении Ворошиловграда.

Наш полк под Сталинградом понес значительные потери в материальной части и был переведен в Аткарск для ее восполнения. В Аткарске полк получил 32 самолета Як-1, летчики прошли переобучение. Полк пополнился новым составом и был направлен в действующую на аэродром Бутово в двух километрах от Старобельска. Здесь полк встретился с 3-й истребительной эскадрой "Удет", лучшей у немцев. У них была специальная группа асов, которые охотились за нашими истребителями, когда те возвращались с боевого задания на свой аэродром.

Наш полк прикрывал с воздуха железнодорожный узел и сам город Старобельск. Если днем немцы побаивались открыто нападать на наши тылы, то ночью летали вовсю. Обычно бомбардировщики противника взлетали со своих аэродромов за 20-30 минут до наступления темноты и следовали одиночными или небольшими группами на высоте 4-5 тысяч метров. Однажды они запустили несколько осветительных ракет и начали бомбардировку стоянок наших самолетов. После той атаки у нас были повреждены несколько самолетов, которые мы быстро восстановили, потерь в личном составе не было. Тогда немцы произвели массированный налет на наш аэродром днем.

Утром 10 июня 1943 года восемь самолетов "Юнкерс-87" под прикрытием восьми истребителей Ме-109 штурмовали летное поле и склады с запчастями, расположенные на южной стороне аэродрома.

Для отражения атаки взлетела шестерка Яков. Они еще не успели набрать высоту, когда их атаковали немецкие истребители. Завязался неравный бой. Для большинства наших летчиков он был вообще первый, боевого опыта не хватало. Они вели бой поодиночке, не держались парами.

Немцы атаковали самолет младшего лейтенанта Ивана Климова. Раненый, он пытался выброситься с парашютом, но, видно, силы его покинули, и неуправляемый самолет упал неподалеку от нашего аэродрома... Похоронили мы Ивана на южной стороне кладбища села Бутово.

Младший лейтенант Леонид Болдырев, увлекшись преследованием "Юнкерсов", не заметил, как на него с солнечной стороны свалилась пара "мессеров". Он уже влепил добрую порцию свинца немецкому бомбардировщику, но тут почувствовал, как самолет сильно тряхнуло, и он вошел в штопор. Рули управления не действовали. Леонид пытался покинуть кабину, но встречная струя воздуха прижала его к сиденью. Неуправляемый самолет упал в поле в трех километрах от села Половинкино. Леонид сумел вылезти из кабины, отползти от самолета. Умер он на руках у подоспевших техников. Похоронили его на месте падения самолета.

В этом же воздушном бою немецкие истребители подожгли самолет Виктора Михеева. Раненый в левое бедро, получивший сильные ожоги лица, рук, других участков тела, он выбросился с парашютом. В тяжелом состоянии его доставили в армейский госпиталь.

До этого, в боях под Сталинградом, 16 января 1943 года 4 самолета Як-7б под командованием младшего лейтенанта Михеева прикрывали войска в районе хуторов Караичев, Астахов, села Стародумовка. В районе прикрытия они встретили два бомбардировщика Ю-88. Михеев дал сигнал к атаке и повел группу в лоб бомбардировщикам, которые не сходили с встречного курса. Михеев ударом фюзеляжа своего самолета отбил часть плоскости самолета противника, и тот упал на восточной окраине хутора Астахов. У самолета Михеева в результате удара отбило хвостовое оперение, и Як перешел в штопор. Не имея возможности спасти самолет, Михеев выпрыгнул с парашютом, удачно приземлился и вместе с двумя командирами наземных частей захватил в плен двух летчиков из экипажа Ю-88, спустившихся на парашютах. Один из захваченных летчиков оказался асом, награжденным Рыцарским крестом за налеты на Бельгию, Францию, Югославию, Грецию. Вот что писали об этом бое заместитель командира танкового корпуса полковник Подпоринов и начальник штаба полковник Кошелев: " …прикрывая сосредоточение войск 28 танкового корпуса в районе Глубокий, Виктор Михеев атаковал своим самолетом бомбардировщик противника Ю-88, не дав ему сбросить бомбовую нагрузку, таранил его в лоб. Самолет рухнул на землю, взято в плен два летчика, а два сгорело вместе с самолетом. Героический поступок Михеева вызвал среди бойцов и командиров танкового корпуса восхищение как летчика, исключительно преданного делу защиты нашей Родины. За героизм в борьбе с врагом т. Михеев достоин высшей правительственной награды - ордена Ленина".

К бою под Старобельском Виктор Михеев на своем счету имел сбитыми 3 немецких истребителя Ме-110 и бомбардировщик Ю-88.

Немецкие бомбардировщики, не встретив дружного отпора со стороны наших истребителей, занятых боем с "мессерами", довольно точно отбомбились по стоянкам 3-й авиаэскадрильи. Когда командир звена Акинин дал красную ракету на взлет нашей авиаэскадрильи, "юнкерсы" начали уже пикировать и бомбить стоянки наших самолетов. Осколками бомб и "лягушек" - мин с пружинящим устройством - было повреждено пять самолетов, несколько человек ранило. Я тоже получил тогда первое "боевое крещение".

А воздушный бой продолжался с наращиванием сил с обеих сторон. Младший лейтенант Долгополов сбил "Мессершмитт-109", и тот врезался в землю. Лейтенант Павел Каравай вел бой с тремя "Мессершмиттами". Он с первой же атаки поджег самолет противника, который врезался в землю в районе Нового Айдара.

Выходя из атаки, Павел Каравай сам попал под огонь немецких истребителей, его самолет загорелся. Он попытался пикированием сбить пламя, но ему это не удалось. Павел выпрыгнул из самолета, получив тяжелые ожоги лица и рук. В том воздушном бою преимущество осталось за немцами.

Командование 17-й воздушной армии решает произвести массированные налеты на немецкие аэродромы. Наш полк получил задачу совместно с полком Илов уничтожить немецкий аэродром в Лисичанске. Нашему полку приказали блокировать аэродром, подавить зенитные точки и защитить Илы от атак немецких истребителей. Механики всю ночь готовили самолеты к боевому вылету. С зарей летчики были уже в кабинах самолетов. Зеленая ракета, и две авиаэскадрильи пошли на взлет. Построившись над аэродромом, они взяли курс на Лисичанск. Через несколько минут над аэродромом в плотном строю появился полк штурмовиков. Эскадрилья истребителей прикрытия пошла на взлет. Набрав высоту, они пристроились к штурмовикам и тоже взяли курс на Лисичанск, где в то время наши истребители уничтожали зенитную артиллерию. Штурмовики обрушили смертоносный груз бомб на стоянки немецких самолетов. Кострами пылали "Юнкерсы", "Мессершмитты" и новые немецкие истребители "Фокке-Вульф 190". Штурмовики сделали еще заход - и взорвались склады с горючим и боеприпасами. В воздухе появились немецкие истребители с других аэродромов. Завязался воздушный бой. Уничтожив более двух десятков самолетов противника, склады с горючим и боеприпасами, наши самолеты без потерь возвратились на свой аэродром.

В этот период борьба за господство в воздухе шла с переменным успехом. Немцы решили взять реванш за разгром лисичанского аэродрома. 13 июня 1943 года лейтенант Виктор Колев с младшим лейтенантом Дворниковым патрулировали в районе Старобельска- Нового Айдара. В воздухе было спокойно, у самолетов кончилось горючее, летчики возвращались на аэродром. Лейтенант Колев приказал Дворникову идти на посадку, а сам остался в воздухе. В это время над нашим аэродромом появилась пара "охотников" из эскадры "Удет". Колев пошел с ними на сближение. В помощь ему взлетели его напарник Дворников и младший лейтенант Бернт. Немцы, не приняв боя, ушли на запад. Дворников произвел посадку, а в это время вернувшиеся "охотники" атаковали Колева и Бернта. Самолет Колева был подожжен, и он выбросился с парашютом, но парашют не раскрылся: немецкий снаряд перебил тросик вытяжного парашютика...

Бернт остался в воздухе один. Повторной атакой немецких "охотников" Бернт был убит в воздухе, а его горящий самолет упал в пяти километрах от аэродрома. Виктора Колева мы похоронили на южной стороне кладбища в селе Бутово.

15 июня 1943 года не вернулся с боевого задания Владимир Лукьянчиков. Через 32 года жители села Курачевки Старобельского района с шестиметровой глубины откопали самолет и останки летчика. Они похоронили Владимира Ефремовича Лукьянчикова в братской могиле. Об этом писала газета "Молодь Украины".

Тяжелые потери, понесенные полком, многому научили наших летчиков. Они проанализировали слабые стороны тактики противника и стали их использовать.

Запорожье. Переагитировал

В районе острова Хортица когда-то находилась Запорожская Сечь. В 1943 году здесь держали оборону немецкие части и изменники из армии Власова. Летчик 3-й авиаэскадрильи Володя Михайлов 13 декабря получил задание произвести разведку расположения войск противника. Рано утром с аэродрома Мокрое его самолет взял курс на запад. Проходит час, а самолета Михайлова не видно. Авиамеханик Афанасий Пендриков, в шутку мы называли его "ПиняГопман", нервно ходил у капонира и не спускал глаз с горизонта. Время вышло, горючее у Михайлова должно было кончиться, а летчик все не возвращался. Пиня со слезами на глазах сказал: "Наверно, сбили" и ушел в лесополосу. Настроение у всех было подавленное. Володю Михайлова, сибиряка из города Ачинска Красноярского края, все очень любили за его скромность, простоту, товарищеское отношение к однополчанам. Афанасий Пендриков весь день был сам не свой. То пойдет на КП, то вернется на стоянку эскадрильи. Уже закончились полеты, авиамеханики собрались в землянке и каждый молча занимался своим делом. Не слышно было обычных шуток, подначек. И вдруг в землянку вбегает сияющийПиня: "Ура! Михайлов нашелся!" "Как нашелся?" И Пиня как из пулемета выпаливает: "Звонили из штаба корпуса! Михайлов жив и находится в госпитале! Его самолет сбили зенитки. Он получил осколочное ранение в правую ногу, выпрыгнул с парашютом. В воздухе у него соскочили с ног унты и выпал пистолет. При приземлении он сломал ногу. Немцы взяли его в плен, погрузили на тачанку и везли в свой штаб. Сопровождали его немецкий офицер и два власовца. По дороге у тачанки сломалось колесо.

Немец на лошади поехал в ближайшее селение за колесом, а власовцы остались охранять Михайлова. Володя стал их убеждать, чтобы они сдались в плен. Он говорил, что если они доставят его в расположение наших войск, то им многое простится. Власовцы долго между собой спорили, затем, как видно, договорились. Выпрягли вторую лошадь, посадили на нее Михайлова и повезли в расположение наших войск.

В ближайшем хуторе уже были наши разведчики, они и доставили Володю в госпиталь, а власовцев в штрафной батальон".

В тот день у Пини был как будто день рождения. Когда все на радостях вышли из землянки, его стали качать, притом, что Пиня был богатырского роста! Взлетая, он кричал: "Ребята, убьете!" Но сам был доволен. После нервного напряжения, в котором находилась вся авиаэскадрилья, это была очень хорошая разрядка.

Как я не встретился с французской делегацией

Вспоминается более ранний случай моей службы. В Одессе наш полк стоял совсем мало и в апреле 1943-го перебазировался на станцию Выгода. На том аэродроме нашу дивизию посетила делегация французов во главе с бывшим министром авиации Пьером Кот. Мне этот эпизод запомнился тем, что я чуть не попал в неловкое положение. В апреле ночи были еще холодными. Техсостав размещался в землянках, а наша 3-я эскадрилья - в коровнике. Сделали двухэтажные нары, на которые постелили самолетные чехлы, и спали во всем обмундировании. Теснота была страшная. Мы все завшивели. И вот я решил устроить себе банный день. Погода стояла хорошая, летали тогда мало, поскольку фронт отодвинулся к Днестру. Наши летчики летали в основном на прикрытие плацдармов на правой стороне Днестра, иногда на сопровождение штурмовиков Ил-2. Налил я в ведро этилированного бензина, снял с себя все, прополоскал в бензине и развесил на плоскости самолета сушить, а сам в капонире загораю. Вдруг, вижу- на нашу стоянку направляется какое-то большое начальство. Впереди - командующий армией генерал В.А. Судец, командир дивизии Б.А. Смирнов, командир полка А.М. Марков, кто-то в светлом плаще и шляпе из гражданских, несколько наших летчиков и иностранных офицеров.

По уставу мне положено доложить о готовности самолета к боевому вылету. Собираю я быстро свое мокрое белье и за капонир. На мое счастье делегация прошла мимо.

Александр Иванович Колдунов, летчик 866-го авиаполка, впоследствии дважды Герой Советского Союза, показывал гостям технику пилотирования на самолете Як-3. Этих новых истребителей было тогда несколько в нашей дивизии. Самолет Колдунова был фиолетового цвета, на капоте был нарисован белый голубь и надпись белой краской "Гуля".

Главный конструктор этих самолетов Яковлев в третьей модели снизил вес самолета на 300 кг против модели Як-1 при прежнем двигателе, увеличил скорость на 70 км в час. Як-3 стал самым легким и маневренным истребителем времен Великой Отечественной войны. Александр Иванович Колдунов каскадом фигур высшего пилотажа покорил французов.

Герой Советского Союза В.К. Чугунов

Поздней осенью 1941 года на правительственном приеме в Куйбышеве лицом к лицу столкнулись уже седеющий пилот Белокопытов и молодой, только что получивший обмундирование Виктор Чугунов.

- Борис Александрович! Вот это встреча!

- Витя! …Витюша! Да когда же это ты такой вымахал? - забасил старый пилот, похлопывая Чугунова по плечу и обнимая его. - Ага! Истребитель? А ну-ка, рассказывай!

Дружба была давняя. Мальчонкой Витя Чугунов жил в деревеньке у бабушки. Дом был большой, в четыре резных окна, весь в зелени. Позади него, сразу за усадом, начинался обширный военный аэродром.

Семилетний мальчуган часами висел на заборе и, забыв все на свете, смотрел на чудесную, необыкновенную жизнь машин. Вот здесь-то, на заборе, его и заприметил Борис Белокопытов.

- Ты что делаешь? - притворно строго прикрикнул он однажды.

- Я тоже хочу летать! - неожиданно отрезал мальчишка.

Когда в 1924 году семья Чугуновых переехала в Нижний Новгород, Виктора отдали учиться в канавинскую школу имени Горького, он стал клеить модели самолетов. Виктор поступил в аэроклуб. Начались годы нелегкой учебы, требующей терпения, выносливости, смелости. Как-то на аэродроме он особенно заинтересовался планером: нехитрая штука, а как красива в полете, будто оживает в руках человека, превращается в чудесную сказочную птицу.

Вскоре Виктору разрешили самостоятельные полеты. А потом он и сам стал инструктором-планеристом Горьковского аэроклуба. Как помогло это увлечение планеризмом впоследствии приобрести летчику-истребителю свой стиль воздушного боя, тот знаменитый "чугуновский почерк", который восхищал его товарищей и командиров на Волге, Украине, в Венгрии.

В Сталинград Виктор прибыл в составе 897-го истребительного авиаполка в конце октября 1942 года, а 19 ноября началось знаменитое контрнаступление, закончившееся уничтожением 330-тысячной немецкой группировки. Полк, в котором служил Виктор, принимал в этой операции активное участие. Живой, общительный, всегда готовый позаботиться о товарище, он сразу же нашел здесь много друзей.

Из ежедневных рискованных боевых вылетов он редко возвращался "с пустыми руками". Или рапортовал о сбитых самолетах, или спасал от беды товарищей. Вот только один эпизод. 12 декабря 1942 года. Крепкий мороз сковал взрытую минами и снарядами землю. В белесом дымном небе не видно солнца. Погода явно нелетная, а лететь надо: получен приказ во что бы то ни стало провести штурм крупного немецкого аэродрома. Эту задачу должны были выполнять 8 штурмовиков Ил-2, а 12 истребителей должны были прикрывать их с воздуха. Группу прикрытия возглавил сам командир полка Кобылицкий, а Виктору Чугунову, бывшему тогда еще командиром звена, поставили задачу вести ударную группу.

До цели лету - несколько минут. Внизу крупный немецкий аэродром. Штурмовики, подавив огнем зенитную артиллерию немцев, весь запас бомб обрушили на стоянки самолетов и склады с горючим и боеприпасами. Вдруг Виктор замечает сквозь белесую мглу, что прямо из облака справа вываливаются один за другим вражеские самолеты: четыре… семь…двенадцать!

Двенадцать "Мессершмиттов-109"! Превосходство врага явное, позиция у немцев выгодная… Отступить? Подставить под удар товарищей? Виктор, отдав приказ ведомым следовать за ним, первым врывается в центр боевого порядка немцев. Кругом треск пулеметов, уханье пушек.

Виктор оглядывается вокруг, видит, как ближние к нему "мессеры" в испуге шарахаются в стороны, остальные, боясь столкновения со своими, уходят кто вверх, кто вниз. И нет уже у них прежнего боевого порядка. Самолеты мечутся в небе, но каждый из них уже действует по отдельности, а это как пальцы в разжатом кулаке.

На помощь приходят товарищи, закипает яростный бой. Виктор краем глаза видит: четыре"мессера" сманеврировали и заходят в хвост самолету ведущего группы, командира полка. Виктор молниеносно пикирует на немцев. В прицеле, совсем рядом, хвост немецкого самолета. Очередь - и "мессер", оставляя за собой хвост дыма, падает на землю.

Но Чугунов не видит этого. Еще раньше он делает неожиданный разворот, снова нажимает на гашетку - и за первым немецким самолетом по той же дороге отправляется второй. Остальные два расходятся далеко в стороны, командир спасен, а штурмовики в эти секунды действуют беспрепятственно. Немецкий аэродром уничтожен.

На Украине, на Дунае Виктору, уже командиру эскадрильи, часто приходилось сопровождать штурмовики. Летчики сразу веселели, если узнавали, что с ними во главе истребителей пойдет Чугунов.

Однажды Виктора вызвали в штаб и сообщили, что ему как лучшему летчику, решено вручить новый самолет, построенный на личные сбережения полтавского колхозника Власенко. "Прошу вас, дорогие товарищи командиры, передать мою машину, созданную долголетним и честным трудом всей нашей семьи, самому храброму и опытному летчику, который больше всего любит нашу великую советскую Родину…И пусть он не даст самолет повредить, и пусть собьет на этой новой машине побольше проклятых фашистских коршунов". Чугунов клятвенно обещал выполнить наказ.

Виктор не дожил до Победы. Он погиб в Венгрии в авиакатастрофе... Вместе с однополчанином Виталием Микрюковым был похоронен в Одессе.

Виталий Васильевич Микрюков. 24 победы

Он родился в 1923 году в деревне БикербейСелинского района в Удмуртии в семье служащего. В 1933 году родители переехали в Ижевск. Первые годы Виталий учился в школе №32, затем в школе №25. В 1939 году в школу пришел инструктор-летчик аэроклуба и объявил, что проводится набор для обучения летному делу. Желающих учиться было много, но по состоянию здоровья годными признаны были только Виталий Микрюков и Василий Зорин. Эти парни начали заниматься в аэроклубе без отрыва от школы. Весной 1940 года закончилась теоретическая подготовка и началась летная практика. Виталию приходилось вставать в 3 утра, чтобы поехать на аэродром. Вот что писал о Виталии старший инструктор ижевского аэроклуба Иван Георгиевич Кулемин:

"Виталий прикладывал все усилия к тому, чтобы как можно больше перенять опыт инструктора. Когда он сам летал, то все ошибки, на которые ему указывал инструктор, записывал в свой дневник и тщательно продумывал, как их исправить".

Но вот обучение в аэроклубе закончено. Виталий получил свидетельство пилота с налетом на самолете У-2 32 часа. Программу усвоил хорошо.

11 января 1941 года Пастуховский военкомат Ижевска направил комсомольца Виталия Микрюкова в Краснодарскую военную авиационную школу летчиков. 15 июля 1943 года младший лейтенант Виталий Микрюков прибыл в 897-й истребительный авиационный полк, который вел тяжелые бои за Донбасс. В один из августовских дней он вел четверку Яков на прикрытие наземных войск в районе Изюма. Они встретились с 16-ю Ме-109.Виталий дал команду: "Атакуем!". Наши самолеты ворвались в строй вражеских. Там произошло замешательство, немцы попытались уклониться от боя. Виталий скомандовал: "Огонь!" и сделал разворот на ведущего. Короткая очередь - и счет открыт. Немецкий самолет сбит. Ведомые уничтожили еще 2 самолета. Группа без потерь вернулась на свой аэродром. На следующий день Виталий сбил еще одного "Мессершмитта". 4 сентября 1944 года Микрюков получил свою первую боевую награду - орден Красной Звезды.

Полк участвовал в освобождении Запорожья. Нина Федоровна Антоневич, жительница города, познакомилась с Виталием в ноябре 1943 года на второй месяц после освобождения Запорожья. "На меня, как и на всех, кто видел бреющий полет Виталия Микрюкова, он произвел впечатление. Позже я рассказала самому Маркову, командиру полка, об этом своем впечатлении. Он сказал, что знает и ценит этого летчика. Советовал спросить у Виталия, почему у него на щеке ожог. Я так и сделала. Виталий скупо сказал, что его самолет получил несколько пробоин, одна из них была в радиаторе. Горячая вода обожгла ему бок, спину и немного лицо. Это, как он сказал, "за визит на Днепр".

Войска 3-го Украинского фронта начали бои за освобождение правобережной Украины. Виталий в своем письме родным писал: "Живу хорошо. Бьем немцев. Да вы сами читаете газеты, слушаете радио и знаете, как немцы "молниеносно наступают" Они так скоро "займут Берлин".

Апостоло-Никопольская операция проходила в конце января-начале февраля 1944 года. Наш авиационный полк обеспечивал прорыв обороны противника, поддерживал наступление войск.2 февраля в течение дня Виталий Микрюков трижды водил группу самолетов Як-9 на штурмовку войск противника, отступавших в район Шолохово. В результате этих атак было уничтожено немало живой силы врага, остановлено движение автомашин. Техника досталась нашим наземным войскам в качестве трофея.

В условиях весенней распутицы грунтовые аэродромы пришли в негодность. Колеса шасси истребителей вязли в грязи. С трудом Яки выруливали на старт. Однажды Виталий Микрюков и Виктор Меренков вылетели на "свободную охоту". В одной балке они заметили скопление танков. Два из них заправлялись горючим. Тогда они на бреющем полете подошли к балке, не долетая километра, сделали "горку" и, пикируя, ударили из пушек и пулеметов по бензозаправщику. В балке вспыхнул огромный костер.

Виталий очень любил животных и выкормил собачку, с которой никогда не расставался. Звали ее Ермак. Собачка очень привязалась к Виталию, пищу принимала только от него. Когда Виталий улетал на задание, то Ермак ждал своего хозяина. Он знал самолет Виталия и всегда встречал, запрыгивая прямо в кабину.

Яссо-Кишиневская операция. Шла упорная борьба за плацдармы на правом берегу Днестра. Один из них находился в районе города Дубоссары. Там шли ожесточенные бои. Девятка за девяткой на штурмовку летели наши истребители. Одну из девяток сопровождал Виталий Микрюков с ведомым Виктором Калягиным. Когда они подлетели к цели, то там, встав в боевой круг, наносила удары по плацдарму предыдущая девятка, а четверка наших Яков из первой эскадрильи, вела воздушный бой с "мессерами". Девятка Илов стала заходить на цель, сменяя выходившую из боя. Впереди пара Яков гнала "мессера", а другой, видимо, напарник первого, заходил в хвост к ведомому Яку. Виталий устремился в атаку, зашел в хвост фашисту и дал длинную очередь. "Мессер" вспыхнул и пошел к земле. Но кабина атакованного "мессером" Яка тоже была в огне. Якперевернулся и из него вывалилась черная точка - а через мгновение раскрылся белый купол парашюта. Парашютист падал на вражескую территорию. Это был Федор Буримов, летчик первой эскадрильи нашего полка. Но он не погиб. После взятия Вены по дорогам двигались толпы людей разных национальностей, которые кто как мог добирались домой из немецкой неволи. В этой толпе мы и встретили Федора, обгорелого и хромого.

Затем шли бои за освобождение Болгарии и Югославии. Немцы, отступая, разрушали железнодорожное полотно. Для этого они к паровозу прицепляли путеразрушитель, который рельсы и шпалы сворачивал в баранку. Командование поручило Виталию Микрюкову найти и уничтожить этот путеразрушитель. Сделать это было достаточно сложно.

Дорога Цареброд - Белая Паланка - Ниш проходит по глубокому ущелью. Виталий решил пройти маршрут на бреющем полете, а это значит, что при скорости истребителя 600 км в час малейшая оплошность - и можно врезаться в гору. За поворотом Виталий заметил дымок паровоза. Микрюков дал команду ведомому: "Набираем высоту и с пикирования атакуем". Точным попаданием путеразрушитель был уничтожен.

Железная дорога вскоре была восстановлена, и по ней на фронт двинулись наши эшелоны с военными грузами.

С 20 декабря 1944 года по 15 февраля 1945-го наш полк участвовал в операции по уничтожению Будапештской группировки в районе озера Балатон. Там немцы сосредоточили большое количество авиации и танков. Пред штурмовиками была поставлена задача перемолоть немецкую технику, а истребителям - не допустить ни одной потери наших Илов. В этих воздушных боях летчики полка сбили 53 самолета, 8 из них - Виталий Микрюков. За боевые подвиги Виталий Микрюков был награжден медалями "За взятие Будапешта", "За освобождение Белграда". Командование полка в январе 1945 года направило ходатайство о присвоении Виталию Микрюкову звания Героя Советского Союза. Микрюков к тому времени имел 226 боевых вылетов, из них разведывательных 20, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 99, свободной охоты и на штурмовку - 21, на прикрытие наземных войск, переправ и районов базирования - 86. Штурмовал по время этих вылетов 68 раз. Провел 34 воздушных боя, лично сбил 16 вражеских самолетов. Штурмовыми действиями уничтожил 49 автомашин, 2 паровоза, 1 железнодорожный путеразрушитель, 2 вагона с воинскими грузами, 13 подвод с боеприпасами, зажег 1 военный склад, расстрелял до 50 офицеров и солдат противника, подавил 4 точки зенитной артиллерии. За два последних месяца своей жизни Виталий сбил еще 8 фашистских самолетов. Он не дожил до того дня, когда вышел указ о присвоении ему звание Героя Советского Союза.

4 апреля 1945 года на аэродроме Трауссдорф под Веной летчик-ас Виталий Микрюков погиб. Был ему 21 год… Боевые друзья погрузили гроб с телом Виталия в бомболюк бомбардировщика "Бостон", и самолет взял курс на восток. Виталия Микрюкова похоронили в Одессе, для освобождения которой он немало сделал.

29 июня 1945 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, капитану Виталию Васильевичу Микрюкову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Воспоминания Нины Васильевны Микрюковой, сестры Виталия

Нас, детей, в семье было пятеро. Два мальчика и три девочки. Жили мы очень скромно. Родители нас на баловали. Виталий рос тихим мальчиком, в школе учился хорошо. Мог быть круглым отличником. Иногда мама ему говорила: "Почему у тебя не по всем предметам пятерки? Ты же можешь учиться на отлично. Он отвечал: "Могу, но мне это ни к чему." Виталий с раннего детства много читал, часто сидя на русской печи, куда папа провел электричество, там мы и готовили уроки. Любил коньки и лыжи. Увлекался фотографированием.12-13-летним мальчиком играл на мандолине и балалайке, любил петь.

Виталий умел дружить. Его друзьями были одноклассники Сережа Шаров, Вася Зорин, Саша Рахманов и НазырРасланов. С ними он не расставался до того, как уехал в Краснодарское авиационное училище. После 7-го класса Виталий стал увлекаться авиацией.

Мама очень пугалась, когда Виталий уходил на практические занятия в аэроклуб и спрашивала: "Тебе не страшно, сынок?" Он отвечал: "Страшно, мама. Сегодня я должен был прыгнуть первый раз с парашютом. Когда я приготовился прыгать, мне стало страшно. И инструктор сказал: "Отставить!" Был и такой разговор: "Мама, я сегодня полечу первый раз без инструктора. Немного боюсь".

Когда он возвращался домой, его всегда встречала мама. Как-то он ей сказал: "Сегодня я летел над нашим домом и помахал тебе крылом!" "А я сидела шила и вправду слышала шум мотора". Трудно было ему, он очень уставал. Иногда просыпал и опаздывал к автобусу, который отвозил ребят на аэродром, так он 8 км бежал вдогонку. Но он никогда не жаловался.

Экзамены в школе и окончание учебы в аэроклубе совпали. Виталий иногда прямо с аэродрома шел сдавать экзамены. Помню, мама готовила кушать, а он прямо за столом заснул. А за ним прибежали ребята, потому что уже сдали экзамен, учителя ждали только Виталия.

У нас в доме всегда было шумно и весело. Мама любила, когда к нам собирались друзья мои и брата.

Виталий всегда был чем-то занят. Кому-то помогал в учебе, он был силен в математике. Ходил в шахматный кружок, неплохо играл и имел какой-то разряд. Шутки и прибаутки слышались от него постоянно. Иногда мастерит что-то и во все горло поет: "А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер...".

Любил животных. Бывало, сидит делает уроки. Одной рукой пишет, а другой гладит кошку, которая примостилась у него на коленях.

Особенно Виталий любил младшую сестричку - Тамару. Помню, ей было 3 годика, врачи обнаружили затемнение в легких. Пришлось ее отправить в санаторий. Навестить ее мы пошли всей семьей. Автобус туда не ходил, идти пришлось километров 10. Виталий взял с собой фотоаппарат, нафотографировал Тамару и, когда мы возвратились домой, несмотря на усталость, не лег спать, пока не напечатал фотографии.

Когда мама была очень занята, а нас не было дома, Виталий помогал по хозяйству, колол дрова, носил воду, мыл посуду, полы. Ходил с мамой на речку полоскать белье. Он никогда не требовал от родителей, чтобы они уделяли ему больше внимания, чем остальным. Наоборот, маме с большим трудом удавалось надеть на него новую рубашку или ботинки. Он знал, как тяжело достаются деньги родителям и был очень экономным. Когда мама давала нам деньги на завтраки в школе, а это было 36 копеек, он обходился без завтрака, экономил и тратил деньги на книги. Читал он очень много, а книг в доме было мало. Виталий был записан в библиотеку, книги читал быстро и сдавал их вовремя.

Наш отец Василий Васильевич в обращении с детьми был строг, но справедлив. За безупречную работу в Госстрахе он был награжден медалью "За доблестный труд" и орденом Трудового Красного знамени. Простой деревенский паренек, он стал начальником крупного отдела.

Отец очень гордился Виталием и очень тяжело переживал его гибель. Отец до конца дней хранил все, что было связано с Виталием. Он умер в 1967 году.

Мама Александра Кузьминична была женщиной тихой, нежной и ласковой. Она нас очень любила. Помогала отцу прокормить большую семью. Целыми днями она шила на заказ. Для нас, девочек, мама была подругой. Мы делились с ней своими секретами, переживаниями. Она всегда давала нам полезные и нужные советы.

После гибели Виталия родители долгие годы дружили с учениками школы №25, которую окончил Виталий, а дети в праздничные дни приходили в гости к родителям.

В 1965 году мои родители, классный руководитель Анжелика Степановна Садырина и 10 пионеров приезжали в Одессу на могилу Виталия. А в 1968 году ребята собрали металлолом м макулатуру на большую сумму и передали эти деньги ДОСААФ, и в июне на аэродроме ДОСААФ был открыт памятник Виталию. На нем золотыми буквами нап...
Авторские права на данный материал принадлежат «Столетие». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка