О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лазерная атака на военный самолет. Можно ли ослепить пилота?

Морской патрульный самолет Франции Atlantique 2 был поражен лазером во французской Бретани

Морской патрульный самолет Франции Atlantique 2 был поражен лазером во французской Бретани.

Вероятно, злоумышленник не понимал, что использовал лазер против разведывательного самолета, который сразу начал розыск правонарушителя. Самолет использовал свои собственные датчики, чтобы идентифицировать и определить местонахождение человека, который был быстро арестован.

Лазерная атака

За последние несколько лет в мире стало регистрироваться огромное количество лазерных атак на воздушные суда. Atlantique 2 заходил посадку на авиабазу, когда преступник начал атаковать самолет лазером. Экипаж прервал посадку и набрал высоту.

Случай произошел вечером 4 января, самолет находился на заключительном заходе на посадку на ВПП аэродрома Ланн-Бихуэ, когда преступник начал стрелять лазером по самолету. Экипаж прервал посадку и набрал высоту.

Согласно заявлению ВМС Франции, экипаж затем использовал бортовые датчики, чтобы "очень точно" определить происхождение лазера. Одним из этих датчиков, скорее всего, была система визуализации Wescam MX-20 EO/IR, которая оснащена инерциальным измерительным блоком (IMU - Inertial Measurement Unit), обеспечивающим высокую точность определения местоположения цели и привязки к местности (в основном система обеспечивает точные координаты цели, на которую она указывает).

Два источника, имеющие опыт полетов на Atlantique 2, подтвердили, что на борту самолета нет систем предупреждения о приближении ракет (MAW - Missile Approach Warning) или станции лазерного предупреждения. Самолет оснащен передовыми системами радиоэлектронной борьбы, но они срабатывают с помощью радара, а не лазера.

Еще в полете "небесные моряки" (так называют экипажи военно-морских самолетов во французском флоте) передали свои данные в местный полицейский участок, который быстро арестовал преступника и конфисковал его снаряжение. Обвинения предъявлены, расследование продолжается.

Это не первый случай, когда экипажи Atlantique 2 сталкиваются с этой проблемой. Ранее один из преступников был приговорен к шести месяцам тюремного заключения за аналогичные действия на той же военно-морской авиабазе в 2018 году. По данным местной газеты Ouest France, в 2014 году командир военно-морской авиабазы Ланн-Бихуэ сообщил, что всего за девять месяцев десять военных самолетов были нацелены лазером.

Преступное баловство карается

В заявлении, опубликованном вчера, военно-морской флот Франции объясняет, что, что "столкнувшись с возобновлением такого рода событий против самолетов ВМС Франции, дислоцированных на авиабазах Ланвеок, Ланн-Бихуэ и Ландивизио, командующий морским округом напоминает, что торговля лазерными указками и владение ими строго регламентированы. Владение или использование лазерного устройства выше 2 класса может привести к наказанию в виде 6 месяцев тюремного заключения со штрафом в размере 7500 евро. Помимо этих уголовных наказаний, наведение лазера на воздушное судно, приближающееся к местности, может привести к серьезным и непоправимым травмам глаз членов экипажа. В случае полной слепоты пилотов риск авиакатастрофы является серьезным".

Почему нельзя светить лазером в самолет

Лазеры являются устройствами, которые вырабатывают концентрированный луч света. Но от других источников света, таких как электрическая лампочка, они сильно отличаются.

Лампа дает рассеянное излучение, которое распространяется во все стороны и, следовательно, может осветить комнату. Лазерный луч производит излучение в узком диапазоне волн, образуя концентрированный, не толще карандаша, луч, который можно направлять на большие расстояния.

Если вам в глаз направить лазерный указатель, вы ощутите яркую вспышку. Это может отвлечь вас, привести к временной потере зрения в пораженном глазу, а иногда и вызвать так называемое остаточное изображение на сетчатке, то есть оптический обман.

Обычные лазерные указки проецируют узкий пучок света, но его диаметр расширяется по мере увеличения расстояния. Более мощные лазеры могут вызвать более серьезные повреждения - у пострадавшего в глазах долго плавают большие темные пятна, иногда даже наблюдается кровотечение.

Владение таким предметом само по себе не является нарушением закона, однако вступивший в силу в 2010 году британский закон гласит, что если человек преднамеренно светит лазером в глаза водителя или в кабину самолета, то он совершает преступление, за которое может на пять лет отправиться за решетку.

Можно ли ослепить пилота?

Да, можно, если использовать лазерные устройства большой мощности (от 500 до 1000 милливатт), но даже маломощные лазеры могут представлять опасность для здоровья.

При использовании мощных лазерных приборов пилот может получить серьезное повреждение сетчатки глаза. В отличие от ламп лазеры выдают концентрированный луч света, а не рассеянное излучение. И если в глаз направить лазерную указку, то человек сразу ощущает яркую вспышку, которая может привести ко временной потере зрения. А мощные лазеры могут вызвать и более серьезные повреждения, такие как ожоги сетчатки, хрусталика и роговицы.

Любое устройство, в конструкции которого есть лазер, в обязательном порядке снабжено этикеткой с указанием класса ее опасности.
  • 2/II класс - лазерные указки мощностью до 1 мВт, которые потенциально представляют опасность при длительном воздействии на глаз прямого луча.
  • 3R/IIIa класс - лазерные указки мощностью до 5 мВт, которые представляют опасность при длительном воздействии на глаз прямого луча, либо при воздействии луча, дополнительно сфокусированного оптическими приборами (например, биноклем).
  • 3B/IIIb класс - портативные лазеры мощностью до 500 мВт, которые безусловно опасны при попадании луча в глаза.
  • 4/IV класс - портативные лазеры мощностью свыше 500 мВт, которые потенциально способны вызывать ожоги кожи и травмировать зрение даже отраженным от матовых поверхностей светом.
НиТ писал о том, что оружие, основанное на использовании направленной энергии (лазеры и микроволновые пушки), в ближайшие годы может потеснить традиционные вооружения, самым перспективным направлением являются лазерные пушки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Array». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка