Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"
29 сентября 2022, 14:02
Импортозамещение, кадры и авиамоделизм: интервью "Аэронекст" порталу MashNews
Роль беспилотных авиационных систем (БАС) в современных конфликтах растет с каждым годом
Российские беспилотники: на пути к полному импортозамещению
- Глеб Владимирович, какие преимущества и недостатки наших разработок в области БПЛА Вы можете отметить?
- Главное преимущество отечественных разработок - в обладании правами на результаты интеллектуальной деятельности. Это дает возможность оперативно вносить необходимые изменения в конструкцию, продиктованные испытаниями и самой жизнью.
Немаловажен и тот факт, что сегодня в профессиональных отечественных БАС используется электроника, для которой схемотехника и программное обеспечение уже разрабатываются в России. Только такие беспилотники можно считать "доверенными" решениями.
В то же время дает о себе знать острая проблема дефицита микроэлектроники и двигателей для таких машин, эти критические компоненты требуют срочного импортозамещения на собственные. В части же тактико-технических характеристик (ТТХ) наши беспилотники иностранным не уступают, талантливые инженеры в России всегда были и будут.
Двигательная боль: нужна госпрограмма
- Возможно ли решить проблему нехватки двигателей для БВС, импорт которых из-за санкций сейчас сходит к нулю?
- Вопрос с двигателями - и электрическими, и двигателями внутреннего сгорания - является хотя и злободневным, но, конечно, решаемым. Все компетенции для этого в России есть, равно как и их разработчики. Для решения этого ключевого вопроса Минпромторгу России, очевидно, следует запустить отдельную государственную программу.
От квадрокоптеров к "летающему крылу"
- Переход от традиционных квадрокоптеров с четырьмя винтами к схеме "летающее крыло" применительно к фронтовым малым БПЛА-разведчикам - это уже тренд на ближайшие годы?
- Летающее крыло - аэродинамическая схема, известная в авиации задолго до появления первого транзистора. Современный тренд - в соединении самолетной схемы с мультироторной. Это удобно и эффективно для многих мониторинговых и логистических применений. Тем не менее, классические вертолетная и самолетная схемы ни в коем случае не исчезнут, у каждой есть свои преимущества в ТТХ, требованиях к инфраструктуре, ветроустойчивости и т.д.
Кадровый вопрос: нужна программа подготовки операторов БВС
- Насколько острой является проблема подготовки операторов беспилотников?
- Подготовка таких специалистов является острейшей проблемой. Ряд ведущих государств в области БАС внедрил их изучение даже в школьные программы, реализуя очень логичный многоуровневый подход. В Великобритании, например, можно зарегистрироваться в качестве внешнего пилота беспилотника уже с 13 лет. У нас же пока нет ни утвержденной типовой программы, служащей шаблоном единообразного образовательного процесса в этом направлении, ни возможности учить молодых специалистов без "участливой заботы" всех жаждущих поконтролировать отсутствующий процесс подготовки.
Авиамодельные кружки надо спасать!
- В этой связи Вас не тревожит закрытие кружков авиамоделизма в России?
- Авиамоделизм со времен начала СССР был мощнейшей школой подготовки авиационной элиты! Даже сегодня многие руководители и конструкторы предприятий беспилотной авиации - это выходцы из авиамодельных клубов.
Но с начала 1990-х авиамоделизм оставлен без системного внимания государства. Погоня за пресловутой экономической эффективностью в прямом смысле "выгнала" многие коллективы с детьми и авиамоделями на улицу, лишила тренеров зарплатных ставок. Созданы неприемлемые нормативные требования и к спортивным наставникам, и к самим помещениям для клубов.
Нужно возрождать это направление технического творчества, пока оно еще теплится, переводить в новый формат, оказывать системную поддержку, не такие уж большие ресурсы для этого требуются. Мы готовы - была бы воля государства - поддержать такое начинание....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 22, 2025
Аэрофлот обновил дорожные наборы в экономическом классе на популярных туристических направлениях
Апрель 22, 2025
Цифровые испытания: как Китай смог организовать ускоренную сертификацию авиационных беспилотников
Апрель 22, 2025
Аэрофлот запускает программу прямых полетов между пунктами Дальнего Востока
Апрель 22, 2025
В аэропорту Иркутска запущена инновационная система обслуживания пассажиров "Автоматическая справочная служба аэропорта"