О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Направление на безопасный полет: штурман авиацентра - о судьбоносной случайности, ответственности и работе в единой связке

В календаре праздничных дат День штурмана появился 23 года назад. Но в самой авиации этот специалист всегда был незаменимым членом экипажа, а его труд высоко ценился

В календаре праздничных дат День штурмана появился 23 года назад. Но в самой авиации этот специалист всегда был незаменимым членом экипажа, а его труд высоко ценился. В этот день поговорили с представителем этой непростой, но важной профессии Георгием Одарченко.

В Московском авиацентре три штурмана. Каждый из них имеет за плечами колоссальный летный опыт и заслуженно считается настоящим профессионалом, способным выполнять задачи в сложных условиях мегаполиса. Их ежедневная деятельность напрямую связана с прокладыванием курса, исчислением перемещения судна на цифровой или топографической карте, контролем за работой навигационных приборов. Они рассчитывают время полета и минимальную безопасную высоту на отдельных участках маршрута, а также необходимое количество топлива. Именно эти специалисты отвечают за радиосвязь с наземными пунктами управления воздушным движением.

Георгий Одарченко - главный штурман Московского авиацентра. После окончания Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов в 1981 году он по долгу службы оказался в Великом Новгороде, работал на самолете Ил-76. Здесь молодой специалист с головой погрузился в профессию.

"Дело своей жизни я, можно сказать, выбрал случайно, - рассказал герой. - С детства думал о карьере в авиации, но представлял себя за штурвалом. А жизнь внесла свои коррективы - возникла путаница с моими документами, из-за чего их не приняли в летное училище. Поэтому я решил поступить на штурмана. Честно признаюсь, ни одного дня не жалел о принятом решении - сама судьба назначила мне любимую профессию и место в небе".

Новый виток в жизни и вот Георгий попал в Московский авиационный центр. Снова - по стечению обстоятельств. После выхода в запас стал искать работу и через знакомых узнал, что в столице формируют авиацию экстренного реагирования.

"Я оказался в нужном месте в самое нужное время, - поделился Георгий Одарченко. - В тот момент в авиацентре были крайне необходимы штурманы, и мой многолетний опыт пришелся как нельзя кстати. Тружусь я здесь с самого основания учреждения - с 2003 года. А деятельность у нас не из простых. Наше учреждение имеет допуск на полеты внутри города, что накладывает на авиацентр и его сотрудников большую ответственность. Ее чувствуют не только экипажи, но и мы - штурманы. Полеты над столицей с большим количеством высоких зданий и различных сложных объектов требуют особой собранности, повышенного внимания, умения моментально ориентироваться в любых условиях и, конечно, огромной базы профессиональных знаний".

Повседневная работа Георгия и его коллег связана с подготовкой к полету в зависимости от специфики выполняемых работ - будь то пожаротушение, поисковая операция, транспортировка грузов, санитарная эвакуация или аэрофотосъемка. Штурман оценивает метеорологическую, орнитологическую и радиолокационную обстановку на земле и в небе, выводит воздушное судно в заданный район или на площадку посадки, выполняет аэронавигационные расчеты с учетом мер по обеспечению безопасности полетов и организует связь с руководством воздушных движений.

"Одно остается неизменным - направление на безопасность. Например, если мы заранее знаем о предстоящем дальнем перелете, штурман за несколько дней начинает подготовку: прокладывает маршрут на карте, избегая районов с закрытым воздушным пространством, помечает различные препятствия, составляет расчет по необходимому количеству топлива, намечает запасные аэродромы и резервные варианты движения. Но когда поступает экстренная заявка на пожар, времени на планирование очень мало, поэтому наши специалисты работают "на ходу", оперативно принимая решения и внося коррективы непосредственно в полете".

Штурману всегда необходимо иметь при себе нужную документацию - карты, справочные материалы, которые он с летчиком составляет сам - данные по радиосвязи, навигационные расчеты по предполагаемым маршрутам, методички по работе с оборудованием, таблицы перевода футов в метры и другие. Кстати, эта информация нужна как при экстренном реагировании, так и на плановом маршруте, на случай, если в системе навигации произойдет потеря сигнала от спутника.

"В моей летной практике было множество запоминающихся вылетов, но я точно никогда не забуду ликвидацию пожара в башне "Москва-сити", - вспоминает штурман. - Я был в составе экипажа Ми-26Т и моя главная задача состояла в помощи пилотам и контроле режима полета для обеспечения безопасности. Вроде все как всегда, но не совсем: сильный порывистый ветер, множество препятствий, ночное время суток, работа в карусели с другими воздушными судами - это была крайне напряженная операция, с который мы успешно справились".

Многолетняя качественная работа в авиации экстренного реагирования столицы не могла остаться без внимания. Главный штурман учреждения Георгий Одарченко награжден медалями "За отвагу на пожаре" и за обеспечение безопасности на Олимпиаде в Сочи.

Штурманы Московского авиацентра на постоянной основе летают на Ми-26Т и, по необходимости - на Ка-32А. Кроме того, они планируют не только свои полеты, но и регулярно участвуют в разработке маршрутов для других экипажей учреждения, включая санитарные вертолеты ВК117С-2.

"Когда мне помогает штурман - корректирует направление и высоту, держит связь с землей, подбирает места забора воды, я могу полностью сосредоточиться на пилотировании. В такие моменты весь экипаж действует как единый слаженный механизм. Высоко ценю и уважаю их вклад в наше общее дело", - прокомментировал командир пожарной эскадрильи авиацентра Андриан Логачев.

От всей души поздравляем специалистов с профессиональным праздником! Желаем им крепкого здоровья, верного курса и направления на безопасный полет!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка