Коммерсантъ - Казань
24 февраля 2005, 11:56
Авиаманевры
На заседании президиума Госсовета была одобрена идея образования ОАК. Диссонансом прозвучали слова президента Татарстана М. Шаймиева, который высказался против форсирования процесса слияния
Напомним, что 8 февраля глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко представил президенту Путину проект стратегии развития авиапрома на период до 2015 года, главной целью которой было объявлено превращение России в третий центр мирового авиастроения и завоевание к 2015 году 10% мирового рынка продаж магистральных и региональных самолетов.
Для достижения поставленной цели федеральные власти предложили создать частно-государственную единую национальную самолетостроительную компанию. 10 февраля распоряжением президента РФ Владимира Путина руководителем рабочей группы по вопросам развития авиапрома назначен воронежский губернатор Владимир Кулаков.
В минувший вторник в подмосковном Жуковском Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета России, на которой была одобрена идея образования ЕНСК. Диссонансом прозвучали слова президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который высказался против форсирования процесса слияния авиапредприятий. Он выразил опасение, что это может негативно сказаться на отдельных авиапредприятиях, которые уже вышли на конкурентоспособный уровень. "Это надо сделать. Но не торопимся ли?" — спросил президент Татарстана у выступавшего с докладом Виктора Христенко.
Очевидно, озабоченность господина Шаймиева вызвана неопределенным будущим КАПО. На протяжении последних четырех лет федеральные и местные власти не могут найти компромиссный вариант акционирования предприятия из-за нежелания Казани терять самостоятельность. В конце 2001 года министр экономразвития и торговли России Герман Греф в резкой форме заявил гендиректору КАПО Наилю Хайруллину, что если завод не войдет в холдинг, то может не рассчитывать ни на господдержку, ни вообще на выживание. Лишь заявление премьер-министра РТ Рустама Минниханова, предложившего не устраивать из завода мавзолей, разрядило обстановку. "Конечно, надо будет — войдем в холдинг", — пообещал тогда татарстанский премьер.
Впрочем, и после этого руководство Татарстана сохранило настороженное отношение к идее объединения. По мнению источника в правительстве РТ, в первую очередь потому, что Татарстан подозревает федеральные власти в намерении отобрать у республики производство самолетов, оставив местным производителям снабжение других заводов комплектующими. Долгое противостояние вокруг КАПО неожиданно разрешилось в 2004 году. Казанское предприятие окончательно было признано федеральным и внесено в реестр ФГУПов. Предстоящий процесс акционирования завода перешел под управление федеральных органов и формально Татарстан уже не может влиять на процесс образования авиастроительного холдинга, хотя и сохранил заинтересованность в развитии КАПО как одного из крупных налогоплательщиков и работодателей республики.
Главной интригой прошедшего совещания стало то, кто получит статус головного предприятия в новом холдинге. Чтобы повысить шансы казанского авиазавода, Минтимер Шаймиев напомнил участникам заседания президиума Госсовета РФ о большом производственном потенциале КАПО, которое производит самолеты Ту-214. Кроме того, глава Татарстана сообщил, что в 2006 году казанский авиазавод планирует начать выпуск ближнемагистральных самолетов Ту-334, сертификат о завершении испытаний которого будет получен в ближайшие дни. "Это решение со всеми согласовано. На днях, надеюсь, премьер-министр РФ подпишет постановление о производстве самолетов в Казани, — сказал господин Шаймиев. — Я вам обещаю: в 2006 году выпустим первые 4 самолета, а с 2007 года сможем производить 20 самолетов в год". "Если дадите мне поручение, то к 2007 году авиазавод сможет производить десять самолетов Ту-214 в год", —добавил господин Шаймиев, обращаясь к президенту России. Добавим, что подобные обещания — выйти на производство 20 самолетов в год — давал и губернатор Воронежской области Владимир Кулаков во время визита на ВАСО спикера СФ Сергея Миронова в конце января этого года.
Пока не известно, удалось ли главе Татарстана убедить Владимира Путина наделить КАПО статусом головного предприятия, или хотя бы предоставить ему особые привилегии. На пресс-конференции по итогам заседания Госсовета РФ глава рабочей группы Владимир Кулаков сообщил, что пока не определено, кто из трех авиазаводов-претендентов получит статус головного предприятия холдинга. По его словам, "это будет зависеть от того, в какой мере достаточны производственные мощности завода для выполнения всего модельного ряда авиатехники"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Октябрь 31, 2024
Премию "Авиастроитель года - 2024" получили три предприятия КРЭТ
Октябрь 31, 2024
Эксперты "ЦТИИ Нейролаб" провели стратегическую сессию по развитию аэропорта Нижневартовска
Октябрь 31, 2024
Росавиация сообщила о введении ограничений на полеты в аэропорту Самары