Ведомости
29 декабря 2005, 11:14
Испытание на прочность
Для российских перевозчиков из-за высоких цен на топливо этот год стал испытанием на прочность. И не все его выдержали
За последние 20 лет худшим годом для мирового рынка воздушных перевозок был 2001 год. После терактов 11 сентября убытки всех авиаперевозчиков превысили $11 млрд. А в 2005 г., по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), они составят минимум $8,5 млрд. Рынок подкосили высокие цены на топливо. Два последних глобальных топливных кризиса - 1991 и 1979 гг., когда за несколько месяцев нефтяные цены скакнули на 100% и 170%, авиаторы пережили менее болезненно. Их ежегодные убытки тогда не превысили $2 млрд. В этом году нефть подрожала в среднем на 40%, а цены на керосин с прошлого лета выросли в полтора раза. Тяжелее всех снова пришлось американским компаниям. Они еще не оправились после 2001 г., как получили новые проблемы - ураган "Катрина". И сразу два перевозчика из первой пятерки - Delta Airlines и Northwest - осенью объявили о банкротстве.
Самым дешевым, по данным IATA, оставался авиакеросин на Ближнем Востоке и в Африке - $553,5 за 1 т на середину декабря. На втором месте - Европа и СНГ, тонна топлива там стоила $560,8. В итоге европейские перевозчики отделались малой кровью. А главный перевозчик континента - Air France даже отрапортовала о 6,5% роста пассажирских перевозок за 11 месяцев и о получении более $1 млрд чистой прибыли.
Европейские компании смогли компенсировать издержки 25%-ным увеличением стоимости билетов. В России билеты в среднем подорожали всего на 10%, а спрос на перевозки начал резко сокращаться. По оценкам Минэкономразвития, за 11 месяцев пассажирооборот авиакомпаний вырос к январю - ноябрю 2004 г. лишь на 2%, а в 2004 и 2003 гг. тот же показатель ежегодно составлял около 18%.
Рекордсменом по снижению перевозок из пятерки российских лидеров стала "КрасЭйр". По итогам 11 месяцев она перевезла на 10% меньше. Лучше всех кризис пережили "ЮТэйр" и "ВИМ-Авиа". По данным "ЮТэйр", в январе - ноябре она увеличила перевозки на 28%. Компания выбрала правильную тактику, не став конкурировать на международных рейсах с другими игроками, сконцентрировавшись на внутренних перевозках, объясняет гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. А чартерная "ВИМ-Авиа" по объему перевозок взлетела с 42-го на 7-е место. Правда, в основном за счет того, что только в этом году закупила и начала работать на основном своем парке - 12 "боингах". Главный авиаперевозчик страны, "Аэрофлот", после пяти лет стабильного роста отстал от прошлогоднего уровня перевозок на 2%, сократив чистую прибыль за три квартала на 80% до $80 млн. А ведь в 2001 г. "Аэрофлот" даже не заметил кризиса: его выручка выросла тогда на 14%, а прибыль - более чем вдвое.
Американские эксперты считают, что со следующего года цены на авиатопливо пойдут вниз. По данным Energy Information Administration, с сентября по ноябрь керосин в Нью-Йорке уже подешевел почти на 20% - вслед за снижением мировых цен на нефть. Правда, до Москвы это снижение еще не дошло - цены пока держатся на уровне $650 за 1 т, отмечает гендиректор ТД "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский.
"Сибирь", второй по величине перевозчик в стране, считает, что керосин вырастет не более чем на 10% и финансовое положение компаний улучшится. Но для этого пассажирам придется привыкнуть к повышению цен на авиабилеты, а перевозчикам - получить льготы на ввоз более экономичных иностранных лайнеров, добавляет замгендиректора "Аэрофлота" Сергей Харитонов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников