Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 2023 год
Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала консолидированную финансовую отчетность за 2023 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:
"В 2023 году Группа "Аэрофлот" значительно улучшила финансовые результаты. По ряду показателей Группа превзошла не только уровни 2021 года, когда российская авиационная индустрия работала без санкционных ограничений, но и показатели допандемийного 2019 года. Данные достижения основаны на росте операционных показателей за счет расширения объемов перевозок как на внутреннем рынке, так и на международных линиях. Значительный вклад внес четвертый квартал 2023 года, который, несмотря на низкий сезон, показал самые сильные результаты в исторической перспективе благодаря устойчивому спросу на перевозки. С учетом корректировок на единоразовые денежные эффекты в традиционно убыточном четвертом квартале в 2023 году Группа "Аэрофлот" получила прибыль в размере 8,3 млрд руб. В целом по 2023 году Группа в 3,6 раза сократила чистый убыток по отчетности, с учетом сложных внешних условий содержащий ряд единоразовых эффектов, корректируя на которые можно говорить о лучшем результате Группы с 2019 года - скорректированной чистой прибыли в размере 10,3 млрд руб.
Сравнивая результаты отчетного периода с прошлым годом необходимо учитывать, что со второго квартала 2023 года Группа "Аэрофлот" не получает отраслевые субсидии для возмещения операционных расходов, которые значительно поддержали показатели операционной прибыли и EBITDA российских авиакомпаний в 2022 году. Таким образом, в 2023 году Группа успешно решила задачу замещения финансовой поддержки, выделенной российским авиакомпаниям, рыночными доходами, а также продолжающейся программой по оптимизации и контролю расходов.
Важным достижением года стало успешное страховое урегулирование обязательств по 76 воздушным судам, которое не только позволило Группе обеспечить разрешение юридических противоречий и выполнить наши обязательства перед контрагентами, что уже является важным для Группы "Аэрофлот", как ответственной компании, но и увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах. В результате в 2023 году Группа "Аэрофлот" удвоила пассажирооборот в международном сегменте по сравнению с 2022 годом. На международных линиях было перевезено 9,6 млн пассажиров, что не только превысило уровни прошлого года, но и на 13,1% выше уровня 2021 года при полной трансформации и фактическом перезапуске с нуля международной сети. При этом фокус на внутреннем рынке сохранился, и здесь Группа поставила новый рекорд - перевезла 37,7 млн пассажиров. Страховое урегулирование оказало значительный положительный эффект на показатели отчетности и фактически в 2023 году компенсировало негативный эффект переоценки валютного лизингового портфеля.
Мы продолжаем работать для наших пассажиров, поэтому очень важно видеть высокую востребованность наших услуг и продукта авиакомпаний Группы. Лучшей иллюстрацией этого факта является исторический максимум занятости кресел - 87,5% в 2023 году. В текущем году мы видим сохранение высокого спроса и загрузки, превышающей нормализованные уровни зимнего сезона, это дает нам надежду на продолжение позитивных трендов".
Основные финансовые показатели
Млн руб. |
4К 2023 |
4К 2022 |
Изм. |
12М 2023 |
12М 2022 |
Изм. |
||
Выручка |
171 090 |
99 166 |
72,5% |
612 194 |
413 316 |
48,1% |
||
EBITDA |
144 074 |
-14 797 |
- |
318 347 |
112 907 |
2,8x |
||
Рентабельность EBITDA |
84,2% |
- |
- |
52,0% |
27,3% |
24,7 п.п. |
||
Операционная прибыль/убыток |
111 693 |
-43 483 |
- |
182 253 |
-13 367 |
- |
||
Прибыль/убыток за период |
97 301 |
-112 350 |
- |
-14 021 |
-50 371 |
-3,6х |
||
Скорректированная прибыль/убыток* |
8 309 |
-39 691 |
- |
10 287 |
-41 448 |
- |
Основные операционные показатели
Показатель |
4К 2023 |
4К 2022 |
Изм. |
12М 2023 |
12М 2022 |
Изм. |
Пассажиропоток, тыс. чел. |
11 510 |
9 426 |
22,1% |
47 331 |
40 690 |
16,3% |
- международные перевозки |
2 714 |
1 504 |
80,4% |
9 588 |
5 346 |
79,3% |
- внутренние перевозки |
8 796 |
7 921 |
11,0% |
37 743 |
35 344 |
6,8% |
Пассажирооборот, млн пкм |
30 953 |
23 230 |
33,2% |
123 391 |
98 407 |
25,4% |
- международные перевозки |
11 548 |
5 855 |
97,2% |
38 336 |
18 499 |
2,1х |
- внутренние перевозки |
19 405 |
17 374 |
11,7% |
85 055 |
79 908 |
6,4% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм |
35 514 |
28 194 |
26,0% |
141 008 |
117 651 |
19,9% |
- международные перевозки |
14 181 |
7 906 |
79,4% |
46 507 |
24 580 |
89,2% |
- внутренние перевозки |
21 333 |
20 288 |
5,2% |
94 500 |
93 071 |
1,5% |
Занятость кресел, % |
87,2 |
82,4 |
4,8 п.п. |
87,5 |
83,6 |
3,9 п.п. |
- международные перевозки |
81,4 |
74,1 |
7,4 п.п. |
82,4 |
75,3 |
7,2 п.п. |
- внутренние перевозки |
91,0 |
85,6 |
5,3 п.п. |
90,0 |
85,9 |
4,1 п.п. |
По итогам 2023 года Группа "Аэрофлот" перевезла 47,3 млн пассажиров, что на 16,3% больше, чем в 2022 году. Процент занятости пассажирских кресел составил рекордные 87,5%, увеличившись на 3,9 п.п. год к году; на внутренних линиях показатель вырос на 4,1 п.п., до 90,0%, что отражает высокий спрос на авиаперевозки. Перевозки на внутренних линиях увеличились на 6,8% до 37,7 млн пассажиров - это максимальный уровень перевозок Группы "Аэрофлот" по России. На международных линиях пассажиропоток составил 9,6 млн человек, что на 79,3% превысило уровни 2022 года, а также на 13,1% -
перевозки 2021 года при полной реструктуризации и перезапуске международной сети в новых условиях.
Выручка
Млн руб. |
4К 2023 |
4К 2022 |
Изм. |
12М 2023 |
12М 2022 |
Изм. |
Выручка от пассажирских перевозок |
157 995 |
90 604 |
74,4% |
571 456 |
376 872 |
51,6% |
в т.ч. регулярные перевозки |
155 372 |
88 756 |
75,1% |
563 899 |
369 406 |
52,7% |
чартерные перевозки |
2 623 |
1 848 |
41,9% |
7 557 |
7 466 |
1,2% |
Выручка от грузовых перевозок |
8 074 |
5 549 |
45,5% |
25 123 |
19 557 |
28,5% |
Прочая выручка |
5 021 |
3 013 |
66,6% |
15 615 |
16 887 |
-7,5% |
Выручка итого |
171 090 |
99 166 |
72,5% |
612 194 |
413 316 |
48,1% |
Выручка Группы "Аэрофлот" за 2023 год выросла на 48,1% по сравнению с 2022 годом и составила 612 194 млн руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 52,7%, до 563 899 млн руб., что связано в первую очередь с увеличением пассажирооборота. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 28,5%, до 25 123 млн руб., в том числе на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 13,5%. Прочая выручка снизилась на 7,5%, до 15 615 млн руб., в том числе в связи с уменьшением доходов по соглашениям с авиакомпаниями в основном в первом квартале 2023 года по сравнению с сопоставимым периодом 2022 года. В четвертом квартале 2023 года прочая выручка показывает положительную динамику роста на 66,6%, до 5 021 млн руб. Общая выручка в четвертом квартале показала ускорение роста до 72,5%.
Операционные расходы
Млн руб. |
4К 2023 |
4К 2022 |
Изм. |
12М 2023 |
12М 2022 |
Изм. |
|
Амортизация и таможенные пошлины |
32 381 |
28 686 |
12,9% |
136 094 |
126 274 |
7,8% |
|
Обслуживание воздушных судов и пассажиров |
30 174 |
20 704 |
45,7% |
112 889 |
82 310 |
37,2% |
|
Расходы на оплату труда |
21 893 |
15 855 |
38,1% |
77 447 |
70 610 |
9,7% |
|
Техническое обслуживание воздушных судов |
7 776 |
2 955 |
2,6х |
23 353 |
12 852 |
81,7% |
|
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы |
4 174 |
3 266 |
27,8% |
12 856 |
12 818 |
0,3% |
|
Расходы на средства связи |
1 160 |
1 231 |
-5,8% |
4 015 |
8 652 |
-53,6% |
|
Прочие доходы/расходы, нетто |
-101 649 |
27 665 |
- |
-155 885 |
-53 463 |
2,9х |
|
Операционные расходы за исключением авиационного топлива |
-4 091 |
100 362 |
- |
210 769 |
260 053 |
-19,0% |
|
Расходы на авиационное топливо |
63 488 |
42 287 |
50,1% |
219 172 |
166 630 |
31,5% |
|
Операционные расходы итого |
59 397 |
142 649 |
-58,4% |
429 941 |
426 683 |
0,8% |
Операционные расходы за 2023 год остались практически на уровне прошлого года, увеличившись на 0,8%, до 429 941 млн руб. Рост расходов на фоне расширения производственной программы и увеличения провозных емкостей на 19,9% был компенсирован получением доходов по страховому урегулированию и демпферных поступлений, учитываемых в статье прочие доходы/расходы. При этом отмечается увеличение затрат на топливо, аэропортовые сборы, а также на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, что связано в первую очередь с ростом количества рейсов и стоимости товаров и услуг сторонних организаций.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 31,5%, или 52 542 млн руб., по сравнению с прошлым годом и составили 219 172 млн руб. на фоне роста объемов перевозок. Рост стоимости керосина на 12,2% частично компенсирован выплатами по топливному демпферу, который сгладил негативное влияние высокой стоимости топлива.
Операционные
расходы за исключением расходов на
авиационное топливо снизились на 19,0%
по сравнению с прошлым годом, до 210 769
млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 37,2% по сравнению с прошлым годом и составили 112 889 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен как расширением программы полетов, так и повышением тарифов аэропортов.
Расходы на оплату труда составили 77 447 млн руб., увеличившись на 9,7% по сравнению с прошлым годом. В четвертом квартале 2023 года рост расходов на персонал ускорился на фоне увеличения производственной программы в отчетном периоде по сравнению с ее сокращением в четвертом квартале 2022 года.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 81,7% по сравнению с прошлым годом, до 23 353 млн руб. Значительный восстановительный рост данных расходов отмечается со второго квартала 2023 года. В 2022 году в связи с переносом ряда форм технического обслуживания в период формирования новых логистических цепочек поставок комплектующих отмечалось сокращение расходов, которые восстанавливаются в 2023 году. Поддержание летной годности и безопасности полетов является ключевым и безусловным приоритетом Группы "Аэрофлот".
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы не изменились по сравнению с прошлым годом и составили 12 856 млн руб. благодаря оптимизационным мерам в отношении общехозяйственных, консультационных и маркетинговых расходов.
Расходы
на средства связи снизились по сравнению
с прошлым годом до 4 015 млн руб., что
связано в том числе с переходом с ноября
2022 года на отечественную систему
бронирования.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 7,8% по сравнению с прошлым годом, до 136 094 млн руб., преимущественно за счет курсовой переоценки резерва на ремонты перед возвратом, отражаемого в составе активов в форме прав пользования, на фоне роста курса доллара США в 2023 году. Также на рост статьи повлияло страховое урегулирование, в результате которого воздушные суда уже по новым контрактам были поставлены на баланс по текущей рыночной стоимости, учитывающей текущий валютный курс. В прошлые отчетные периоды несмотря на переоценку лизинговых обязательств активы в форме прав пользования не переоценивались и отражались по курсу постановки их на баланс в прошлые годы.
По статье прочие доходы/расходы (нетто) получен доход в размере 155 885 млн руб. против дохода в размере 53 463 млн руб. в прошлом году. В этой статье учитываются выплаты по топливному демпферу и возвратному акцизу, а в 2022 году также учитывались доходы от отраслевых субсидий, выплата которых прекращена с апреля 2023 года. Доходы от отраслевых субсидий за 2022 год, полученных Группой, составили 64 866 млн руб., включая 3 965 млн руб. в четвертом квартале 2022 года. Со второго квартала 2023 года Группа не получала специальных отраслевых субсидий. В четвертом квартале и 12 месяцах 2023 года в составе данной статьи также отражен положительный эффект от страхового урегулирования отношений с иностранным лизингодателем на 76 воздушных судов и пять авиационных двигателей, эксплуатируемых компаниями Группы "Аэрофлот". Положительный эффект в размере 135 043 млн руб. возникает в результате превышения списанных обязательств по аренде, резервов на ремонты перед возвратом и кредиторской задолженности над оценочной стоимостью активов в форме права пользования.
В
результате влияния вышеуказанных
факторов показатель прибыли до вычета
процентов, налогов, амортизации (EBITDA)
за 2023 год составил 318 347 млн руб.
Без учета положительного эффекта страхового урегулирования и других единоразовых эффектов EBITDA в 2023 году составила 206 199 млн руб., в том числе в четвертом квартале 60 584 млн руб., что превышает не только показатели 2021 года, когда Компания работала без отраслевых санкционных ограничений, но и допандемийного 2019 года.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб. |
4К 2023 |
4К 2022 |
Изм. |
12М 2023 |
12М 2022 |
Изм. |
Операционная прибыль/убыток |
111 693 |
-43 483 |
- |
182 253 |
-13 367 |
- |
Финансовые доходы |
4 671 |
-80 656 |
- |
15 968 |
140 258 |
-88,6% |
Финансовые расходы |
7 870 |
-15 254 |
- |
-210 060 |
-63 198 |
3,3х |
Реализация результата хеджирования |
- |
- |
- |
- |
-123 570 |
- |
Прочее |
242 |
275 |
-12,0% |
489 |
-114 |
- |
Долговая нагрузка
Млн руб. |
31.12.2023 |
31.12.2022 |
Изменение |
Кредиты и займы1 |
104 368 |
114 448 |
-8,8% |
в т.ч. кредиты банков и облигации |
88 175 |
114 448 |
-23,0% |
Обязательства по аренде |
642 883 |
496 471 |
29,5% |
Пенсионные обязательства |
554 |
647 |
-14,4% |
Общий долг |
747 805 |
611 566 |
22,3% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции |
117 126 |
107 968 |
8,5% |
Чистый долг |
630 679 |
503 598 |
25,2% |
Общий долг по состоянию на 31 декабря 2023 года увеличился на 22,3%, до 747 805 млн руб. под влиянием курсовой переоценки лизингового портфеля. Размер кредитов и займов снизился на 8,8%. При этом банковский долг и задолженность по облигациям снизились на 23,0%, до 88 175 млн руб. В кредиты и займы на 31 декабря 2023 года также включены дисконтированные обязательства в сумме 16 193 млн руб. по будущим платежам по аренде, возникшие в рамках продажи с обратной арендой 10 воздушных судов Boeing 777.
Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился по сравнению с 31 декабря 2022 года на 8,5%, до 117 126 млн руб.
Таким образом, на 31 декабря 2023 года чистый долг составил 630 679 млн руб., что на 25,2% выше показателя на 31 декабря 2022 года. Однако с учетом улучшения показателя EBITDA, уровень долговой нагрузки не ухудшился.
*Чистая прибыль / убыток, скорректированные на курсовой эффект от аренды, эффект страхового урегулирования и резервы на предоплату по заключенным договорам с учетом курсовой переоценки.
**Общий
нетто положительный эффект страхового
регулирования в отчете о прибылях и
убытках составил 120 507 млн руб. и включает
также доходы, отраженные в составе
статьи прочие операционные доходы/расходы.
***В апреле 2023 года ПАО «Аэрофлот" была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 воздушных судов Boeing 777. Полученное от лизингодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заемных средств.
Млн руб. |
31.12.2023 |
31.12.2022 |
Изменение |
Кредиты и займы1 |
104 368 |
114 448 |
-8,8% |
в т.ч. кредиты банков и облигации |
88 175 |
114 448 |
-23,0% |
Обязательства по аренде |
642 883 |
496 471 |
29,5% |
Пенсионные обязательства |
554 |
647 |
-14,4% |
Общий долг |
747 805 |
611 566 |
22,3% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции |
117 126 |
107 968 |
8,5% |
Чистый долг |
630 679 |
503 598 |
25,2% |
Общий долг по состоянию на 31 декабря 2023 года увеличился на 22,3%, до 747 805 млн руб. под влиянием курсовой переоценки лизингового портфеля. Размер кредитов и займов снизился на 8,8%. При этом банковский долг и задолженность по облигациям снизились на 23,0%, до 88 175 млн руб. В кредиты и займы на 31 декабря 2023 года также включены дисконтированные обязательства в сумме 16 193 млн руб. по будущим платежам по аренде, возникшие в рамках продажи с обратной арендой 10 воздушных судов Boeing 777.
Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился по сравнению с 31 декабря 2022 года на 8,5%, до 117 126 млн руб.
Таким образом, на 31 декабря 2023 года чистый долг составил 630 679 млн руб., что на 25,2% выше показателя на 31 декабря 2022 года. Однако с учетом улучшения показателя EBITDA, уровень долговой нагрузки не ухудшился.
*Чистая
прибыль / убыток, скорректированные на
курсовой эффект от аренды, эффект
страхового урегулирования и резервы
на предоплату по заключенным договорам
с учетом курсовой переоценки.
**Общий
нетто положительный эффект страхового
регулирования в отчете о прибылях и
убытках составил 120 507 млн руб. и включает
также доходы, отраженные в составе
статьи прочие операционные доходы/расходы.
***В апреле 2023 года ПАО «Аэрофлот" была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 воздушных судов Boeing 777. Полученное от лизингодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заемных средств.