Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2024 года
"Аэрофлот
завершил высокий летний сезон: выручка
в третьем квартале увеличилась на 37,3%,
EBITDA
без учета неоперационых эффектов
составила 67,1 млрд руб., получена чистая
прибыль.
В основе положительных результатов третьего квартала - активное развитие перевозок, увеличение налета по парку воздушных судов и повышение операционной эффективности, в том числе рост процента занятости кресел, который достиг рекордных 92,3%, а также контроль над расходами.
Условия, в которых работает Группа "Аэрофлот", остаются сложными: ограничения международных полетов требуют нестандартных решений, происходит ускоренный переход на российские ИТ-решения и развитие собственных компетенций, дорожает керосин, повышаются аэропортовые сборы, расходы на ремонты, отмечается инфляционное давление на другие статьи операционных расходов. В этой среде особенно важны отраслевые инструменты, обеспечивающие предсказуемость ключевых затрат, прежде всего топливный демпфер. В третьем квартале он, как и раньше, компенсировал часть роста расходов на керосин, однако с учетом динамики экспортной цены отмечается его материальное сокращение по сравнению с сопоставим периодом прошлого года.
По итогам третьего квартала получена скорректированная чистая прибыль в размере 21,6 млрд рублей, а за девять месяцев накопленная скорректированная чистая прибыль составила 48,6 млрд рублей. Это улучшение показателей против прошлого года, когда Компания получила убытки.
Возможность достижения таких результатов и получения материальной чистой прибыли особенно важна, так как новые условия, в которых работает Группа, и переход к капиталоемкой бизнес-модели требуют от бизнеса улучшения операционных потоков и показателей доходности для обеспечения финансирования программы цифровой трансформации и капитальных затрат на закупку запасных частей и проведение ремонтов".
Андрей Чиханчин
Первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот"
Основные
финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное |
3К 2024 |
3К 2023 |
Изм. |
9М 2024 |
9М 2023 |
Изм. |
Выручка |
259 342 |
188 928 |
37,3% |
636 557 |
441 104 |
44,3% |
Скорректированная EBITDA1 |
67 068 |
73 750 |
-9,1% |
184 257 |
139 964 |
31,6% |
Рентабельность EBITDA |
25,9% |
39,0% |
-13,2 п.п. |
28,9% |
31,7% |
-2,8 п.п. |
Прибыль/убыток за период |
17 649 |
-9 322 |
- |
59 936 |
-111 322 |
- |
Скорректированная прибыль/убыток2 |
21 558 |
17 489 |
23,3% |
48 583 |
-2 594 |
- |
Основные
операционные показатели
Показатель |
3К 2024 |
3К 2023 |
Изм. |
9М 2024 |
9М 2023 |
Изм. |
Пассажиропоток, тыс. чел. |
17 097 |
14 894 |
14,8% |
42 511 |
35 821 |
18,7% |
- международные линии |
3 507 |
2 759 |
27,1% |
9 505 |
6 874 |
38,3% |
- внутренние линии |
13 590 |
12 135 |
12,0% |
33 007 |
28 947 |
14,0% |
Пассажирооборот, млн пкм |
45 398 |
38 990 |
16,4% |
113 946 |
92 438 |
23,3% |
- международные линии |
13 408 |
10 216 |
31,2% |
39 251 |
26 788 |
46,5% |
- внутренние линии |
31 990 |
28 773 |
11,2% |
74 696 |
65 650 |
13,8% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм |
49 193 |
43 105 |
14,1% |
126 841 |
105 493 |
20,2% |
- международные линии |
14 983 |
11 863 |
26,3% |
45 257 |
32 327 |
40,0% |
- внутренние линии |
34 209 |
31 242 |
9,5% |
81 585 |
73 166 |
11,5% |
Занятость кресел, % |
92,3% |
90,5% |
1,8 п.п. |
89,8% |
87,6% |
2,2 п.п. |
- международные линии |
89,5% |
86,1% |
3,4 п.п. |
86,7% |
82,9% |
3,9 п.п. |
- внутренние линии |
93,5% |
92,1% |
1,4 п.п. |
91,6% |
89,7% |
1,8 п.п. |
За девять месяцев 2024 года Группа "Аэрофлот" перевезла 42,5 млн пассажиров, на 18,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. На внутренних линиях пассажиропоток увеличился на 14,0%, до 33,0 млн. пассажиров, на международных линиях - на 38,3%, до 9,5 млн пассажиров. Процент занятости пассажирских кресел составил 89,8%, увеличившись на 2,2 п.п. год к году. Пассажирооборот увеличился на 23,3%, а предельный пассажирооборот - на 20,2%. Динамика показателя пассажирооборота определяет объемный фактор роста финансовых результатов.
Выручка
Млн руб., если не указано иное |
3К 2024 |
3К 2023 |
Изм. |
9М 2024 |
9М 2023 |
Изм. |
Выручка от пассажирских перевозок |
245 948 |
179 076 |
37,3% |
600 105 |
413 461 |
45,1% |
в т. ч. регулярные перевозки |
245 373 |
177 035 |
38,6% |
594 411 |
408 527 |
45,5% |
чартерные перевозки |
575 |
2 041 |
-71,8% |
5 694 |
4 934 |
15,4% |
Выручка от грузовых перевозок |
8 991 |
6 058 |
48,4% |
23 279 |
17 049 |
36,5% |
Прочая выручка |
4 403 |
3 794 |
16,1% |
13 173 |
10 594 |
24,3% |
Выручка итого |
259 342 |
188 928 |
37,3% |
636 557 |
441 104 |
44,3% |
Выручка
Группы "Аэрофлот"
за
девять месяцев 2024 года выросла на 44,3%
по сравнению с аналогичным периодом
2023 года и составила 636 557 млн руб. Выручка
от регулярных пассажирских перевозок
увеличилась на 45,5%, до 594
411 млн
руб., что связано преимущественно
с
ростом пассажирооборота. Выручка от
грузовых
перевозок увеличилась на 36,5%, до 23
279 млн
руб., в том числе на фоне роста объема
перевозок грузов и почты на 16,4%. Прочая
выручка увеличилась на 24,3%, до
13
173 млн
руб. В третьем квартале Группа "Аэрофлот"
сохраняла высокие темпы роста выручки
на уровне 37,3%, благодаря регулярному
сегменту и грузовым перевозкам. Снижение
в чартерном сегменте связано с переводом
части рейсов в регулярную программу.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное |
3К 2024 |
3К 2023 |
Изм. |
9М 2024 |
9М 2023 |
Изм. |
Расходы на авиационное топливо |
89 954 |
65 637 |
37,0% |
229 620 |
155 684 |
47,5% |
Операционные расходы за искл. авиационного топлива |
156 108 |
49 800 |
3,1х |
324 474 |
214 860 |
51,0% |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров |
41 922 |
34 062 |
23,1% |
108 897 |
82 715 |
31,7% |
Амортизация и таможенные пошлины |
28 300 |
34 568 |
-18,1% |
85 065 |
103 713 |
-18,00% |
Расходы на оплату труда |
31 995 |
19 357 |
65,3% |
74 896 |
55 554 |
34,8% |
Техническое обслуживание воздушных судов |
21 422 |
7 137 |
3,0х |
40 382 |
15 577 |
2,6х |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы |
3 385 |
2 894 |
17,0% |
10 945 |
8 682 |
26,1% |
Расходы на средства связи |
1 310 |
1 153 |
13,6% |
3 464 |
2 855 |
21,3% |
Операционные расходы за искл. прочих расходов/доходов |
218 288 |
164 808 |
32,4% |
553 269 |
424 780 |
30,2% |
Прочие расходы/доходы, нетто |
27 774 |
-49 371 |
- |
825 |
-54236 |
- |
Операционные расходы итого |
246 062 |
115 437 |
2,1х |
554 094 |
370 544 |
49,5% |
Операционные расходы за девять месяцев 2024 года выросли на 49,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 554 094 млн руб. Рост расходов на фоне расширения производственной программы и увеличения провозных емкостей на 20,2% был частично компенсирован получением доходов от демпфера, учитываемых в статье "Прочие расходы/доходы, нетто". Отмечается увеличение основных статей затрат, в том числе на топливо, аэропортовые сборы, а также на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, что связано в первую очередь с ростом количества рейсов и стоимости товаров и услуг сторонних организаций. В третьем квартале динамика основных статей затрат сопоставима с динамикой девяти месяцев и определялась факторами, указанными ниже. При этом значимое влияние оказало отсутствие в третьем квартале 2024 года прочих доходов, прежде всего неденежных, в частности по результатам страхового урегулирования, которое проводилось в третьем квартале 2023 года, а также начисление ряда резервов под ожидаемые кредитные убытки в отчетном периоде при сокращении демпфера по сравнению с третьим кварталом 2023 года.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 47,5%, или 73 936 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 229 620 млн руб. на фоне роста объемов перевозок. Стоимость тонны авиакеросина выросла на 20,4%. Рост расходов на керосин частично компенсирован выплатами по топливному демпферу, который сгладил негативное влияние высокой стоимости топлива. В третьем квартале отмечается снижение выплат по демпферу на фоне снижения динамики экспортной цены, размер выплаты снизился на 13 665 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 10 452 млн руб. При этом по девяти месяцам общие выплаты по демпферу составили 35 093 млн руб. и сопоставимы с уровнем прошлого года, несмотря на значительный рост расходов.
Операционные расходы за исключением прочих расходов/доходов увеличились на 30,2%, до 553 269 млн руб., при сопоставимой динамике расходов в третьем квартале.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 31,7% и составили 108 897 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен расширением программы полетов и повышением тарифов аэропортов.
Расходы
на амортизацию
и
таможенные пошлины
снизились на 18,0%, до 85
065
млн руб., что связано преимущественно
с восстановлением резерва перед возвратом
по воздушным судам, по которым в 2023 году
завершен процесс урегулирования
отношений с иностранными арендодателями.
Расходы на оплату труда составили 74 896 млн руб., увеличившись на 34,8% на фоне роста производственной программы и инициатив по улучшению условий труда сотрудников.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились в 2,6 раза, до 40 382 млн руб. Значительный рост, с одной стороны, связан с низкой базой аналогичного периода 2023 года, когда в связи с формированием новых логистических цепочек поставок комплектующих отмечалось сокращение расходов по сравнению с нормализованным уровнем, а с другой - со значительным ростом стоимости комплектующих. Ускорение роста в третьем квартале также связано с актуализацией подхода к классификации запасных частей в качестве основных средств, что привело к росту расходов на техническое обслуживание, включая расходные запасные части и сокращению капитализации ремонтов. Поддержание летной годности и безопасности полетов является ключевым и безусловным приоритетом Группы "Аэрофлот", в связи с чем Группа планирует продолжить осуществлять техническое обслуживание воздушных судов вне зависимости от его стоимости.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 26,1% и составили 10 945 млн руб. в связи с ростом расходов на агентов на фоне увеличения объемов перевозок и рекламных услуг для продвижения новых направлений после значительного сокращения расходов на рекламу в прошлые годы.
Расходы на средства связи выросли на 21,3%, до 3 464 млн руб., после существенного снижения годом ранее. Увеличение расходов связано преимущественно с ростом объема перевозок и платежей системы бронирования на фоне роста пассажиропотока Группы на 18,7% по сравнению с девятью месяцами 2023 года.
По статье "Прочие расходы/доходы, нетто" получен расход в размере 825 млн руб. против дохода 54 236 млн руб. за аналогичный период 2023 года. В данной статье учитываются выплаты по топливному демпферу и возврат акциза за авиаГСМ, а также отражен положительный эффект от страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями по семи воздушным судам. Положительный эффект на операционные расходы в размере 8 759 млн руб. за девять месяцев 2024 года возникает в результате превышения списанных обязательств по аренде, резервов на ремонты перед возвратом и кредиторской задолженности над остаточной стоимостью активов в форме права пользования. Данный эффект был сформирован в первом квартале 2024 года и не изменился по сравнению с ранее опубликованной отчетностью. Положительный эффект страхового урегулирования на операционные расходы за девять месяцев и третий квартал 2023 года составил 40 869 млн руб. В третьем квартале 2024 года в составе расходов отражены резервы под ожидаемые кредитные убытки в отношении финансовых активов по договорам аренды в размере 25 488 млн руб., которые носят единоразовый эффект.
Показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) в результате влияния вышеуказанных факторов за девять месяцев 2024 года составил 167 528 млн руб. Скорректированный на эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, создание резервов под ожидаемые кредитные убытки и другие единоразовые эффекты показатель EBITDA составил 184 257 млн руб.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб. |
3К 2024 |
3К 2023 |
Изм. |
9М 2024 |
9М 2023 |
Изм. |
Операционная прибыль |
13 280 |
73 491 |
-81,90% |
82 463 |
70 560 |
16,9% |
Финансовые доходы |
6 717 |
4 246 |
58,2% |
16 404 |
11 297 |
45,2% |
Финансовые расходы |
-25 387 |
-84 962 |
-70,1% |
-50 767 |
-217 930 |
-76,7% |
Прочее |
1 190 |
-221 |
- |
2 525 |
247 |
10,2х |
В 2022 году Группа "Аэрофлот" прекратила отношения хеджирования валютной выручки арендными обязательствами в соответствии с требованиями стандарта МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты". Курсовые переоценки лизингового портфеля отражались в отчете о прибылях и убытках в разделе неоперационные прибыли и убытки. С 1 июля 2024 года Группа "Аэрофлот" возобновила хеджирование валютного риска, возникающего по части будущей выручки, выраженной в долларах США, арендными обязательствами, выраженными в той же валюте. Эффективная часть изменений
в справедливой стоимости финансовых инструментов, предназначенных для хеджирования потоков денежных средств, отражается в составе прочего совокупного дохода и накапливается в резерве по инструментам хеджирования в составе капитала. Прибыль или убыток, относящиеся к неэффективной части, отражаются отдельной строкой в консолидированном Отчете о прибыли или убытке. В связи с тем, что на 30 сентября 2024 года 37% лизинга в денежном выражении переведено в рубли, в Отчете о прибыли или убытке с учетом возобновления применения стандарта отражаются переоценки только по четверти лизингового портфеля. Переоценки по оставшейся части долларового портфеля отражаются в капитале и переносятся в расходы отчетного периода пропорционально их реализации. На 30 сентября 2024 года накопленный убыток от переоценки обязательств по аренде в сумме 16 951 млн руб. до вычета отложенного налога в сумме 4 238 млн руб., представляющий эффективную часть хеджирования, был отражен в составе резерва по инструментам хеджирования. За девять месяцев 2024 года убыток, перенесенный из резерва по инструментам хеджирования в состав прибылей и убытков, составил 403 млн руб.
Финансовые доходы за девять месяцев 2024 года увеличились на 45,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 16 404 млн руб., и включают в основном доходы по размещению свободных денежных средств на депозиты по более высоким ставкам.
Финансовые
расходы
снизились на 76,7%, до
50
767 млн
руб. по сравнению с 217
930
млн руб. за девять месяцев 2023 года,
включавшими 151 686
млн
руб. валютной переоценки, из которой 54
650 млн
руб. приходились на третий квартал 2023
года. За девять месяцев 2024 года в данной
статье отражены процентные расходы по
аренде и по кредитам, а также отрицательный
эффект от
списания
финансовых активов по договорам аренды
в связи с реализацией сделок страхового
урегулирования в указанный период в
сумме 4 805 млн руб.
Налог на прибыль за отчетный период включает переоценку отложенных налоговых активов и обязательств в связи с предстоящим повышением налога на прибыль для юридических лиц с 20% до 25%. Эффект от данной переоценки составил 23 162 млн руб.
Чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за девять месяцев 2024 года составила 59 936 млн руб., против убытка 111 322 млн руб. за аналогичный период прошлого года. При этом оба показателя содержат эффект курсовых переоценок, а также ряд других единоразовых эффектов. Чистая прибыль девяти месяцев 2024 года содержит эффект положительной валютной переоценки арендных обязательств в размере 5 788 млн руб., положительный единоразовый нетто-эффект страхового урегулирования в размере 3 954 млн руб., а также ряд других эффектов в нетто размере 1 611 млн руб. Скорректированная чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за девять месяцев 2024 года составила 48 583 млн руб. против скорректированного убытка 2 594 млн руб. за девять месяцев 2023 года.
По итогам третьего квартала 2024 года чистая прибыль составила 17 649 млн руб. против убытка 9 322 млн руб. за аналогичный период прошлого года. Скорректированная на эффект валютной переоценки арендных обязательств и другие единоразовые эффекты чистая прибыль составила 21 558 млн руб. против скорректированной прибыли 17 489 млн руб. за третий квартал 2023 года.
Долговая нагрузка
Млн руб. |
30.09.2024 |
31.12.2023 |
Изменение |
Кредиты и займы3 |
69 258 |
104 368 |
-33,60% |
в т.ч. кредиты банков и облигации |
53 386 |
88 175 |
-39,50% |
Обязательства по аренде |
620 962 |
642 883 |
-3,4% |
Пенсионные обязательства |
514 |
554 |
-7,2% |
Общий долг |
690 734 |
747 805 |
-7,60% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции |
121 349 |
117 126 |
3,6% |
Чистый долг |
569 385 |
630 679 |
-9,70% |
Общий долг по состоянию на 30 сентября 2024 года снизился на 7,6% по сравнению с 31 декабря 2023 года, до 690 734 млн руб. Задолженность по кредитам и займам снизилась на 33,6%. При этом сумма кредитной задолженности (сумма банковского долга и задолженности по облигациям) снизилась на 39,5%, до 53 386 млн руб.
Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился на 3,6% по сравнению с 31 декабря 2023 года и составил 121 349 млн руб. Размер денежных средств на балансе поддержан улучшением доходности операционной деятельности, а также сезонным фактором роста доходов от бронирований на высокий летний сезон. Чистый долг на 30 сентября 2024 года составил 569 385 млн руб., что ниже показателя 31 декабря 2023 года на 9,7%.
Кредитный
профиль и кредитные рейтинги
Компании улучшились в 2024 году. Рейтинговое
агентство "Эксперт РА" в апреле
повысило кредитный рейтинг ПАО "Аэрофлот"
сразу на две ступени до ruAA, прогноз
стабильный, подтвердив данный рейтинг
в ноябре. В июле ПАО "Аэрофлот"
впервые получило рейтинг от агентства
"АКРА", также на уровне АА(RU), прогноз
стабильный.
1 Показатель EBITDA скорректирован на эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, резервы под ожидаемые кредитные убытки, резервы на предоплату за поставку воздушных судов, а также прочие резервы.
2 Чистая прибыль/убыток скорректированы на курсовой эффект от аренды, эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, резервы под ожидаемые кредитные убытки, резервы на предоплату за поставку воздушных судов, эффект от переоценки отложенных налоговых активов и обязательств, а также прочие резервы.
3 В апреле 2023 года ПАО "Аэрофлот" была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 воздушных судов Boeing 777. Полученное от арендодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заемных средств.