О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт Красноярск: хаб с сибирским характером

Из небольшого аэровокзала советской эпохи аэропорт Красноярска за 45 лет превратился в стратегически важный сибирский авиаузел. Сегодня это заметная точка на воздушной карте страны, где ежегодно начинаются и заканчиваются миллионы путешествий. История аэропорта - это история диалога времен, где уважение к прошлому гармонично переплетается с динамикой будущего.

Из городской черты в Емельяново

До конца 1970-х годов красноярский аэропорт был важным транзитным пунктом между востоком и западом СССР. Из него можно было улететь в любой город страны - от Архангельска до Владивостока. По воспоминаниям ветеранов авиационной отрасли, за сутки только в Москву из Красноярска вылетало 19 рейсов. Когда в красноярском авиаотряде появились реактивные самолеты Ту-154, вмещавшие до 180 пассажиров и развивавшие скорость до 850 километров в час, путь в столицу сократился до четырех часов с прежних шести-семи, которые требовались турбовинтовым Ил-18.

Однако новым мощным крылатым машинам требовался более долгий разбег. Длина старой полосы была всего 2350 метров, и только мастерство пилотов позволяло отрывать самолеты от земли в непосредственной близости от городских улиц. В конце 60-х годов в Красноярске приняли решение построить новую воздушную гавань. Выбор пал на расположенный в 27 километрах от города населенный пункт Емельяново.

Строительство нового аэропорта началось в 1970 году. Спустя 10 лет, 25 октября 1980 года, красноярский аэропорт Емельяново ввели в эксплуатацию. Первым на его взлетно-посадочную полосу длиной 3700 метров приземлился прилетевший из Москвы самолет Ил-62.

В ритме жизни страны

Красноярская воздушная гавань жила в ритме всей страны. В 1990-е годы начали появляться частные авиакомпании. В 1993 году из Красноярска запустили международные рейсы. В 90-е годы из Красноярска самолеты летали как по всей России, так и за рубеж по трансполярным маршрутам. В 2000-х годах стали осуществляться рейсы в Таиланд, Турцию и Египет.

В середине 2010-х стало очевидно, что инфраструктура аэропорта требует модернизации, и краевые власти привлекли к этому масштабному процессу частного инвестора. В 2015 году началось строительство нового аэровокзального комплекса, и 26 декабря 2017 года распахнул свои двери современный и технологичный терминал, ставший визитной карточкой не только города, но и всего Красноярского края.

В 2019 году воздушную гавань официально переименовали в аэропорт Красноярск - без Емельяново. Теперь название совпадает с международным кодом KJA. В том же году ввели в эксплуатацию Деловой терминал - реконструированное здание старого аэровокзала. В нем есть деловой центр, ресторан сибирской кухни и аэроотель с видом из номеров на взлетную полосу.

В 2021 году закончили строительство магистрально-рулежной дорожки с тремя примыканиями, что позволило принимать не 12, а до 24 рейсов в час. А в 2024 году завершили первый этап реконструкции перрона, в результате которой увеличили количество стоянок для воздушных судов, в том числе сделали две специальные для противообледенительной обработки самолетов - суровый сибирский климат обязывает.

Во многом уникальный

Расположенный в центре России аэропорт Красноярск является не только технологичным объектом, но и воплощает сибирскую идентичность.

Входная группа - цитата вантового Виноградовского моста, одной из знаковых красноярских достопримечательностей. В интерьере много материалов, напоминающих природный камень - в честь знаменитых "Красноярских Столбов". На стенах принты с территориальным брендом "Енисейская Сибирь", узор напольной плитки напоминает волны могучего Енисея, а в центре атриума установлен арт-объект - аллюзия на казацкий струг, на котором пришли отцы-основатели Красноярского острога под предводительством Андрея Дубенского.

Промышленный потенциал региона представляет полноразмерный макет спутника "Экспресс-АМ8". Сам спутник, созданный красноярскими специалистами, с 2015 года обеспечивает услуги связи и вещания на территории от Европы до Америки. Но главный здесь - белый рояль, установленный в память о Дмитрии Хворостовском, чье имя воздушная гавань получила в рамках проекта "Великие имена России".

Здесь очень любят интересные мероприятия. Так, 26 сентября 2020-го состоялся благотворительный забег на пять километров по взлетно-посадочной полосе, приуроченный к 40-летию аэропорта Красноярск, - единственный в своем роде в действующем аэропорту. Примерно через год, 3 августа 2021 года, на перроне аэропорта спортсмен в специальной упряжке протащил пассажирский Boeing 737-800 авиакомпании NordStar весом 65 тонн 188 килограммов, поставив рекорд России по трак-пулу, который не побит до сих пор.

Сибирский хаб

Сегодня воздушная гавань входит в топ-15 крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку. По данным пресс-службы, в 2024 году через красноярский хаб прошло более 4 282 700 пассажиров. И в этом году планируется даже увеличить эту цифру.

Из Красноярска по 72 направлениям выполняют рейсы 25 авиакомпаний. Львиная доля трафика приходится на авиакомпании группы "Аэрофлот". Дело в том, что с 2021 года аэропорт Красноярск является сибирским хабом "Аэрофлота". Кроме развитой маршрутной сети, национальный перевозчик базирует в аэропорту до 12 воздушных судов авиакомпании "Россия".

А близость Китая рисует перспективы стать узловым аэропортом и для рейсов из этой страны, своего рода точкой входа на российский рынок. Красноярск находится практически в центре Евразийского континента. Для китайских авиакомпаний это означает оптимальную дальность перелета до крупных городов Сибири, Урала и Центральной России.

Аэропорт с душой

Аэропорт Красноярск - это не просто взлетно-посадочная полоса и терминалы, это своего рода город в городе, который живет своей насыщенной жизнью и никогда не спит. Работающие в аэропорту люди, а их 1650 человек, стремятся сделать все для того, чтобы обеспечить безопасность полетов и комфорт пассажиров, что нашло отклик в их сердцах. Так, в 2022 и 2024 годах аэропорт Красноярск стал дипломантом Национальной авиационной премии "Крылья России" и признан победителем в номинации "Аэропорт года - лидер пассажирских симпатий".

"Мы не стоим на месте и продолжаем развиваться как региональный хаб, реализовывать трансферный потенциал, увеличивать за счет этого пассажиропоток", - заявляет генеральный директор аэропорта Игорь Ивлиев, добавляя, что в перспективе продолжится также модернизация инфраструктуры аэропорта, в том числе с использованием успешного опыта государственно-частного партнерства.

Отмечая 45-летие международного аэропорта Красноярск, сотрудники стремятся к тому, чтобы он становился суперсовременным, оставаясь при этом уютным. Быть надежным, технологичным и по-настоящему гостеприимным - вот присущий аэропорту код подлинно сибирского характера, утверждают красноярские авиаторы.

Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка