О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт не роскошь - воздушная гавань Петропавловска нуждается в субсидиях

Главные проблемы гражданской авиации в Казахстане: ограниченность бюджета, дефицит кадров и высокая стоимость авиатоплива. Об этом говорит директор международного аэропорта "Кызыл-Жар" Петропавловска Абул Кекилбаев. В интервью Информбюро он рассказал, с какими вызовами сталкиваются региональные воздушные гавани, пишет Qazaqstan Media.

Абул Кекилбаев возглавил аэропорт в октябре 2025 года. В первый день прошел аудит Авиационной администрации, по итогам которого аэродром получил сертификат годности на два года.

За последнее время реализовали важные изменения. Капитальный ремонт базы ГСМ позволил начать дозаправку воздушных судов - чартер из Шарм-эш-Шейха полностью заправляется в Петропавловске. Внедрили противообледенительную обработку, персонал прошел обучение, служба СПАСОП получила две пожарные машины.

Помимо чартера терминал обслуживает три регулярных направления - Астану, Алматы, Шымкент. Два маршрута субсидируются, рейс в Алматы работает на коммерческой основе. Аэродром после реконструкции 2017 года в хорошем состоянии, но ключевая проблема - нехватка специалистов.

"Это скорее системная задача, чем единичный недостаток. Пока в гражданской авиации нет единой кадровой политики, которая связывала бы образовательные учреждения, отраслевые потребности и государственные планы развития", - говорит Кекилбаев.

По его словам, подготовка специалистов не всегда соответствует потребностям отрасли, поэтому пилоты, инженеры и техники уезжают за границу. Также он прокомментировал предложение снять ограничения на эксплуатацию грузовых самолетов старше 25 лет.

"В мировой практике грузовые перевозки нередко выполняются на самолетах старше 25 лет. Ключевой вопрос: насколько качественно обеспечивается их летная годность. Это напрямую зависит от подготовки инженеров и инспекторов", - считает Абул Кекилбаев.

Эксперт уверен, что без субсидий региональные аэропорты развиваться не смогут.

"Сегодняшние тарифы на услуги аэропортов не покрывают фактическую себестоимость, - говорит он. Большинство аэропортов с пассажиропотоком до 500 тысяч человек работают с хроническим дефицитом".

При этом 90 % субсидий идут авиакомпаниям, а аэропортам достается лишь 7-8 %. Кроме того, по закону субсидии могут получать только объекты коммунальной собственности с пассажиропотоком менее 200 тысяч человек.

"По факту этим критериям сегодня соответствует только Павлодар. А такие социально значимые аэропорты, как Петропавловск, Кокшетау, Уральск, Жезказган и Тараз, поддержки лишены из-за формы собственности. Региональные аэропорты - это не роскошь, а стратегическая часть транспортной системы страны. Без субсидий их развитие будет заблокировано", - комментирует Абул Кекилбаев.

Он подчеркивает, что тарифы должны соответствовать экономическим реалиям и быть инструментом стимулирования инвестиций.

Авторские права на данный материал принадлежат «Qazaqstan Media». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка