О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO₂ на международных рейсах

С 2026 года российские авиаперевозчики будут обязаны вести учет выбросов углекислого газа на международных направлениях и предоставлять соответствующие отчеты в Минэкономразвития.

Новые нормы станут частью адаптации российской авиации к международной системе CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation), разработанной Международной организацией гражданской авиации (ICAO) для снижения углеродного следа отрасли.

Поправки к Воздушному кодексу и федеральному закону "Об ограничении выбросов парниковых газов" могут вступить в силу уже с 1 сентября 2026 года, следует из законопроекта Минэкономразвития.

По словам первого замглавы ведомства Максима Колесникова, без внедрения механизмов CORSIA российские авиакомпании рискуют столкнуться с "дополнительными международными ограничениями". Для участия в системе потребуется расширить государственный учет парниковых газов и создать национальную систему аккредитации организаций-верификаторов, которые будут проверять корректность отчетов авиаперевозчиков.

Программа CORSIA действует с 2016 года и объединяет страны - члены ICAO в рамках единого рынка углеродных компенсаций. Ее принципы основаны на покупке углеродных единиц для покрытия выбросов сверх базового уровня и использовании авиационного топлива, соответствующего критериям устойчивости (CORSIA Eligible Fuels - CEF).

Система внедряется поэтапно:
  • экспериментальный период - 2021-2023 годы;
  • первый этап (добровольный) - 2024-2026 годы;
  • второй этап (обязательный) стартует в 2027-м и охватит более 90% мировых авиаперевозок, включая Россию.
Базовым уровнем выбросов для расчета компенсаций установлено 85% от уровня 2019 года. Выплаты за превышение начнутся в 2031 году.

В России законопроект расширит действие федерального закона о парниковых газах, который сейчас распространяется только на компании с выбросами свыше 50 тыс. т CO₂ в год. Для авиационной отрасли порог снизят до 10 тыс. т. Перевозчики должны будут утверждать планы мониторинга топлива, проходить независимую верификацию данных и реализовывать меры по компенсации выбросов.

Методы учета топлива и правила формирования отчетности разработает Минтранс, а контроль за аккредитацией верификаторов возьмет на себя правительство.

От требований освобождаются рейсы, выполняемые в гуманитарных, медицинских, противопожарных целях, а также полеты, связанные с обеспечением обороны и безопасности страны.

Согласно оценке российского подразделения международной компании Earthood, соблюдение новых стандартов обойдется отечественным авиакомпаниям в 61-258 млрд рублей в период с 2027 по 2035 год. Эти расходы будут связаны с закупкой устойчивого (но более дорогого) авиационного топлива и уплатой компенсаций за превышение лимитов выбросов. При этом производство устойчивого SAF-топлива в России пока не налажено.

По словам гендиректора Friendly Avia Support Александра Ланецкого, требования CORSIA выгодны производителям современных самолетов с более низким уровнем эмиссии. Однако дополнительные издержки могут быть переложены на пассажиров. Ланецкий отмечает, что в Европе тарифы на авиаперевозки уже выросли на 20-30% - в том числе из-за внедрения аналогичных механизмов.
Авторские права на данный материал принадлежат «Экосфера». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка