О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бери авиадвигатели лучше, летай дольше!

Двигатель с наименованием 177С – один из ключевых экспонатов ОДК на прошедшей на прошлой неделе выставке Dubai Airshow 2025. Моторостроители представили полноразмерный макет этой силовой установки, однако реальное изделие не просто существует, но и подтвердило свои характеристики в ходе стендовых и лётных испытаний. Поэтому интерес к нему со стороны специалистов, в том числе и потенциальных зарубежных заказчиков, вполне объясним. В относительно короткие сроки эксплуатанты самолётов семейства "Су" могут получить новые возможности, не затрачивая колоссальные средства на перевооружение своих машин.

Глубоко модернизированные самолёты семейства Су-27 / Су-30 составляют основу парка оперативно-тактической авиации России. Соответственно, наиболее распространённым двигателем в отечественной боевой авиации является АЛ-31Ф – выдающийся представитель четвёртого поколения моторов. Безусловно, Су-57 становится достойной сменой Су-27 и Су-35. Однако уже сейчас есть возможность поднять на новый уровень характеристики уже эксплуатируемых комплексов. И основным инструментом для этого может стать ремоторизация самолётов.

Для существующих бортов самым действенным способом увеличения массы полезной нагрузки является повышение тяги двигателя, причём, желательно, на относительно экономичном бесфорсажном режиме. Для того, чтобы частые вылеты самолетов не оборачивались постоянным выводом на обслуживание и ремонт самолётов-носителей, нужно повышать ресурсные характеристики основных систем воздушных судов, и прежде всего – двигателей. Наконец, для того чтобы уже существующий парк многоцелевых самолетов можно было наделить новыми свойствами, важно, чтобы новые двигатели, применяемые для ремоторизации, имели массогабаритные характеристики, аналогичные двигателям предыдущего поколения.

Изучение основных характеристик 177С, озвученных в ходе выставки в Дубае, позволяет сделать вывод, что поставленные перед конструкторами задачи в полной мере решены. Относительно двигателей АЛ-31Ф/ФП, используемых в составе Су-34, а также многоцелевых Су-30СМ, тяга новинки увеличена с 12,5 тыс. до 14,5 тыс. кгс. Что не менее важно, возросла и тяга на максимальном бесфорсажном режиме – теперь она составляет порядка 9 тыс. кгс. Именно это обстоятельство позволяет в ряде случаев решать задачи, не выходя на форсажный режим, а это означает снижение расхода топлива. Впрочем, повышение параметров цикла позволило и без изменения подхода к пилотированию самолёта снизить расход топлива на 7 %, что означает либо повышение дальности полёта при сохранении массы полезной нагрузки, либо увеличение нагрузки с сохранением дальности. Но, пожалуй, самое главное – у новинки существенно увеличен назначенный и межремонтный ресурсы. Относительно АЛ-31Ф, 177С сможет отработать не менее 6000 часов, проходя ремонты каждые 1500 часов. Это означает, что каждый самолёт сможет выполнить больше вылетов на задание, прежде чем его двигатели потребуется снять с борта и отправить на ремонт.

За счёт чего достигнуто увеличение показателей? Свой вклад внесли новые материалы, новые технологии производства деталей и узлов. Кроме того, модифицированная силовая установка оснащена электронной системой автоматического регулирования с полной ответственностью для управления, регулирования, контроля и оперативного диагностирования двигателя и его основных систем.

Обратимся к сообщению пресс-службы Объединенной двигателестроительной корпорации Госкорпорации Ростех, распространённому в дни проведения Dubai Airshow 2025. Там отмечается, что "реализованные конструкторские решения обеспечивают повышенную тягу при тех же габаритах и массе, что и у базового АЛ-31Ф/ФП, установленного на самолётах семейства "Су". При этом доработка исходных самолётов для применения на них 177С практически не потребуется.

Что дальше?

Авиационные двигатели каждого последующего поколения оказываются дороже предшественников, сроки их разработки, с учётом создания необходимого научно-технического задела, увеличиваются. Поэтому нынешнему поколению авиадвигателей уготована достаточно долгая жизнь. Для того, чтобы характеристики и возможности изделий и спустя десятилетия не утрачивали своей актуальности, нужно закладывать в моторы большой модернизационный потенциал.

В ОДК особо отмечают, что 177С обладает большим потенциалом модернизации. "При снижении требований по ресурсу возможно дополнительное увеличение его тяги, — отмечается в пресс-релизе корпорации. — Специалисты ОДК также разрабатывают модификацию 177С для применения в перспективных авиакомплексах пятого поколения. В настоящий момент новая разработка находится в активной фазе испытаний в России. В модификации ещё выше тяга и ещё меньше расход топлива на всех режимах. Это с большим запасом обеспечит крейсерский сверхзвуковой полёт на всех высотах". По имеющимся данным, тяга у модификации "177С" будет зафиксирована на уровне 16 тыс. кгс.

Таким образом, наша страна в ближайшее время получит надёжные двигатели для перспективных авиакомплексов, которые, вероятно, смогут претендовать на звание поколения 5+.

Фотография - ОДК.

Авторские права на данный материал принадлежат «Агентство "АвиаПорт"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка