Что делать, если отменили или задержали рейс
Напоминаем, чего требовать от авиакомпаний, можно ли рассчитывать на компенсацию и куда обращаться, если самолет не вылетел вовремя
При задержке рейса пассажир может:
- отказаться от полета. Такой отказ считается вынужденным, и компания должна вернуть стоимость авиабилета, даже если он был "невозвратным";
- потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда. Например, если он не успел на деловую встречу и понес убытки или ему пришлось покупать новые билеты у другой авиакомпании;
- взыскать с перевозчика штраф.
В Ассоциации туроператоров (АТОР) уточняли, что авиакомпания освобождается от компенсации стоимости авиабилета, если рейс задержан или отменен из-за стихийного бедствия, военных действий, погодных условий, отмены или запрета рейсов компетентными органами, угрозы жизни и здоровью пассажиров при выполнении рейсов. При этом авиакомпания должна создать пассажирам комфортные условия, пока они ждут вылет рейса.
Какие права есть у пассажиров задержанных рейсов?
При задержке рейса пассажир может:
- отказаться от полета. Такой отказ считается вынужденным, и компания должна вернуть стоимость авиабилета, даже если он был "невозвратным";
- потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда. Например, если он не успел на деловую встречу и понес убытки или ему пришлось покупать новые билеты у другой авиакомпании;
- взыскать с перевозчика штраф.
Однако вернуть деньги за билет и получить дополнительную компенсацию можно, если в задержке или отмене рейса виноват именно авиаперевозчик. Например, когда речь идет о неисправности борта, нехватке самолетов, изменении расписания и т.п. Если рейс задержался из-за непогоды, то оформить возврат, скорее всего, не получится.
В Ассоциации туроператоров (АТОР) уточняли, что авиакомпания освобождается от компенсации стоимости авиабилета, если рейс задержан или отменен из-за стихийного бедствия, военных действий, погодных условий, отмены или запрета рейсов компетентными органами, угрозы жизни и здоровью пассажиров при выполнении рейсов. При этом авиакомпания должна создать пассажирам комфортные условия, пока они ждут вылет рейса.
Какие услуги пассажиры задержанного рейса могут получить в аэропорту?
Пункт 99 Федеральных авиационных правил четко прописывает, на что может рассчитывать пассажир задержанного рейса.
Так, если вылет задерживается более двух часов, то перевозчик должен:
- бесплатно предоставить напитки;
- обеспечить возможность сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте;
- бесплатно пустить в комнату матери и ребенка семьи с детьми до семи лет.
Если рейс задержали более чем на четыре часа, то авиакомпания должна предоставить горячее питание и дальше кормить пассажиров каждые шесть часов днем и восемь часов — ночью.
Если вылет перенесли более чем на восемь часов днем или более чем на шесть часов ночью, компания обязана разместить клиентов в отеле и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом незнакомые люди не могут жить в одном номере. И в любом из случаев перевозчик должен организовать хранение багажа.
При этом, если пассажир недоволен качеством питания или гостиницы, он может отказаться от предложенных авиакомпанией вариантов и самостоятельно оплатить те, что считает приемлемыми. Потом он имеет право потребовать компенсировать ему эти затраты. Для этого нужно составить заявление, приложить к нему копии документов, подтверждающих расходы, и отправить в офис авиакомпании. В АТОР советовали при выборе питания и размещения все-таки исходить из принципов разумности и понимать, что "компенсировать обед в мишленовском ресторане или ночь в президентском люксе пятизвездочного отеля авиакомпания откажется".
Кроме того, пассажиры имеют право получать полную и достоверную информацию о причинах задержки и предполагаемом времени вылета.
Есть разница, находятся пассажиры в терминале аэропорта или уже сидят в самолете?
В законодательстве прописаны обязанности авиакомпаний "в период ожидания" вылета рейса. Но не указано, как меняются обязательства перевозчика при смене дислокации клиента.
Юристы поясняют, что в ситуации, когда пассажиры ждут вылета уже непосредственно в самолете, у них есть те же права, что и при обычной задержке рейса: им должны предоставить напитки, еду, возможность позвонить. У них есть право покинуть самолет, но это будет непросто сделать технически и займет какое-то время, поскольку экипажу придется согласовать эти действия со службами аэропорта, дождаться трапа.
При этом на борту пассажиры должны подчиняться указаниям экипажа, а окончательное решение об отмене рейса (когда люди уже в самолете) принимает командир судна.
Какую дополнительную компенсацию можно получить?
Если пассажир не улетел своим рейсом в России, то ему должны уплатить:
- штраф в размере ста рублей за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы;
- По идее, пассажир может претендовать еще на 3% от стоимости билета за каждый час просрочки по закону "О защите прав потребителей". Но эксперты отмечают, что суды обычно отказываются взыскивать неустойку одновременно со штрафом, предусмотренным Воздушным кодексом.
- На международных рейсах можно претендовать на компенсацию по Монреальской конвенции, которую Россия ратифицировала в 2017 году. Она устанавливает максимальный размер выплаты в специальных правах заимствования (СДР, Special Drawing Rights) — до 4 150. Впрочем, с практическим применением положений конвенции в российских реалиях возникают проблемы. Кроме того, многое зависит от того, куда направляется путешественник: в странах Азии и Африки, скорее всего, придется ориентироваться на местное законодательство.
Что делать, если рейс отменили?
В этом случае авиакомпания обязана вернуть пассажиру полную стоимость авиабилета — если рейс отменен по ее вине. Для этого нужно обратиться на стойку авиакомпании в аэропорту, в кассу или оформить возврат на сайте авиаперевозчика. Для возврата средств придется написать заявление в произвольной форме и приложить к нему авиабилеты. На ответ у перевозчика есть 30 дней. Если договориться не удалось, то единственный способ урегулировать спор — обращение в суд.
Если человек купил тур, а его рейс отменили, то решать задачу по доставке туриста к месту отдыха будет туроператор. Человеку нужно обратиться к своему туроператору, написав письмо в произвольной форме. Он либо купит другие билеты, либо компенсирует стоимость тура.
Что делать, если из-за этой ситуации вы опоздали на стыковочный рейс?
Все зависит от того, какой у вас билет:
- Один билет одной авиакомпании. При задержке первого рейса вы улетите в любом случае – это вопрос времени. Авиакомпания сделает все, чтобы отправить вас следующим рейсом.
- Один билет двух авиакомпаний. Если авиакомпании разные, но билет на одном бланке, то между ними существует договор о сотрудничестве. Проблему будет решать та авиакомпания, которая задержала рейс.
- Два билета одной или двух авиакомпаний. Если ваши билеты на двух разных бланках, риск не улететь увеличивается: формально вы не являетесь транзитным пассажиром. Соответственно, при опоздании на пересадку билет на второй рейс "сгорает", даже если вы летите рейсами одной авиакомпании.