Двигатель, открывающий новые горизонты
Поставки лёгких двухдвигательных вертолётов "Ансат" для санавиации, стартовавшие в середине прошлого десятилетия, серьёзно преобразили облик этого сегмента. Отечественным эксплуатантам было передано порядка 40 таких машин, оснащённых медицинскими модулями. Всего же построено более 140 "Ансатов", часть из них была экспортирована. Сегодня вертолётостроители испытывают импортозамещённую версию машины, главным отличием которой от предшественника является применение российских двигателей ВК-650В. Именно они "отвечают" за высокие основные лётно-технические характеристики "Ансат-М". Выставка Dubai Airshow 2025, прошедшая на прошлой неделе, стала местом представления и нового вертолёта, и его силовой установки.
Создание турбовального двигателя ВК-650В ознаменовало новый этап развития отечественного двигателестроения. Запущенные в конце прошлого десятилетия программы ВК-650В и ВК-1600В опираются на современные конструктивные решения, передовые материалы и технологии изготовления. Богатый опыт разработки вертолётных двигателей и широкое применение цифровых технологий проектирования позволили предприятию "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) достаточно быстро создать новые силовые установки. Так работы по ВК-650В были запущены в 2019 году, в 2023 году завершились инженерные испытания, а в декабре прошлого года российские авиационные власти выдали сертификат типа на новый двигатель.
ВК-650В имеет мощность на взлётном режиме на уровне 650 л.с. Новый двигатель обладает высокими удельными характеристиками – низким расходом топлива и высоким ресурсом основных деталей, что позволяет его эксплуатировать длительное время без проведения ремонта. Новинка оснащена современной цифровой системой автоматического регулирования, имеет мощность на чрезвычайном режиме 750 л.с.
В качестве платформы для использования этого двигателя прежде всего рассматривается импортозамещённый "Ансат-М". Однако на эти же двигатели нацелены разработчики обновлённой версии вертолёта Ка-226, может найти применение новинка и на однодвигательной винтокрылой машине. Как отметил генеральный директор ОДК Александр Грачев, "двигатели ВК-650В востребованы в самом массовом сегменте рынка – для лёгких одно- и двухдвигательных вертолётов класса 2–4 тонны". Как Dubai Airshow 2025, так и другие выставки показывают, что интерес к двигателю проявляют не только отечественные разработчики, но и иностранные вертолётостроители.
Также в качестве целевого сегмента для применения ВК-650В рассматриваются беспилотные летательные аппараты различной размерности, летательные аппараты вертикального и сверхкороткого взлёта и посадки. Для подобных воздушных судов будет востребована гибридная силовая установка, в основе которой будет турбогенератор, приводные двигатели и система управления. При мощности газотурбинного двигателя 400 кВт гибридная силовая установка обеспечит мощность 500 кВт. Высокая топливная эффективность, отличные ресурсные показатели и возможность создания летательных аппаратов с новыми компоновочными решениями – всё это станет доступно благодаря применению ВК-650В.
Первый опытный образец импортозамещённого "Ансат-М" начал лётные испытания в сентябре нынешнего года. Машина показала устойчивость и управляемость, подтвердила работоспособность оборудования и основных систем. Сегодня машина проходит предварительные испытания, производится отладка систем и подготовка к сертификационным испытаниям.
Показанный в Дубае "Ансат-М" выполнен в санитарной версии. Длительное время российские заказчики должны были выбирать: либо приобрести относительно небольшой и экономичный "Ансат", но довольствоваться умеренной дальностью полёта, либо выбрать решение на базе Ми-8АМТ или Ми-8МТВ-1, заплатив за увеличение радиуса действия более высокой стоимостью при покупке и дорогим лётным часом. Благодаря экономичности силовой установки и использованию новой топливной системы "Ансат-М" сможет выполнять полёты на дальность до 660 км, а с использованием дополнительных баков – и до 800 км. А то обстоятельство, что ВК-650В имеет большую мощность, чем ранее применявшиеся канадские моторы, открывает возможность при будущей модернизации вертолёта продолжить наращивать характеристики отечественной машины.
Фотография - ОДК.