О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Инженеры закладывают принципы биоподобия в конструкции будущих самолетов"

Вице-президент РАН академик Чернышев - о новых авиационных технологиях, которые разрабатывают в России

В России спроектировали самолеты на 220-250 пассажиров в компоновке "летающее крыло", которая позволит перевозить на 45% больше полезной нагрузки, чем современные аналоги. Об этом в интервью "Известиям" рассказал научный руководитель ЦАГИ, вице-президент РАН академик Сергей Чернышев. Также он сообщил о других передовых разработках в самолетостроении - биоподобных сетчатых авиационных конструкциях, применении эффекта суперциркуляции потока, беспилотнике вертолетного типа с изменяемой геометрией сопел и других инновациях.

"Большинство исследований ориентированы на создание новых технологий, а не самолетов"

- Сергей Леонидович, на каких проектах сейчас сосредоточены специалисты вашего института?

- ЦАГИ - это ведущий научный центр авиационной промышленности России. Главная обязанность, которую на нас возлагают, - это создание научно-технического задела, необходимого для успешного развития авиации. Другое важное направление - это проведение испытаний, которые обеспечат достижение заданных технических характеристик летательного аппарата.

Разработка новой авиатехники способствует укреплению суверенитета страны. Основное внимание уделяется вопросам безопасности и эффективности полетов.

- Расскажите, какие новые разработки создают в институте?

- Большинство исследований ориентированы на создание новых технологий, а не самолетов. Это во многом рутинная модернизация. Однако через 10-30 лет эти технологии позволят получить принципиально новые типы летательных аппаратов.

Например, уходят в прошлое традиционные формы самолетов типа "труба с крылом" и висящими двигателями на нем. Сейчас такие схемы близки к пределу возможностей по их аэродинамическим характеристикам.

Новые разработки связаны с интегральными схемами, в которых трудно сказать, где заканчивается фюзеляж и начинается крыло. На инженерном сленге такие схемы получили название "летающее крыло". Согласно расчетам, такие компоновки летающего крыла могут скачкообразно улучшить аэродинамические качества самолетов на 25-30% по сравнению с лучшими нынешними образцами авиационной техники.

Сейчас мы воплощаем концепты таких воздушных судов в виде цифровых двойников и уменьшенных готовых моделей, с которыми проводим численные эксперименты и натурные испытания в аэродинамических трубах.

"Сетчатую конструкцию заложили в проект крыла и фюзеляжа нового пассажирского сверхзвукового самолета"

- Можете привести примеры проектов новых воздушных судов?

- Да, например, в ЦАГИ закончили комплексные исследования вариантов компоновки нового самолета для магистральных пассажирских перевозок (то есть 220-250 пассажиров на дальность до 10 тыс. км). В качестве оптимальной конструкции определили компоновку с овальным в поперечном сечении фюзеляжем, среднерасположенным крылом и интегральным наплывом между ними.

Такой наплыв участвует в создании подъемной силы и более выгоден с точки зрения аэродинамики. Также он дает большую строительную высоту в корневой части крыла, что позволяет увеличить его удлинение. При этом дополнительные объемы внутри наплыва позволяют разместить в нем шасси и многие функциональные системы самолета.

Вместе с тем приплюснутая конструкция фюзеляжа имеет пониженное лобовое сопротивление. При этом создается внутренний объем для комфортного размещения пассажиров на верхней палубе и груза - на нижней. Такая компоновка позволяет перевозить на 45% больше полезной нагрузки, чем два отсека в классическом варианте.

- Какие еще "рутинные" проекты создают в ЦАГИ?

- Сегодня много говорят о биоподобных технологиях. То же происходит и в авиастроении. Инженеры закладывают принципы биоподобия в конструкции будущих самолетов. Одно из таких решений - внедрение вместо традиционного силового каркаса (продольных стрингеров и поперечных шпангоутов) бионических сетчатых конструкций. Они имеют структуру, которая напоминает строение живых тканей - растений или животных.

Такой подход позволяет уплотнить сетку в местах, где больше нагрузок, и сделать реже, где они незначительные. Это уменьшает вес воздушного судна, что во многом определяет его эффективность.

Сетчатую конструкцию заложили в проект крыла и фюзеляжа нового пассажирского сверхзвукового самолета. При моделировании и испытаниях были получены хорошие результаты. Проект будет продолжен и, вероятно, позволит выйти на новый уровень в авиационном материаловедении. Кстати, в этом компоненте российская конструкторская школа лидирует в мире.

"Мы увидим дальнемагистральные самолеты, которые будут использовать электроэнергию в качестве источника питания"

- Какие возможности дает интегральная компоновка воздушных судов в двигателестроении?

- Такие подходы дают простор для инженерного творчества. В частности, позволяют реализовать новые идеи по расположению двигателей, конфигурации оперения, размещению пассажирской кабины, грузового отсека.

Например, в ЦАГИ рассмотрели вариант воздушного судна, в конструкции которого используется эффект суперциркуляции. В этом случае силовые установки размещены не в нижней части крыла, а в верхней, где еще больше разгоняют воздушный поток. При этом возникает дополнительная подъемная сила за счет искусственного увеличения циркуляции несущей поверхности.

Вместе с тем в рамках концепции "летающего крыла" инженеры института прорабатывают варианты распределенной силовой установки нового типа - с множеством двигателей, размещенных под, над крылом, в передней и задней его части. Такие компоновки обеспечивают большую безопасность полета, поскольку группа силовых агрегатов компенсирует выход из строя одного или нескольких из них.

Также интегральные компоновки способствуют развитию эффективных гибридных схем, в которых объединены возможности тепловых и электрических двигателей. Вероятно, в середине века мы увидим дальнемагистральные самолеты, которые будут использовать электроэнергию в качестве основного источника питания.

- Какие транспортные средства создают в ЦАГИ для полетов внутри городских агломераций?

- Среди прочего в институте разрабатывают небольшой беспилотный вертолет с электродвигателем. Его главная особенность - это новая система управления. Обычные вертолеты используют сложные механизмы (вроде автомата перекоса), особенно у соосных схем, где устройство еще сложнее. В новом проекте управление происходит за счет двух хвостовых балок с регулируемыми соплами. Изменяя направление и силу воздушных струй, система создает нужные условия, чтобы вертолет мог стабильно летать и маневрировать. Это решение проще и эффективнее традиционных систем.

Помимо этого, инженеры института спроектировали летательный аппарат с фиксируемым в полете несущим винтом-крылом. Это судно может служить в качестве воздушного такси. Оно объединяет свойства вертолета и самолета - может вертикально взлетать и зависать в пространстве, но при этом развивает высокую скорость в горизонтальном полете.

После достижения определенной скорости несущий винт аппарата фиксируется, превращаясь в крыло самолетного типа, которое во время полета создает подъемную силу. В таком виде воздушное судно может разгоняться до 800 км/ч и преодолевать расстояния до 1000 км. Проект уже детально проработан, а работоспособность аппарата подтверждена с помощью компьютерного моделирования и натурных экспериментов с моделями в аэротрубе. Сейчас перспективы реализации проекта обсуждают с промышленниками. Достижение договоренностей позволит приступить к созданию демонстратора технологий и последующим этапам.

"У нас есть шансы снова стать первыми в разработке сверхзвукового пассажирского магистрального самолета"

- Сергей Леонидович, вам только что исполнилось 70 лет. Более 40 лет трудитесь в ЦАГИ. Как формировались ваши научные интересы?

- В детстве ходил в кружок авиамоделизма, нравилось работать руками. Сначала делал планеры, потом кордовые модели, затем радиоуправляемые. В стране поддерживали увлечение техническими видами спорта. Это разумная и правильная система - создание работающих механизмов стимулирует ум и развитие личности.

Позже начал решать задачи заочной физмат-школы МФТИ и решил идти в этот вуз по авиационному направлению. Так связал жизнь с авиацией. Пошел уже пятый десяток, как работаю в ЦАГИ. Это ведущий научный центр по-настоящему мирового класса. Могу назвать больше десятка направлений исследований института, по которым российская наука опережает мировые достижения.

- Какое воздушное судно вы бы хотели создать?

- У нас есть шансы снова стать первыми в разработке сверхзвукового пассажирского магистрального самолета. В 1968 году мы уже были первыми, запустив Ту-144. Сейчас можно сделать новое, современное воздушное судно, которое будет тратить меньше топлива, меньше загрязнять воздух и не будет создавать громкий хлопок при преодолении звукового барьера.

Для этих целей есть необходимые технологии, научные и инженерные знания. Нужно лишь немного смелости и ресурсов, чтобы реализовать проект. Наша промышленность завершает этап испытаний современных гражданских самолетов Superjet 100 и МС-21, которые скоро начнут перевозить пассажиров. Скорости полета будут около 850 км/ч. Чтобы сократить время перелетов по стране, нужен сверхзвуковой лайнер. С его помощью полет от Москвы до Владивостока, например, составит около четырех часов.

- На каком этапе этот проект?

- Сейчас при поддержке Минпромторга разрабатывается уменьшенный в размерах летный демонстратор технологий под названием "Стриж". Главная задача демонстратора - убедиться в том, что ключевые технологии как в области создания планера, так и в сфере проработки эффективной аэродинамики соответствуют нашим ожиданиям. Также в полете будет продемонстрирована возможность тихого преодоления звукового барьера и крейсерского полета со сверхзвуковой скоростью.

Работы по проекту ведутся в настоящее время, а летные испытания демонстратора технологий планируются в ближайшие три-четыре года.

- В мире появляются проекты, основанные на новых способах передвижения. Какие разработки в этой сфере ведут в ЦАГИ?

- Альтернативные разработки популярны у молодых специалистов. При ЦАГИ для этих целей создан технопарк - инновационная площадка для развития проектов в сфере высоких технологий. Там базируются стартапы и полет фантазии не знает границ! И это хорошая возможность для молодых конструкторов показать себя и создать необычные проекты, которые, может быть, найдут свое место в мире будущего.

Среди таких разработок можно привести в пример аппараты, основанные на принципе машущего крыла. В них разработчики стремятся воссоздать кинематику и динамику полета птиц и насекомых. Другой пример - устройство, которое в среде инженеров получило шуточное название "летающая кастрюля". У этого аппарата нет дна, а внутри находится пропеллер. Он создавался в качестве демонстратора технологий беспилотного летательного аппарата для оказания помощи в обслуживании высотного технологического оборудования и других целей.

Фото: ЦАГИ
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка