Минская правда
28 ноября 2024, 14:50
Истребитель И-16 снова в воздухе. Как нашли и восстановили легендарный "Ишачок"
Фонд "Крылатая память Победы" занимается поиском, подъемом и реставрацией самолетов Великой Отечественной войны с целью восстановления всех типов советских боевых самолетов того времени и создания "Бессмертного Авиаполка". Проект ведет свое начало с 1990-х годов и сегодня в коллекции фонда уже 12 летающих исторических самолетов, а еще два находятся в процессе восстановления.Реставрация проводится в Новосибирске, преимущественно на базе ООО "Авиареставрация". Там каждый самолет полностью разбирается, и все его элементы подвергается тщательному изучению. По редким архивным свидетельствам и найденным фрагментам воссоздается проектная документация. Отсутствующие и непригодные детали изготавливаются заново по оригинальным чертежам и технологиям для сохранения аутентичности. На последнем этапе аппарат собирается, испытывается и получает сертификат летной годности.
Из истории создания и нахождения на вооружении самолета И-16
Скоростной истребитель-моноплан И-16 был разработан в конструкторском бюро Николая Поликарпова. Первый полет состоялся 30 декабря 1933 года. Пилотировал машину легендарный испытатель авиационного завода № 39 Валерий Чкалов. Летные испытания показали, что советские конструкторы-авиастроители создали истребитель, превосходивший по своим характеристикам все отечественные и зарубежные машины такого класса.
И-16 создавался как скоростной истребитель, и одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Маленький, словно "мушка", его длина составляла неполные 6 метров, И-16 воплощал в себе идею скоростного самолета, выполнявшего к тому же весьма эффективно фигуры высшего пилотажа, что давало преимущества при ведении воздушного боя.
В 1934 году истребитель И-16 был принят на вооружение ВВС Красной Армии. Самолет выпускался в течение семи лет и имел более десяти модификаций, характеризовавшихся неуклонным возрастанием массы при тех же габаритных размерах, ростом мощностей двигателей и улучшением вооружения. Он обладал невероятной маневренностью, но был достаточно сложен в управлении. Советские летчики ласково называли его "Ишачок", испанцы - "Моска" ("Муха"), японцы - "Абу" ("Овод"), а немцы - "Рата" ("Крыса").
Боевое крещение И-16 состоялось в 1936 году в Испании. Другим серьезным испытанием "Ишачка" стало небо Китая, в 1939 году советские истребители И-16 успешно сражались в воздушных боях на Халхин-Голе на территории Монголии, а зимой 1939-1940 годов во время советско-финской войны.
И несмотря на то, что к 1941 году И-16 уже устарел, именно ему, самому массовому истребителю на тот момент советских Военно-Воздушных Сил (составлял почти половину всего истребительного парка авиации Красной Армии, прим.), пришлось вынести основную тяжесть воздушных боев начального периода Великой Отечественной войны.
Самолет И-16 серийно выпускался с середины 1934 по 1942 год включительно заводами № 39 имени В. Р. Менжинского (Москва); № 21 имени С. Орджоникидзе (Горький); № 153 имени В. П. Чкалова (Новосибирск) и № 458 (Ростов-на-Дону, а с 1942 года - в Баку). Всего было произведено 10 292 самолета И-16.
Как нашли и восстановили И-16, взлетевший на Параде Победы в Новосибирске
Фрагменты И-16 были найдены в 1992 году участниками проекта "Крылатая память Победы" в Карелии. Из воспоминаний руководителя фонда "Крылатая память Победы "Бориса Осятинского:
"Спустя годы сохранились лишь фрагменты деревянного фюзеляжа, центроплан, шасси, консоли, часть оперения, двигатель, кабина. Мы даже выяснили, что борт имел камуфляжный окрас. Но для того, чтобы разобрать самолет и доставить его части в Новосибирск, пришлось потрудиться. Надо было снять с него две пушки, четыре пулемета и приборную панель".
В том же 1992 году участники проекта "Крылатая память Победы" перевезли фрагменты самолета И-16 в Новосибирск. После длительного поиска и восстановления конструкторской документации реставрацию самолета провел Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова и компания "Авиареставрация". В Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С. А. Чаплыгина прошла окончательная сборка, наземные и летные испытания.
Своими впечатлениями о летных испытаниях самолета поделился тогда Заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук:
"Самолет 1939 года выпуска. Как на них воевали, для меня до сих пор не совсем понятно. Очень мало топлива - на 40 минут бензина. Надо дойти, найти противника, сбить его в этих условиях, еще и найти свой аэродром и вернуться обратно. Очень плохой обзор, нет никакой автоматики, даже нет авиагоризонта. Для того чтобы выполнить посадку, надо высунуться в поток (во встречный поток воздуха, прим.). Но решалась боевая задача. Садился летчик, и защищал Родину".
И советские летчики даже в условиях численного и технического превосходства противника в начальный период Великой Отечественной войны проявляли чудеса стойкости и героизма, летного мастерства, воюя на И-16. Вот лишь несколько примеров.
*** В первый же день войны летчик Иван Авеков на своем И-16 сбил два немецких истребителя "Мессершмитт", а 28 августа того же года в районе города Конотопа - два бомбардировщика "Хейнкель".
*** В июле 1941 года одними из первых в Великой Отечественной войне удостоились звания Героя Советского Союза летчики Петр Харитонов, Михаил Жуков и Степан Здоровцев, сражавшиеся на И-16.
*** Знаменитый летчик Виктор Талалихин в августе 1941 года именно на И-16 совершил первый в мире ночной таран.
Авторские права на данный материал принадлежат «Минская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114