Техносфера
11 июля 2025, 10:41
На каких двигателях летает самый крупный российский БПЛА Альтиус?
Начнем по порядку. Проект по разработке российского БПЛА "массой до 5 тонн" (НИР "Альтиус-М") стартовал в 2011 году. Его основным исполнителем было ОКБ "Сокол" (Научно-производственное объединение "Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова") в Казани, предприятие еще со времен СССР занималось темой беспилотников (создание воздушных мишеней на базе самолетов и т.п.). К разработке самого большого БПЛА подключились известные российские предприятия военно-промышленного комплекса.
В 2017 году сообщалось о двух построенных опытных экземплярах. Конечная сборка "Альтиусов" велась на Казанском авиазаводе (цех "КАПО-композиты"). В 2018 году произошла смена главного разработчика - вместо ОКБ имени Симонова было решено передать разработку БПЛА на Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), и в 2019 году возобновились летные испытания.
К концу 2021 года испытания "Альтиуса" были завершены и объявлено о начале его производства для Минобороны РФ. И вот с этого момента большая машина пропадает из информационного поля. Не по причине секретности, а по причине отсутствия нормального серийного двигателя. И в этом нет ничего удивительного, если посмотреть, на чем должны были летать серийные БПЛА "Альтиус".
Дело в том, что когда в 2010-х годах в России решили обзавестись своим очень большим ударным/разведывательным БПЛА, то вопрос с двигателями всех меньше всего беспокоил. Почему?
Во-первых, преобладало глупое, но очень популярное в то время в столице мнение, что можно купить то, чего нет за рубежом. Во-вторых, на предложения оперативно доводить до ума уже начатые разработки по своим новым двигателям, граждане с прозападными прошивками в головах реагировали вяло (см. первый пункт).
В итоге "Альтиус" (а вместе с ним и активно создававшийся тогда новый российский учебно-тренировочный самолет Як-152) получили 500-сильные 12-цилиндровые поршневые дизельные V-образные 4-тактные двигатели водяного охлаждения RED A03 разработки компании RED Aircraft GmbH Владимира Райхлина.
RED A03 был удачным продуктом, но локализация его в России выполнена не была. Компания, располагаясь в Германии, работала на Россию, и многие почему-то считали, что такая схема надежна и долгосрочна. В 2022 году власти Германии ее нарушили, а в 2023 году Райхлин был осужден судом ФРГ и приговорен к пяти годам лишения свободы "за незаконный экспорт в Россию с 2015 по 2021 годы для военного применения в обход германских санкций". В общем, неонацисты поступили вполне логично, и к тем, кто упорно продвигал подобные сложные схемы кооперации остаются много вопросов…
Именно поэтому встали Як-152 и "Альтиус". Но как выяснилось "внезапно" (спустя 3 года) по БПЛА снова идут работы и проводятся летные испытания. Утром 8 июля 2025 года во время захода на посадку один из "Альтиусов" упал неподалеку от аэродрома в Казани ("во время полета неустановленными внешними средствами РЭБ была нарушена спутниковая навигация, посадка осуществлялась в инерциальном режиме, произошла нештатная ситуация"). Это вызвало радостный визг отечественных и зарубежных критиков и "специалистов по авиации". Фото и кадры с разбившейся машиной тиражировали весь день в соцсетях и на сайтах. Между тем, истерящие субъекты не уловили главную новость - для "Альтиуса" появились (или скоро появятся) двигатели. Какие - самый интересный вопрос, так как полных аналогов 500-сильных RED A03 Райхлина у нас вроде как в авиации нет, ближайший вариант - ВК-800СМ (800 л.с.) - кстати, тоже находящийся в разработке под управлением УЗГА. Возможно, что подняли в небо один из ранее построенных "альтиусов" (с хранения) для отработки новых систем управления, а через какое-то время появится новый вариант с русскими двигателями. Просто так гонять огромный БПЛА с почти 30-метровым размахом крыла и 5-тонной массой вряд ли имеет смысл, а вот если программа по его новой модификации запущена, то очень даже такие полеты нужны. В общем, пока "всепропальщики" плакали, а враги аплодировали, вырисовывается интересная картина.
Теперь о том, что можно делать при помощи "Альтиуса". Изначально его позиционировали как разведывательно-ударную машину - с одной тонной управляемых ракет/бомб на борту и дальностью полета до 7000 км. Кроме спутникового канала управления БПЛА имеется бесплатформенная инерциальная навигационная система, с которой дрон может работать автономно. Также сообщалось об установке бортовой РЛС с АФАР. Такой беспилотник может стать платформой для систем радиоэлектронной борьбы и разведки, радиолокационного обнаружения летающих объектов (самолеты, вертолеты, БПЛА) и т.д.
Так что ждем новые "Альтиусы" с ВК-800СМ или с какими-то еще вариациями отечественных двигателей. А беспилотники, как и самолеты, иногда могут падать во время испытаний, и это вполне нормально.
Авторские права на данный материал принадлежат «Техносфера». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
В УУНиТ проходит Международная олимпиада по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф. Можайского
Декабрь 22, 2025
Аэропорт Владивостока на два часа приостановит работу из-за пожарных учений