О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Одно небо на двоих": пилот Московского авиацентра о своем пути в День авиации и космонавтики

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики - праздник двух великих отраслей, успешно делящих одно небо на двоих. Для специалистов Московского авиацентра это особенная дата, многие так или иначе связаны с космической отраслью. Некоторые пилоты авиацентра закончили Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина в Монино, кто-то служил в космических войсках ВКС России, а других родители назвали в честь первого космонавта.

Не секрет, что космонавтика и авиация неразрывно связаны. Исторически сложилось, что развитие космической отрасли во многом опиралось на знания и опыт авиации. Так, первых космонавтов отбирали исключительно из числа военных летчиков, а для их обучения использовались уже существующие и модернизированные авиатехнологии. Многие космические инженеры вышли из числа конструкторов самолетов и ракетостроения. А для транспортировки элементов спутников, ракет-носителей и других всегда использовались транспортные самолеты.

В День космонавтики мы поговорили с пилотом Московского авиацентра Владимиром Ш. Сегодня вертолетчик обеспечивает безопасность столицы и ее жителей, а вот в далекие 90-е он был непосредственным участником запуска, позже и поиска спускаемых космических аппаратов, а также встречал экипажи. В жизни Владимира сплелись две великие и необъятные небесные отрасли - авиация и космос.

"Выбор профессии был предопределен: мой отец служил военным летчиком и любовь к небу привил с пеленок. Вместе с тем тогда в Советском союзе, да и в мире в целом, не переставая обсуждали волнующий и малоизведанный Космос. Конечно, я тоже увлекся этой темой. Поэтому, когда после окончания Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков меня распределили на Байконур в космические войска, я был несказанно рад. За успехи в учебе мне выпала большая честь - стать частью великого дела и заниматься любимой работой, - поделился пилот.

В задачи вертолетчиков при Байконуре входили облеты пусковых площадок, оповещение и контроль безопасности местного населения перед стартом ракет, содействие в запуске всех космических объектов, готовность оказать экстренную помощь космонавтам в случае неудачного пуска, а также различные транспортные функции.

"Спустя 8 лет службы на Байконуре - в начале 20-х годов - появилась возможность перевестись в Москву, в Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания. Я стал специалистом по организации связи с местом посадки. Парадоксально, но, поменяв космодром на столицу, я оказался еще ближе к космонавтике. Теперь в составе оперативно-технической группы я прибывал к вернувшейся домой капсуле с космонавтами первым", - вспоминает Владимир.

Дух захватывало от одного только представления всей мощи этого процесса. Отстыковавшись от международной космической станции, экипаж корабля "Союз", например, разворачивался в нужном направлении, ставил двигатели на торможение и начинал спуск по орбите. Дальше происходило разделение на бытовой отсек (в нем созданы условия для временного пребывания космонавтов), приборно-агрегатный (в нем - двигатели, оборудование, аппаратура) и сам спускаемый аппарат с космонавтами на борту. Лишь последняя часть возвращалась на нашу планету, все же остальные безвозвратно сгорали в плотных слоях атмосферы. На высоте 9,7 км раздавался громкий хлопок - так раскрывался парашют спускаемого аппарата, который планировал на Землю.

"В этот момент в небе уже висят десятки воздушных судов, а внизу капсулу ожидают сотни людей различных профессий. Весь цикл занимает 45-50 минут, но это очень тонкий и сложный процесс. Космонавты испытывают сильнейшие перегрузки. После посадки капсулы встречающие открывают люк и помогают астронавтам выбраться, транспортируют их в специальные кресла и проводят первичный медицинский осмотр. Такая помощь обязательна, ведь по возвращении домой движения даются им с трудом - пока тело находится в невесомости, мышцы постепенно атрофируются от недостаточной нагрузки, а кости теряют много кальция", - пояснил Владимир.

Пилот признается, что словами невозможно передать тот драйв, который испытываешь во время поиска приземлившейся капсулы и встречи космонавтов. Такой особенный опыт Владимир использует и сегодня. Работая в авиации экстренного реагирования столицы, он всегда готов к любым поворотам и за считанные минуты может прибыть на помощь людям.

"Космос стал одной большой важной главой в моей книги жизни, но все же основные части в ней - это авиация. Летное дело красной нитью прошло через меня с самых пеленок и продолжает трогать сердце по сей день. Каждое дежурство я сажусь в кабину любимого вертолета, отрываюсь от земли и выполняю серьезную задачу - охраняю наш мегаполис, при необходимости сражаясь с огненной стихией. Так что история моего многотомника продолжается...", - улыбается Владимир Ш.
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка