СПбПУ
24 октября 2023, 14:41
ПАО "ОДК-Сатурн" и СПбПУ представили результаты внедрения платформы CML-Bench на предприятиях двигателестроения
Актуальность внедрения технологии разработки цифровых двойников в двигателестроении отметил проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ Алексей Боровков: "По прогнозу экспертов, к 2030 году планируется кратный рост количества произведенных новых самолетов и, соответственно, двигателей. Чтобы ответить на такие вызовы и сократить сроки разработки, нам нужен принципиально другой подход. Ведь известно, что, чем позже мы вносим изменения при разработке изделия, тем выше будет его себестоимость и тем длительнее будут сроки разработки. Поэтому отрасли необходим инструментарий, позволяющий анализировать и вносить изменения на ранних этапах работы".
Далее начальник отдела перспективных разработок в двигателестроении ПИШ СПбПУ "Цифровой инжиниринг", руководитель направления двигателестроения в развитии Цифровой платформы CML-Bench® Александр Себелев представил хронологию сотрудничества АО "ОДК" и СПбПУ, которое началось с подписания дорожной карты в 2018 году. Так, в 2019 году стартовал проект по разработке цифрового двойника авиационного двигателя ТВ7-117СТ-01 (проект реализовывался в интересах АО "ОДК-Климов"), который в 2022 году был успешно завершен, а в начале 2023 года двигатель получил сертификат типа.
Всего за 16 месяцев инженеры СПбПУ создали виртуальные испытательные стенды с использованием Цифровой платформы CML-Bench® применительно к циклу проектирования узлов газотурбинных двигателей на примере узла турбины высокого давления для ПК "Салют" и узла турбины низкого давления для ПАО "ОДК-Сатурн". Произошло развертывание окружений Цифровой платформы ПК "Салют" АО "ОДК" и ПАО "ОДК-Сатурн". "При развертывании Цифровой платформы учитываются все особенности инфраструктуры Заказчика", – отметил Александр Себелев.
Отдельно эксперт остановился на возможностях переноса инженерных данных и разработок из платформы Siemens Teamcenter в платформу CML–Bench®. Так, например, 1570 компонентов цифрового двойника двигателя ТВ7-117СТ-01 переносятся из Siemens Teamcenter за 17 минут.
Заместитель начальника ОКБ-1 ПАО "ОДК-Сатурн" по расчетно-исследовательским работам Кирилл Виноградов рассказал об опыте работы ПАО "ОДК-Сатурн" и СПбПУ:
"Нас с Петербургским Политехом связывает долгое, плодотворное сотрудничество. Подходит к концу наш главный, эпохальный проект, который мы совместно реализуем по заданию Минпромторга России – разработка экспериментальной технологии создания цифрового двойника морского газотурбинного двигателя и редуктора. В рамках проекта получены уникальные результаты, доработана цифровая платформа CML-Bench®, выполнено большое количество виртуальных испытаний, валидированы компьютерные модели. По сути, развернуто абсолютно новое научное направление, которое, я надеюсь, станет дальнейшим толчком к цифровой трансформации и ПАО "ОДК-Сатурн", и всей Объединенной двигателестроительной корпорации".
Спикер напомнил, что до 2021 года само понятие "цифровой двойник" специалистами толковалось по-разному. Разработка в 2021 году и вступление в силу 1 января 2022 года Национального стандарта Российской Федерации - ГОСТ Р 57700.37–2021 "Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения" позволило четко сформулировать определения: цифровой двойник изделия, цифровая модель изделия, цифровые (виртуальные) испытания и др.
Возвращаясь к НИРу (научно-исследовательская работа) по разработке цифрового двойника, шифр "МГТД", Кирилл Андреевич отметил, что газотурбинный двигатель – это одна из самых сложных мультифизичных систем, которую крайне трудно разработать в короткие сроки и без большого количества инженерных испытаний. Поэтому важно было все, что можно, моделировать в цифре и использовать при этом самые передовые методы проектирования: "Мы в "ОДК", начиная работать над этим НИРом, а также настраивая эти процессы во всей корпорации, обратили внимание, что цифровой двойник – это на самом деле подход к проектированию, который требует изменения процессов, которые происходят в наших КБ и на наших производственных площадках. При этом его суть и основа – это комплексная компьютерная модель".
Далее спикер отметил, что ключевая составляющая цифровой платформы - это модуль управления требованиями, так как большое количество требований к ГТД крайне сложно формализуется, поскольку они оформлены не цифровыми значениями, а абстрактными формулировками. В итоге был существенно расширен функционал модуля управления требованиями – суммарно было разработано порядка 1200 требований для изделий в рамках НИР. Более 800 высокоточных моделей было создано, валидировано на основе имеющегося в АО "ОДК" опыта, а также по результатам инженерных испытаний морского ГТД.
Кроме того, цифровая платформа позволяет оптимизировать процесс управления требованиями и, как результат, повысить качество разрабатываемого изделия и точность его соответствия требованиям заказчика и нормативной документации, позволяет создать единое пространство для выполнения виртуальных испытаний, систематизации, хранения и актуализации расчетных данных, а также реализовать взаимодействие со смежными информационными производственными и испытательными системами предприятия. Таким образом, бизнес-процессы, которые возникают при разработке ГТД, интегрированы в платформу.
"Технология создания цифрового двойника для управления жизненным циклом морского ГТД и редуктора разработана на основе отечественного программного обеспечения. Ключевые решения – это наша отечественная разработка. Эта технология будет применяться в качестве корпоративного решения АО "ОДК" при выполнении текущих и перспективных ОКР", – заключил Кирилл Виноградов.
Напомним, что в 2021 году между СПбПУ и ПАО "ОДК-Сатурн" был заключен лицензионный договор на приобретение ПАО "ОДК-Сатурн" 200 лицензий Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®.
Авторские права на данный материал принадлежат «СПбПУ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
