ЦАГИ
1 декабря 2025, 12:01
Поздравление генерального директора ФАУ "ЦАГИ", члена-корреспондента РАН К.И. Сыпало со 107-летием ЦАГИ
В день 107-летия ведущего центра авиационной науки хотелось бы вспомнить о его ключевых этапах становления. Институт начинался с нескольких отделов - общетеоретического, авиационного, экспериментально-аэродинамического, изучения и разработки конструкций ветряных двигателей, средств сообщения, опытно-строительного, летного, научно-технической специализации по аэро- и гидродинамике и др. После ухода из жизни Николая Егоровича ЦАГИ возглавил его сподвижник - один из мэтров аэромеханики и аэродинамики Сергей Алексеевич Чаплыгин. Огромен его вклад в формирование облика института. Начало строительства передовой экспериментальной базы, разработка теории крыла, воздушного винта, устойчивости и управляемости самолета, изучение флаттера - это лишь некоторые штрихи того времени.
В этот важный для всех нас день мы вспоминаем имена выдающихся ученых, вписанных в историю российского и мирового авиастроения. В ЦАГИ в разные годы творили великие исследователи Владимир Петрович Ветчинкин и Алексей Михайлович Черемухин, Сергей Алексеевич Христианович и Мстислав Всеволодович Келдыш, Александр Александрович Архангельский и Георгий Петрович Свищев. Здесь начинали свой путь Андрей Николаевич Туполев, Павел Осипович Сухой, Михаил Леонтьевич Миль и другие известные конструкторы.
Великая Отечественная война стала для ЦАГИ настоящим испытанием, проверкой на прочность. Ученым института пришлось преодолеть трудности эвакуации, скудные условия жизни, все тяготы войны. Однако даже в столь беспрецедентно сложных обстоятельствах не прекращались исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых летательных аппаратов. Доводились до совершенства знаковые экспериментальные установки - зал статических испытаний, большие аэродинамические трубы Т-101, Т-104, Т-105. Была создана опередившая время Т-106, позволившая приблизиться к звуковому барьеру и впоследствии преодолеть его.
Накопленный научно-исследовательский потенциал послужил плацдармом для новой эры - больших скоростей и реактивных самолетов. В числе наиболее ярких проектов той эпохи - исследования аэродинамики и динамики полета воздушных судов с крылом изменяемой геометрии, участие в создании уникальной авиакосмической системы "Энергия-Буран", разработке первого советского сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144.
Сегодня мы продолжаем научные исследования в интересах стратегически важных проектов. Ведется работа в области сверхзвукового транспорта, магистрального и регионального самолетостроения, беспилотной и винтокрылой летательной техники.
Уверен, что впереди у нас с вами еще много бесценных открытий на благо российского авиастроения! Не за горами следующий этап технологического развития, новые вызовы в сфере инновационных технологий и цифровизации. В день рождения ЦАГИ желаю вам больше оптимизма и настойчивости в достижении поставленных целей. Здоровья, счастья и благополучия!
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики.
Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
Ученые СКФУ разрабатывают дроны-спасатели для ликвидации последствий ЧС