О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Преподаватель МАИ Тимур Гафитулин: "Инженер - это творец"

В современном инженерном образовании креативность и умение нестандартно мыслить становятся такими же важными, как и фундаментальные технические знания. Именно поэтому в институте № 14 "Передовая инженерная школа" Московского авиационного института студенты изучают курс "Креативные практики и теории решения изобретательских задач" (ТРИЗ). Его ведет Тимур Гафитулин - специалист, который вырос в семье инженеров-изобретателей и сам стал продолжателем дела отца - одного из первых в стране мастеров теории решения изобретательских задач. В интервью Тимур Маратович рассказывает о том, как чувство юмора и психология помогают в преподавании, почему инженеру нужно быть творцом и что делает профессионалов этой области по-настоящиему счаствливыми.

- Тимур Маратович, почему вы решили выбрать ТРИЗ?

Я родился и вырос в Жуковском, родители работали в ЛИИ им. М. М. Громова: оба окончили Казанский авиационный институт. Отец, Марат Семенович, был инженером и руководил конструкторской бригадой, занимался изобретательством и имел авторские свидетельства. Он прошел обучение у Генриха Альтшуллера, основателя ТРИЗ, и стал одним из первых мастеров в стране. Мама, Рашида Аюповна, работала в группе САПР - они занимались внедрением систем автоматизированного проектирования на первых моделях компьютеров

Можно сказать, что я вырос в авиационной и одновременно педагогической среде. Отец преподавал и даже защитил кандидатскую по педагогике. По отцовской линии у нас много учителей: бабушка, дедушка, тети. Так что мой выбор был закономерен.

- Вы ведь могли, например, построить собственный бизнес. Почему решили именно преподавать, делиться знаниями?

Бизнес я все же строить пытаюсь, есть своя небольшая компания по разработке курсов. А насчет преподавания, наверное, это было неизбежно - и по семейной линии, и по интересам. Отец вел кружок юных изобретателей в школе, и я видел, как он зажигает у ребят интерес.
Кроме того, в школе нас возили на профориентационные тесты. У меня выявили склонность к организаторской деятельности - советовали учиться на педагога или режиссера. Второе удалось реализовать через школьный КВН, который даже спустя годы никуда не ушел, мы до сих пор собираемся с ребятами: квартирниками, маленькими концертами. А окончив университет, я понял, что мне важно передавать знания, особенно в области изобретательства и креатива.

- Как вы попали в МАИ?

С МАИ меня связывает давняя история. Я планировал здесь учиться и даже сдал вступительные экзамены, но в итоге поступил в МГУ на направление педагогической психологии - это оказалось ближе. Так я стал специалистом по программам обучения и развития.

После окончания МГУ мы с однокурсниками занимались проектами образования будущего в Сколково и АСИ, участвовали в масштабном проекте "Форсайт образования". Там мы познакомились с представителями ПИШ МАИ. Меня впечатлила их убежденность в том, что современному инженеру нужны не только технические, но и гуманитарные знания. Мы долго обсуждали эту идею, и вскоре я получил приглашение провести в университете пилотные занятия по креативным практикам и основам ТРИЗ.

У нас с отцом есть многолетняя практика обучения инженеров и производственников креативности и ТРИЗ. Среди наших заказчиков - "РусГидро", "Норникель", НЛМК, "Северсталь" и другие корпорации. Я был рад, что сотрудники МАИ пригласили нас. Хотя поначалу сомневался: нужны ли эти методы студентам, ведь они разрабатывались для уже действующих инженеров? Но занятия показали: студентам интересно, и те, кто освоил практики, начинают по-новому мыслить и демонстрировать нестандартные подходы к задачам.

- Вы используете креатив на своих занятиях? Как проходят пары?

Да, конечно. Из последнего: я дал студентам задачу придумать как можно больше способов применения гелиевого шара в комнате для научных экспериментов или практических целей. К моему удивлению, ребята очень быстро справились - они сразу начали предлагать проекты и даже проводить испытания: комнатная воздухоплавательная транспортная система, прибор для измерения скорости сквозняка, шарик-мишень для противодронных орудий и самое необычное - "шарики-держатели" для модной прически.

Занятия я делю на два этапа. Первый посвящен техникам креативного и системного мышления - это инструменты для развития собственных идей. Второй - основам ТРИЗ: законам развития техники, работе с противоречиями и изобретательским приемам.

Главная особенность курса в том, что он стоит "над" инженерной практикой: сначала нужно уметь быть инженером, владеть базовыми знаниями математики и физики, а уже потом применять методы изобретательства. Так как не у всех студентов есть практический опыт, курс рассчитан "на вырост" - он помогает со временем перенести теорию в реальные проекты.

Также студенты делали прогноз будущей авиационной техники и анализировали современные новинки - электросамокаты, робот-пылесосы, беспроводные наушники. Это позволяет сразу применять креативные приемы на живом материале и видеть, как идеи становятся инженерными решениями.

- Как креативное мышление помогает инженеру?

Креативность нужна инженеру на каждом шагу. В самом слове "инженер" заложен смысл "рождающий". Создавая новое, инженер придумывает альтернативную реальность техники и воплощает ее в жизнь.

Но работа не заканчивается на идее. Нужно собирать модель, тестировать ее, разбираться с данными, вносить правки. Прототипы проверяются пользователями, собирается обратная связь. Если проект "заработал", его масштабируют, запускают в серию, обучают операторов. На каждом этапе приходится искать новые подходы - и к технике, и к людям.

Креативность помогает сохранять мотивацию. Она дает новые смыслы для себя и команды, особенно в периоды неудач, которые иногда затягиваются надолго.

- Как студенты относятся к вашему курсу?

Судя по отзывам, им нравится возможность мыслить шире. Иногда они удивляются, что решение задачи лежит не в их специальности, а на стыке областей. Это открывает глаза.

Самое ценное - когда студенты приходят со своими проектами: конфигурация дронофермы, устройство для забора воды, дрон с откидной батареи.

- Как вы применяете свой опыт психолога в обучении?

В психологии есть множество направлений, полезных для преподавания. Организационная психология, инженерная и психология труда помогают глубже понять деятельность оператора техники, вопросы эргономики, ведь мы создаем технику прежде всего для человека. Педагогическая психология, в одной стороны, позволяет создавать более интересные и вдохновляющие программы, с другой стороны, делать эти программы ориентированными на конкретный результат, управлять процессом усвоения знаний. А психология личности напоминает: каждый студент уникален и к каждому нужен свой подход.

Если инженер смотрит на мир через призму техники, то психолог - через призму человека и его потенциала. Моя задача - помочь студенту раскрыть этот потенциал.

- Что нужно студенту, чтобы сдать у вас экзамен?

Во-первых, знать теорию креативного процесса и приемы ТРИЗ - 40 приемов нужно выучить наизусть. В самих приемах заключена изобретательская мудрость - они позволяют понять, что ценно для изобретателя - получить максимум пользы минимальными затратами и как именно это делается.

Во-вторых, уметь решать нестандартные задачи, в том числе с помощью искусственного интеллекта. Языковые модели содержат алгоритмы АРИЗ, и студенты должны уметь правильно формулировать запросы, анализировать решения и видеть ошибки.

В-третьих, уметь прогнозировать развитие систем, видеть закономерности техники и направления ее эволюции.

- Хватает ли у вас времени на личную жизнь, чем любите заниматься в свободное время?

Да, вполне хватает, я окончил музыкальную школу, и музыка до сих пор важна для меня. Люблю рок, джаз, электронику. У меня есть коллекция аппаратуры: проигрыватели винила, катушечные и кассетные магнитофоны, CD-плееры.

Мне интересно слушать записи в том виде, как они звучали в свое время. Звук 70-х и звук 90-х - разные ощущения. Так же и в технике: старые механизмы помогают понять преемственность решений. На занятиях я приносил студентам аппаратуру 70-х, мы слушали пластинки - это был необычный опыт для них.

- Что для вас самое ценное в жизни?

В общественном плане - семья и родина. У нас великое наследие, и важно ему соответствовать.

В личном плане - внутреннее напряжение, неудовлетворенность, неразрешенные задачи. Именно они двигают вперед. Для творческой личности это главное.

- Быть преподавателем - это не только делиться знаниями, это также требует большой эмоциональной отдачи. Что помогает восполнить внутренний ресурс?

Прогулки, очень люблю гулять, есть любимые места в разных городах: в Москве это, конечно, Моховая улица, где прошли мои студенческие годы, и комплекс МГУ на Воробьевых горах. Любил бывать в Политехническом музее, жду его открытия.

Я бы посоветовал студентам обязательно побывать в наших подмосковных наукоградах - Жуковском, Королеве, Дубне, Черноголовке. Это особая атмосфера науки и инженерии. И, конечно, стоит заглядывать и в разные университеты: ВГИК, МГИМО, медуниверситеты, Сколтех. Студенчество - уникальное время для открытий.

- Какой совет вы бы дали студентам?

Надо помнить, что инженер - это творец. Его способ существования - новые разработки. Счастье инженера в том, что его изделия работают и приносят пользу людям. Но путь непростой: конкуренция, ограничения, сопротивление среды. Чтобы все это преодолеть, нужно верить в свой путь и иметь страсть к нему. Тогда хватит сил на любые препятствия.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка